Доказано, что березниковцы – не бедные люди. А нищие

В Березниках Пермского края очень немного частных автомобилей. И много рекламы кредитных структур. То, и другое - признаки бедности и даже нищеты.

Благосостояние населения Березников, может быть, и растёт. Но в любом случае оно остаётся самым низким в России. И дело не только в том, что в Березниках самая высокая в Пермском крае стоимость пресловутой «потребительской корзины». Дело в том, что доходы березниковского населения крайне низки.

Березниковцы получают (зарабатывают?) мало, наверное, слишком мало денег. Особенно, в сравнении с другими российскими локациями. Несмотря на наличие у нас работающей крупной промышленности, и уникального Верхнекамского месторождения. Несмотря на то, что самое большое количество березниковцев – около 12 000 человек работают на ОАО «Уралкалий» и его дочерние предприятия, а «Уралкалий», в свою очередь, является самым богатым предприятием в Березниках и именно зарплаты калийщиков считаются, да и являются самыми высокими (во всяком случае, средняя зарплата).

Несмотря на всё это жители Березников – самые бедные горожане во всей России. Теперь это доказано независимым исследованием… российского автомобильного рынка. Рухнул последний аргумент оптимистов, утверждавших, что березниковцы живут не так уж и плохо.

Два года назад независимые исследователи сделали вывод, что едва ли 10-15 % трудоспособного населения Березников имеют относительно нормальный уровень доходов. Вывод был сделан на основе данных о количестве заграничных паспортов, находящихся на руках березниковцев.

В основе рассуждений лежали известные экономические теории о том, что зарплата или любой другой доход должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы (в этом сходились самые различные учёные – и Рикардо, и Маркс, и Кейнс). Соответственно, получаемый человеком доход должен обеспечивать не только ежедневный прокорм его и его семьи, но и возможность нормального отдыха в течение месяца. Проще говоря, ежегодного отпуска. Поскольку необходимость такого отпуска для нормального восстановления человеческих сил (воспроизводства рабочей силы) научно доказана.

А поскольку для современного российского гражданина наиболее нормальным, комфортным является отпуск за границей (и, кстати, более дешёвым, чем традиционные для советских людей поездки «на море»), то для него, естественно, необходимо наличие заграничного паспорта. И понятно, что у всех, кто имеет возможность регулярно ездить за границу и делает это, такой паспорт имеется. И понятно, что наличием загранпаспорта не заморачиваются те, кто в отпуск ходит, но проводит его по средствам, например, на собственном садовом участке или лёжа на диване. Причём, понятно, что заграничный паспорт имеется неизбежно и у тех, кто за границей не отпуск проводит, а бывает там по работе – но эта категория работников, опять же, является вполне высокооплачиваемой. Даже если во время отпуска они предпочитают курортам Ямайки сплав по сибирским рекам.

Естественно, речь идёт не о сверхдоходах, а именно о доходах нормальных, т.е. позволяющих человеку восстанавливать силы после работы, а не работать на износ до самой смерти (причём наверняка преждевременной). Т.е. даже о людях небогатых, а можно сказать даже – бедных. И численность людей, имеющих нормальные доходы, примерно равна числу людей, имеющих заграничные паспорта.

Разумеется, этот показатель вполне условен и следует допускать довольно большую погрешность. Например, действительно существует энное число людей, которые вполне состоятельны, но не владеют заграничным паспортом из принципиальных соображений, дым Отечества им слаще и приятнее. Разумеется, у них нет загранпаспортов. Хотя, повторю, доход у них вполне нормален. Впрочем, число это, умозрительное, число людей вполне может компенсироваться другой умозрительной категорией – тех людей, которые всю жизнь копили деньги на зарубежную поездку, недоедали, недоодевались и вот, выехали в Турцию первый (и последний) раз за всю нищенскую жизнь. Однако у такого человека имеется загранпаспорт (он выдаётся, напомню, сроком на пять лет).

Исходя из этой логики были произведены подсчёты, которые и дали примерное количество березниковцев, доход которых может считаться нормальным для жизни человека. 10-15 % от числа трудоспособного населения.

После того, как эти выводы были представлены широкой публике «Иной газетой» и на Березниковском Форуме, раздались многочисленные возражения, самым главным из которых стало указание на количество автомобилей. Которые, по мнению, оппонентов точнее, нежели загранпаспорт, указывают на уровень благосостояния (нетрудно вспомнить советскую традицию определения богатого человека: «квартира – машина – дача»). Точных сведений никто из оппонентов привести не смог, но умозрительные аргументы приводились: количество автосалонов в Березниках, пробки на березниковских улицах и т.д.

Сейчас рухнул и этот аргумент. . Город Березники Пермского края занял последнее место в рейтинге россйских городов по уровню обеспеченности населения автомобилями.

Как сообщает портал Autonews со ссылкой на исследование аналитического агентства «Автостат», по состоянию на начало 2010 года средний показатель обеспеченности легковыми автомобилями в России составил 233 шт. на 1 тыс. жителей. Причём, этот уровень неуклонно растёт - к началу 2009 года на 1 тыс. россиян приходилось по 225 легковых автомобилей, в 2008 году – 207 автомобилей, в 2007 году – 188 автомобилей. Половина российского автопарка приходится на города с населением больше 100 тыс. жителей, отмечает "Автостат".

На первом месте по уровню обеспеченности автомобилями из городов с населением более 100 тыс. – г.Одинцово (Московская область), где на 1 тыс. жителей приходится 398 автомобилей. Вторую строчку занял Воронеж с показателем 370 ед. Далее следуют города Подмосковья – Люберцы (353 ед.), Мытищи (349 ед.), Красногорск (347 ед.), Сергиев Посад (344 ед.). Эксперты объясняют такой высокий уровень автомобилизации тем, что Подмосковье сейчас активно застраивается, и данные по численности населения, реально проживающего в этих городах, несколько отстают. Седьмое место по обеспеченности автомобилями занимает Краснодар (341 ед.), один из лидеров региональных авторынков. На восьмой позиции Сургут (340 ед.), на девятой – Петропавловск-Камчатский (333 ед.). Замыкает десятку лидеров г.Обнинск (Калужская область) (330 ед.).

Москва с показателем 307 автомобилей на 1000 жителей занимает 17-ю позицию рейтинга, а Санкт-Петербург (280 ед.) – 28-ю. Всего в рейтинг вошло 157 городов РФ.

«Последнюю строчку в рейтинге занимает г.Березники (Пермский край), в котором на 1 тыс. жителей приходится 126 автомобилей», - сообщает портал.

Единственный комментарий, который можно добавить к данному факту, это то, что 126 автомобилей на 1000 жителей составляет примерно 12,6 %. Вполне совпадает с результатом, полученным путём подсчёта «через загранпаспорта». Итак, хоть по загранпаспортам считай, хоть по автомобилям, не менее 75, а может, быть и 80 % или даже 85 % березниковцев живут не на грани бедности, а за ней. Получаемых ими доходов не хватает на обеспечение нормальной жизни. И число таких людей в Березниках, можно догадаться, растёт.

Кстати, этот показатель, в свою очередь, очень напоминает результаты недавнего голосования на выборах местного мэра и местных депутатов 14 марта – 75 % березниковских избирателей на избирательные участки не пришли.

Понятно, что тут имелись совсем другие причины, которые уже обсуждены и повторяться не станем. Но всё-таки. 100 000 взрослых березниковцев, живущих за чертой бедности. 100 000 взрослых березниковичей, которые, когда им предложили сказать режиму БХ «да» и только «да», сказали «нет» или промолчали в ответ. В первом случае речь о социальном неравенстве, во втором – о социальной, социально-политической напряжённости. И, наверняка, по большей части и в том, и в другом случае это одни и те же люди.

Лично я бы задумался.


Автор – учредитель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Фото: Ирина Ковбасюк
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


социальное неравенство

  • Но почему же, собственно, это «ловушка»? Может быть, это просто безнадега лишает сил и воли к действиям? Деморализованные люди часто винят в своем тяжелом положении что угодно и кого угодно, кроме самих себя
  • На прошлой неделе под лестницей у магазина «Колос» в Березниках поселился бомж. Он расположился прямо в центре города…
  • Как и почему российские банки дестимулируют потребление россиян
  • Инна Рукосуева о том, как живётся в самом бедном городе России
  • Правительство согласовало с президентом очередную «пенсионную реформу». Тем из работающих пенсионеров, кто получает больше 83 тыс. руб. в месяц, пенсии платить перестанут
  • Алёна Солнцева о том, почему новая российская буржуазия рискует потерять всё