Культуру загнать на окраину, студентов выгнать!

Текст: Марина Сизова

После объединения Коми округа и Пермской области прошло почти пять лет. 1 декабря 2010 года край отпразднует свой небольшой юбилей. Как изменилась жизнь в бывших двух субъектах Федерации после того как они стали единым целым? Об этом – серия публикаций в новой рубрике «Пермских новостей» – «Пятилетка края».

На этой неделе жителей Коми округа потрясли три новости. Первая: в Кудымкаре в результате реорганизации нескольких ключевых учреждений появился новый этнокультурный центр. Вторая: на должность директора центра назначена Светлана Аристова. Третья: училище №4 официально прекратило своё существование.

Все эти новости взаимосвязаны. Не успев появиться, этнокультурный центр уже вызвал два больших скандала.

ТИХОЙ САПОЙ
Первый скандал разразился весной прошлого года, когда по Кудымкару стали ходить слухи о ликвидации четырёх учреждений культуры – Коми-Пермяцкого книжного издательства, известного ансамбля «Шондiбан», «Центра национальной культуры» и окружного киноцентра. Общественность писала встревоженные письма в разные инстанции, начиная от своего нового (после объединения округа и области) учредителя – краевого агентства по управлению госучреждениями, и заканчивая Президентом РФ, обвиняя краевые власти в культурном геноциде коми-пермяков. Но в агентстве хранили гордое молчание, не затрудняя себя объяснениями и не спеша ни развеять слухи, ни подтвердить. И лишь когда скандал выплеснулся за пределы края, обеспокоенные всё более громкими обвинениями в свой адрес чиновники поспешили уверить: никакого геноцида нет и в помине, речь идёт лишь о реорганизации учреждений. В течение последних нескольких лет за словом «реорганизация» в Пермском крае прочно закрепились новые синонимы – «ликвидация» и «оптимизация». Поэтому заявление учредителя большого оптимизма не вызвало. Вскоре выяснилось, что краевое агентство по управлению госучреждениями настаивало на двух вариантах: либо пуститься в автономное плавание, либо объединиться под одной крышей нового учреждения – единого этнокультурного центра. Настойчивость агентства поражала: решить судьбу знаковых организаций, имеющих большой опыт и богатую историю, внёсших значительный вклад в развитие национальной культуры, предлагалось где за сутки, а где и вообще немыслимо – за два часа! От свободного плавания организации отказались почти сразу – не выплыть. Идея единого центра настораживала. Подобных аналогов – объединения в одну организацию издательства, киноцентра, ансамбля, центра национальной культуры, позже стали говорить ещё о центре дополнительного образования, – в Пермском крае нет. Ставить эксперименты в данной области казалось рискованным. Закрыть тихой сапой отделы легче, чем самостоятельные учреждения. Прошёл год. Страсти поостыли. Несогласных – кого уговорили, кто устал и сам поднял белый флаг. В итоге рождение нового центра оказалось незаметным и незамеченным. Агентство попросило директоров учреждений сдать дела, на этой неделе они должны получить свои трудовые книжки. В среду, 14 апреля, коллективам бывших учреждений культуры представили нового директора – Светлану Аристову, прежде представлявшую на территории округа интересы уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Все объединённые учреждения продолжают занимать свои площади. В будущем центр планирует разместиться на базе бывшего училища №4. И тут тоже не обошлось без скандала. Потому что училище – против.

УЧИЛИЩЕ – ПРОТИВ
На этой неделе представители училища №4 отправили письмо председателю правительства РФ Владимиру Путину. Будучи президентом, Путин по приезду в Кудымкар обещал жителям тогда ещё автономного округа, что жить в составе края станет лучше, жить станет веселей. Потому ему и пишут.

Училище официально перестало существовать с 8 апреля этого года. Агентство по управлению госучреждениями присоединило его к лицею №2. Учебное заведение пыталось в суде оспорить приказ агентства о реорганизации.

Среди выдвинутых аргументов: училище существует уже в течение долгого времени (36 лет) и это единственное в Коми округе образовательное учреждение, имеющее типовую учебно-материальную базу. Среди учеников традиционно – дети-сироты. Из трёхсот с половиной учеников их около ста.

«Мы с пониманием относимся к финансовым трудностям в нашем крае, но дети, особенно дети-сироты, не должны быть заложниками этой ситуации», – считает преподаватель училища Галина Казанцева.

Сегодня училище готовит специалистов по двенадцати рабочим профессиям. На достаточно большой территории учебного заведения, которое находится на окраине города, расположен сквер, цветники, два стадиона, рядом – лес, зимой там проложена лыжная трасса, где занимаются студенты со всех учреждений города, в том числе и из лицея №2, к которому училище хотят присоединить. Рядом с учебным корпусом и мастерскими находится пятиэтажное общежитие.

«У нас созданы все условия для учёбы и активного отдыха!» – восклицает Казанцева. После перехода в лицей ребята, беспокоится она, будут обучаться во вторую смену, более пятидесяти преподавателей и мастеров производственного обучения останутся без работы. Для маленького Кудымкара – это значительная цифра.

Директора училища, Николая Трошева, уже уволили после серии протестных акций, очередь – за строптивой Казанцевой, которую уволить пока не могут, поскольку она в годичном отпуске. Директора лицея №2, к которому перешло училище, Галину Ахиярову в городе иногда называют «пожирательницей». Это уже второе учебное заведение, которое присоединяют к лицею.

Галина Ахиярова – за объединение. Она находит, что материальная база лицея намного лучше, рейтинг выше, учеников больше (учебные заведения спорили – кого к кому присоединять). Галина Мавлиевна уже давно подсчитала: 480 лицеистов плюс 350 учеников училища, умножить примерно на 38 тысяч (сумма, полагающаяся на одну ученическую душу), «лишних» средств – денег, которые можно потратить на зарплату учителей, на материальную помощь студентам, на праздники – останется около трёх миллионов.

Площади лицея, утверждает она, позволяют безболезненно принять весь контингент учащихся. Ну, будут учиться ребята во вторую смену, а что в этом плохого? Ну, сократят несколько специальностей для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Так ребята могут им обучиться в училище №5. Правда, она забывает отметить, что училище это находится за 20 километров, в селе Юсьве.

Училище №4 хотели выселить ещё зимой, но после многочисленных жалоб решили дать ребятам возможность проучиться до конца учебного года.

ДВА «МОНСТРА»?
Собственно говоря, в Кудымкаре парой росчерков пера умудрились создать два учреждения, к которым вполне подойдёт зоологический термин «многоногий монстр». Лицей с общей численностью в 800 человек (для Кудымкара это очень много) и центр, искусственно скрещенный из пяти организаций с восьмью десятками работников. Образования эти откровенно искусственны, обычно проигрывают борьбу, а затем умирают. Будут ли жизнеспособны кудымкарские структуры?

НЕОЖИДАННОЕ КАДРОВОЕ РЕШЕНИЕ
На роль директора этнокультурного центра в разное время прочили заведующую сектором развития национальной культуры Татьяну Климову и заместителя главы округа Елену Поспелову. Министр по делам Пермского края Игорь Быкариз с самого начала склонялся к кандидатуре Поспеловой. «Я готов был скрепя зубы пожертвовать своим заместителем, но потом всё же не смог, – говорит он. – Нужен был администратор. Человек с широким кругозором. А Светлана Аристова имеет два высших образования, стаж работы на ключевых позициях в различных организациях. В последнее время занималась защитой прав граждан, в том числе этнических прав. Она владеет английским и финским языками, что немаловажно для налаживания связей с родственными коми-пермякам финно-угорскими народами». «На самом деле, очень интересное кадровое решение. В отличие от чиновников, которые у власти ради власти, она не боится, она вступает в дискуссию. Аристова – один из немногих осколков старого разбитого корабля окружной элиты, пока не дискредитировавший себя», – говорит депутат думы Кудымкара Леонид Рассада.

«К сожалению, в последние годы сложилась такая ситуация, когда мы, коми-пермяки, сами стали отказываться от своей этничности. Ни в одной из школ в Кудымкаре не преподаётся коми язык, даже факультативно, такая же ситуация в дошкольных учреждениях. Сегодня центр позволит решить главную цель – сохранить и приумножить культурное наследие, которое нам досталось», – комментирует Аристова.


Автор – корреспондент газеты «Пермские новости», специально для "Иная газета – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс