Лекарственный передел

Текст: Андрей Матлин

«Всё, довольно! Сколько можно?» – видимо, возмутилось ещё осенью прошлого года Федеральное Правительство. Тогда, как известно, во время эпидемии «медбизнесмены» накрутили на препараты «против гриппа» цены многократно. До этого чиновники ещё терпели. Даже когда летом «ценники» в аптеках вдруг переписали в сторону увеличения, совсем не логично объяснив это падением спроса во время кризиса, и то тогда «наверху» уверяли, что всё же не собираются «замораживать» цены. И вот решились. Что из этого получится? Что уже получается?

«Заморозка» оказалась довольно сложной. А с виду всё вроде было задумано просто: заставим производителей зарегистрировать свои отпускные цены. И не позволим их поднимать в течение года. А оптовикам не позволим применять «торгашескую» накрутку больше установленных процентов. А аптечной рознице воспретим задирать торговую наценку, которую для них установят в регионах.

Для упрощения решили на четверть сузить круг «жэвээлок» – жизненно важных лекарств (ЖВЛ). Выбрав из них ну уж самые жизненно важные. Ну, а чтобы бдительные покупатели смогли схватить за руку нарушителей, аптекарей обязали вывешивать на видном месте список предельно допустимых цен.

А списочек-то вышел о-о-очень внушительный: вместо 540 там около 5700 позиций!
Всё правильно, уверяют местные медэксперты: это потому, что в нём указаны не только все наименования, но и все «лекарственные формы» – начиная от конкретного производителя и до того, в какой оболочке выпущена таблетка.

Как же даже самые дотошные граждане будут сверять реальные ценники с таким вот «списочищем»? Решаем проверить на себе.

«МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ» ПЕРЕЧЕНЬ
У входа в аптеку сети «Лекса», что на улице Островского, пробуем оперативно опросить выходящих оттуда покупательниц: они уже сверяли стоимость купленных ими препаратов с перечнем предельных цен?

«Ой, я в этом почти не разбираюсь!» – отмахивается от разговора одна из них. «А где такой можно взять?!» – оживляется другая, пенсионерка Валерия Викторовна.
Приходит черёд нам удивляться: «Как где? Должны быть в каждой аптеке…»

Но, оказывается, между «должны» и реалиями большая разница. Внутри этой аптеки кроме рекламных проспектов на стенах ничего не обнаруживаем. (Позже в аптеке «03», расположенной рядом, такую бумагу всё же находим – небольшой листок в пластмассовом кармашке на стене, шрифт – хоть микроскоп в руки бери.)

Ну да не беда, мы-то списком запаслись заранее и даже постарались вызубрить из него пару интересующих нас наименований «жэвээлок». Однако оказывается, что пустить в ход знания не так-то просто.

Спрашиваем у продавщицы цены на амлодипин – популярное ныне лекарство у «сердечников». «Вам какой? – переспрашивает та доброжелательно, – российский, питерский, у нас стоит 50 рублей 50 копеек, московский – 137,50…»

Так, первая заминка… В перечне нет никаких московских или питерских лекарств! Там есть лишь куча названий всяких ЗАО и ООО. А всего в списке 64 позиции амлодипина! Есть, например, российский амлодипин по 142,17 «предельных» рублей. А есть по 137,87. В конце концов выясняется, что предложенное нам лекарство по 137 с половиной рублей как раз московское, так что всё вроде бы в норме, аптечная цена на него «вписывается». А германский аналог амплодипина – норваск – в этой аптеке оценён и вовсе в 920 рублей, хотя «предельная» планка на него установлена намного выше – в 1034 рубля 42 копейки.

ПРОГНОЗЫ ЭКСПЕРТА
Вроде бы впору радоваться – вот какие нежадные у нас сегодня пошли «медбизнесмены»! Но наш постоянный эксперт, создатель первой в Перми интернет-аптеки «Яръ Плюс» Дмитрий Елизаров растолковывает нам некоторые нюансы «медрынка». Он предлагает нам поставить себя на место производителей лекарств: «Раньше, допустим, вы отпускали оптовикам товар себестоимостью в 100 рублей за 110, чтобы «поймать» свои 10% прибыли. А что будете делать теперь, когда вас вынуждают «заморозить» цену на весь год? Правильно, постараетесь заявить как можно большие цифры, чтобы подстраховаться. Мало ли что может произойти за год – кризис обострится, доллар подскочит…»

Поэтому Дмитрий Елизаров в целом отнюдь не прогнозирует снижения цен на лекарства из разряда ЖВЛ. Наоборот, вполне вероятен даже их рост – сразу после того как аптеки распродадут продукцию, купленную ранее по прежним, «незарегистрированным» ценам. Так что вовсе не исключено, что вышеназванный германский норваск как раз вскоре и подорожает с 900 рублей до предельных 1034,42…

НЕ ЖВЛ ЕДИНЫМИ
«Вы знаете, компливит подорожал! – ворвалась к нам знакомая, зная, что мы пишем этот материал. – Пошла в аптеку, а он там уже по 160 рублей!»

Мы попытались её успокоить: эти поливитамины вообще-то в перечень ЖВЛ не входят. А про себя подумали: если «нежевээловские» медикаменты и в самом деле уже сейчас дорожают, это плохой симптом.

Об этом наш эксперт Дмитрий Елизаров тоже предупреждает: аптечная розница не может уменьшить ассортимент ЖВЛ, которые сейчас составляют примерно четверть оборота аптек, иначе фармацевтов просто лицензии лишат. Но если они будут нести вполне вероятные убытки от «заморозки» цен на жизненно важные лекарства, то могут попытаться взять своё на остальные 75% лекарств. На различные витаминные, противовоспалительные препараты, капли и так далее. А как без них обойтись? То-то…

ИТОГО…
Первый поверхностный вывод нашего путешествия по пермским аптекам получился таким: «схватить за руку нарушителей» обычные покупатели вряд ли смогут. Ну не разобраться им в шести тысячах «позиций». Тем более – представленных по алфавиту, а не, скажем, по заболеваниям. И не найдут они ни в жизнь в документе арбидол – самое раскупаемое лекарство 2009 года. Потому что, оказывается, этот эфир с названием в четыре строчки стоит на букву «м» на 3053-м месте в этой «грозной» таблице (и называется «метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир», вот бы выучить да и спросить так в аптеке!). А разыскать этот самый «метил как его там» в документе очень даже поучительно: оказывается, что предельная цена на этот препарат против гриппа (в капсулах) установлена в 198,29 рубля. Но в посещённой нами аптеке на Островского такой арбидол продавали за 209 с половиной рублей. Интересно, из старых или уже из новых запасов?

Помнится, министр Голикова ещё прошлой осенью возмущалась, что этот победитель гриппа не должен стоить дороже двух сотен рублей.

Наверное, проверить «соответствие» во всех апетках края смогут специалисты-преверяющие. Но проверок, судя по всему, на региональном уровне никаких пока не затевалось. Во всяком случае, и в аптеке «Мир лекарств», что на улице Петропавловской, никакого обязательного списка на видном месте не обнаруживаем, и в аптеке «Здоровея», по соседству, также… В первой нам сказали: «Переоценку, точнее, сверку наших цен, конечно, проведём. Но едва ли они уменьшатся, ведь речь идёт не об уменьшении, а о «заморозке». В другой и вовсе торжественно отвечали: «Нам нечего сверять, пусть это делают те, кто раньше жадничал…»

С момента «лекарственного обледенения» прошло ещё совсем немного времени, и вскоре нам самим придётся убедиться, чьи прогнозы оправдаются в большей степени – оптимистично-правительственные или пессимистично-экспертные?

ПЯТЬ СОТЕН «ЖДИТЕ!»
Между тем и. о. краевого министра соцразвития Дмитрий Тришкин, выступая перед депутатами Заксобрания, сообщил, что в Пермском крае вновь возникла проблема с обеспечением льготников лекарственными препаратами: в аптеках скопилось не менее пяти сотен неотоваренных рецептов. Тришкин напрямую связал дефицит льготных лекарств (а все они входят в перечень жизненно важных) с неясностью и последними изменениями на «лекарственном» рынке. Однако пообещал, что в ближайшее время ситуация должна «нормализоваться», правда, не уточнив, за счёт чего именно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


здравоохранение