Музыкальные школы Перми уравняют

Текст: Михаил Данилович

Сегодняшний лауреат всевозможных конкурсов когда-то поступил в Детскую музыкальную школу (ДМШ) №3 с тройкой. В эти дни юное дарование в третьей школе вспоминают постоянно, да и не только в ней. В музыкальных учреждениях дополнительного образования грядёт реформа, после которой в них будут набирать только «самых лучших и интересных людей». «Сегодня бы мальчика на вступительном экзамене завалили – и его талант не раскрылся», – считают педагоги.

Автор новаций – пермский комитет по культуре (он является учредителем музыкальных школ). 19 февраля он выпустил приказ о коренных преобразованиях. «Реформы эти разрабатывались с августа 2009 года, но педагогические коллективы узнали о них лишь в апреле 2010 года», – говорится в письме, которое на этой неделе педагоги разослали журналистам.

«СТАРАЛИСЬ ПРИНЯТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УЧЕНИКОВ»
Восьмилетняя Ксюша Шабурова ходит в класс домры в ДМШ №3 два года. Индивидуально занимается с преподавателем, Ольгой Лубяниной. «Поначалу ученикам обычно трудно зажимать струны: об них можно порезаться, – показывает Ольга Геннадьевна на инструмент. – Поэтому мы их ослабляем. Но Ксюша уже привыкла».

Когда девочке было шесть лет, её мама увидела объявление о приёме в учреждение дополнительного образования. «Я и сама ходила в музыкальную школу, – вспоминает Ольга Шабурова. – Но так получилось, что с музыкой свою жизнь не связала. Наверное, поэтому и привела сюда дочь». Было это весной. Завуч Наталья Рубановская отмечает, что до сих пор будущие музыканты могли приходить сюда и в августе – кому как было удобнее. До поступления ребята обычно посещали двухмесячные курсы, где преподаватели готовили их к вступительным испытаниям.

«Пока ребёнок ходил на курсы, мы успевали с ним познакомиться, – считает педагог-методист Ольга Московченко. – А на экзаменах (они проходили несколько дней: каждый – в разную возрастную группу – авт.) старались принять в школу как можно больше учеников».

На смену этому пути поступления в «музыкалку», к которому все привыкли, приходит новый. Но вот какой?

НА БОРЬБУ С НЕДОБОРОМ
Теперь, согласно приказу от 19 февраля, у «абитуриентов» третьей школы есть только месяц, чтобы подать документы для поступления – с 30 апреля по 30 мая. Причём принести бумаги надо… в библиотеку. В каждом районе Перми – свою.

Почему в библиотеку? Ответа на этот вопрос в приказе нет. Не получили его и педагоги на встречах с представителями комитета по культуре. Известно лишь, что библиотекари уже прошли курсы подготовки к новой деятельности. «Смогут ли они дать консультацию родителям? – спрашивает завуч третьей школы. – И зачем привлекать новых людей, когда эту работу уже делаем мы?»

Как заявила радиостанции «Эхо Перми» председатель департамента по культуре Любовь Фёдорова, централизованный экзамен должен уравнять школы: «Конкурс в школах разнится, в некоторых – даже недобор, а в некоторых – четыре человека на место. Получается, троих из них мы отсеиваем, а в каких-то школах набираем «один к одному» или вообще с улицы».

Иными словами, учебные заведения заполнят равномерно. Вот только что делать, если ребёнок захочет в одну школу, а его отправят в другую? Ответа на этот вопрос у педагогов пока тоже нет.
Как и на многие другие.

Раскрыть талант за две минуты
После того как срок приёма документов закончится, у будущих музыкантов Свердловского района (именно здесь находится «тройка») есть только два дня, чтобы прийти в ЦК им. Солдатова на экзамен.

– Как удастся принять всех за два дня? – спрашиваю Наталью Рубановскую.
– А не знаем мы, как!

«Члены комиссии (а из кого она будет состоять, пока тоже не известно – авт.) будут смотреть на ребят свежим взглядом, – рассуждают педагоги. – Сможет ли ребёнок раскрыться за те несколько минут, что у него будут?»

Тут же педагоги приводят примеры, когда талантливый ребёнок может поначалу тушеваться, стесняться незнакомых стен и людей. Между тем, исходя из заявления Любови Фёдоровой о том, что приниматься будут только «самые лучшие и интересные», получается, шанса на ошибку у будущих музыкантов не будет.

Почему приём должен проводиться только раз в году, в музыкальных школах тоже не понимают: «Зачастую родители приводят к нам ребят в августе, когда, например, решат все вопросы с поступлением в школу». Общеобразовательная школа должна уйти на второй план?

ПОЮТ НЕ В УНИСОН
Не пришёл на экзамен – учиться в музыкальной школе можешь, но платно. Стоимость обучения, прикидывает Наталья Рубановская, будет равняться двум с половиной тысячам рублей в месяц. «Третья часть контингента ДМШ сегодня – это дети малоимущих, дети из многодетных семей, дети-сироты», – написали педагоги в открытом письме властям города и края. Потянут ли такие ребята платное обучение?

По мнению педагогов музыкальных школ, реформа приведёт к тому, что многие, кто мог попасть в музыкальные школы, не станут учениками ДМШ. Следовательно, из тех, кого удастся набрать, будет меньше шансов найти «жемчужин» и «звёздочек».

Власти считают, что нововведение позволит добиться равномерного заполнения учебных заведений. Хотя до конца так и не объяснили, нужно ли оно.

Не объяснили и то, почему для поступления в музыкальную школу надо идти в библиотеку. И почему это можно сделать только раз в году.

Под ногами у шестилетнего Глеба Сергеева – деревянные подставки, чтобы удобнее было держать домру. «Давай я тебе подыграю на фортепиано», – предлагает мальчику преподавательница.
Ни власти, ни музыкальные школы подыгрывать друг другу не спешат.

КРОМЕ ТОГО
Реформа музыкальных школ предусматривает и введение ЭМИК – электронных многофункциональных именных пластиковых карт. Ученики должны будут использовать их на терминале при входе в школу.

Из открытого письма преподавателей властям:
«Подумал ли кто, как 6–10-летнему ребёнку постоянно думать о том, что без карточки его не пустят на урок? Да они, случается, и ноты забывают принести. А если несовершеннолетний ребёнок забыл, потерял эту карту, значит, преподаватель, ожидающий его, теряет заработную плату? На встрече с представителем комитета по культуре мы пытались объяснить и доказать нецелесообразность введения электронных карт, однако наше мнение не было учтено. Зачем нужен контроль и что или кого хотят контролировать наши «заказчики»: учителя или ученика?»

Под письмом подписались 257 человек, в том числе девять заслуженных работников культуры РФ.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс