Быть ли в Соликамске объединенной школе?

Текст: Мария Скрябина

Не исключено, что 1 сентября некоторые ученики школы № 6 встретят в соседней - двенадцатой школе - и наоборот. Сегодня управление образования рассматривает возможность реорганизации школы № 12 путем присоединения к ней школ №6 и вечерней (сменной) школы. По прогнозам управления образования это поможет сохранить вечернюю школу, позволит более рационально использовать площади зданий, закрепленных за образовательными учреждениями, сделает обучение детей более комфортным, а образование – качественным. Недавно в администрации города прошло заседание экспертной комиссии по вопросам реорганизации.

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО КЛАССА
Предполагается, что в здании нынешней школы №6 разместятся ученики с первого по шестой класс, в здании 12-ой – с седьмого по одиннадцатый. В вечернее время в 12-ой будут заниматься те, кто сейчас учится в школе №3. Подобное преобразование соответствует тенденции разделения школ по ступеням образования. - В Березниках сегодня создан новый образовательный центр (сокращенно НОЦ, — прим. автора), в котором учатся только старшеклассники, — рассказывает начальник управления образования Геннадий Ковальчук. - Там сконцентрировано новейшее образовательное оборудование, высококвалифицированные кадры, что позволяет ребятам получать образование высокого качества, без труда поступать в вузы. В НОЦ все ориентировано на нужды без пяти минут выпускников. В Соликамске создание одного центра для старшеклассников всего города невозможно из-за больших расстояний между районами города. Поэтому нам кажется разумным создать такие мини-центры в каждом районе. Это значит, что полных средних школ станет меньше. Планируется, что реорганизация школ №6 и №12 только первый шаг из большого пути. Десятые и одиннадцатые классы в перспективе останутся в нескольких школах – минимум в одной на район, гимназиях и лицее, который планируется создать на базе школы № 17.

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ? МОЖЕМ!
Один из главных плюсов укрупнения образовательных учреждений в том, что в большой школе гораздо легче организовать многопрофильное обучение, чем в маленькой.

- Имея один-два десятых класса разделить их по профилям практически невозможно. Группы получатся очень маленькие, по нескольку человек, — комментирует Геннадий Анатольевич. - Когда старшеклассников в школе много, вести обучение по нескольким профилям, вполне возможно. Сейчас у школы №12 информационный профиль. Углубленно изучается информатика, есть мультипликационная студия. Этот профиль сохранится и после реорганизации. Для родителей учеников шестой школы это должно быть весомым аргументом в пользу объединения. В их школе десятый класс не набирался уже несколько лет. После реорганизации, дети из микрорайона, прилегающего к шестой школе, будут гарантированно обеспечены местами в старшем звене школы №12, имеющей востребованный профиль.

МЕБЕЛЬ ПО РАЗМЕРУ, ОБЩЕНИЕ – ПО ВОЗРАСТУ
Разделение школ по ступеням, по мнению начальника управления образования, позволит создать удобную среду для обучения:
- Если в этом здании учатся младшие детки, значит вся мебель в нем, приспособлена под их рост. Если в другом здании старшие - то под их. Не нужно будет никуда тянуться или наклоняться. Это позволит нам эффективнее применять здоровьесберегающие технологии. До недавнего времени я был противником разделения школ по ступеням. Но, посещая школьные занятия, увидел, что большинство педагогов одинаково общаются, что с пятиклассниками, что с одиннадцатиклассниками, используют одни методы преподавания. Разве можно взрослого парня называть Петечкой или Васечкой? Разумеется, нет. Но такие казусы случаются потому, что педагогу сложно перестроиться с преподавания у одной возрастной группы на преподавание в другой. Сориентировав сотрудников на работу с определенным возрастом детей, мы сможем избежать многих ошибок.

ГЕОГРАФ С ГЕОГРАФОМ, ИСТОРИК С ИСТОРИКОМ
Еще один аргумент в пользу реорганизации – возможность организации в обновленном учебном заведении методических объединений педагогов-предметников: - К примеру, в школе всего один учитель географии. С кем ему обмениваться опытом? Не с кем... Современным педагогам просто необходимо общение на профессиональные темы: очень важно делиться новыми сведениями, специальной литературой. В младшем звене такой проблемы не существует. В любом образовательном учреждении много педагогов начальных классов. В старшем звене все сложней. Сосредоточив в одном учреждении сразу нескольких педагогов по каждому предмету, мы дадим толчок их профессиональному развитию.

ПРОБЛЕМА «ВЕЧЕРНЕЙ»
«В школе №12 обучается 686 человек... Предельная численность в соответствии с лицензией – 910 чел», «в школе №6 обучается 509 человек... Предельная численность в соответствии с лицензией – 850 чел» - цифры из доклада управлении образования «О реорганизации муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12». Обе школы заполнены примерно на две трети и, «в основном, соответствуют санитарно-техническим нормам». Вечерняя (сменная) школа №3 заполнена почти полностью (в ней учится 202 человека из 230 возможных), но вот располагается в здании бывшего детского сада, не соответствующем школьным нормативам по санитарии и техническому оснащению. Если эта школа пройдет следующее лицензирование – случится чудо. «Реорганизация школы №12 – шанс сохранить вечернюю школу», — уверены в управлении образования.

РОДИТЕЛИ БЕСПОКОЯТСЯ!
Доводы властей понятны, однако у родителей есть свои «но»... Главным выразителем мнения родительской общественности стал председатель управляющего совета школы №6 Роман Башуров (в обращении в редакцию отмечается, что «реорганизация проводится без учета интересов учеников и их родителей, не учитывается мнение управляющих советов школ») и читатели газеты, оставившие свои мнения на автоинформаторе, народном телеграфе и просто пришедшие в редакцию. Среди них практически в равной мере родители школьников как из школы № 6, так и школы № 12. И так родителей беспокоит, что…

... детям будет далеко добираться от дома до школы.

Отвечает Геннадий Ковальчук:
— Управление образования организует сбор младшеклассников у школы №12. Оттуда ребятки пойдут по безопасному маршруту, разработанному ГИБДД, вместе с учителем. Сейчас ищется возможность для установки светофора по вызову в районе школы № 12.

Отвечает заместитель главы города по социальным вопросам Евгения Насекина:
— Я, как мама первоклассницы за то, чтобы младшие дети обучались в здании школы №6, а не в здании школы №12. Шестая школа имеет закрытую территорию и находится далеко от проезжей части. Дети там будут в безопасности.

… между учениками объединенных школ могут возникать конфликты
Геннадий Ковальчук:
— Для того чтобы проанализировать криминальную ситуацию, мы обратились в УВД. В правоохранительных органах отметили, что число правонарушений, совершенных детьми и подростками, как во всем городе, так и в микрорайоне Красное, снижается. Напряженности нет. К тому же, у нас есть опыт, когда во время ремонтных работ ученики шестой школы обучались в школах №4 и №12. Никаких серьезных конфликтов за это время не возникло.

Директор гимназии №1 Наталья Кулагина:
— Все будет зависеть от того, как управление образования объяснит важность преобразований директорам школ, а те – педагогам. Если будет сформирован позитивный настрой и все будут понимать, что это необходимо, эта уверенность передастся и детям. В таком случае никаких происшествий не будет. Если вспомнить объединение школы №18 и гимназии №1, то поначалу все тоже боялись. Сегодня детские и педагогические коллективы настолько сплотились, что уже сложно представить, что в недавнем прошлом это были два независимых друг от друга учебных заведения. Улучшилось качество образования, поднялись рейтинговые показатели. Когда-то слияние со школой №11 пережила гимназия №2. Результат налицо.

... О том, что с подростками в одном здании будут учиться те, кто сейчас занимаются в вечерней школе.

Геннадий Ковальчук:
— Встречаться они не будут. Подростки будут учиться днем, а взрослые люди – вечером. Проблемы здесь я не вижу.

Директор гимназии №2 Раиса Иванова:
— Не стоит путать учеников вечерней школы с учениками специальных учебных заведений. У тех, кто учится в вечерней, нет отклонений в поведении. Это обычные люди, которые по каким-то причинам не получили образование тогда, когда его получили все остальные. А причины могут быть самые разные. Реорганизация – способ спасти вечернюю школу. Если такой школы в Соликамске не будет, то фактически мы лишим возможности получить образование огромный пласт населения.

... дети будут переходить из одного корпуса в другой в период переходного возраста – в седьмом классе.

Геннадий Ковальчук:
— Именно в седьмом классе мы обычно наблюдаем ухудшение успеваемости. Именно поэтому правильно переходить на другую ступень в это время. В седьмом классе к детям нужен уже совсем не тот подход, что в шестом. В старшем звене ребят будут ждать педагоги, настроенные на другую систему работы, готовые заинтересовать их каким-либо профилем обучения. Они сумеют скорректировать, сгладить негативные проявления переходного возраста.

... после реорганизации будут потеряны хорошие учителя, которые не захотят переходить из одной школы в другую.

Геннадий Ковальчук:
— И в шестой и в двенадцатой школах сильные учительские коллективы как начального так и среднего звена. Но мы решили перевести младшую ступень в школу № 6, а в 12-ю – старшее звено. Часть учителей-предметников останется в младшей школе и будет работать с пятым и шестым классами, остальные займутся преподаванием у старших детей. Ни один педагог не потеряет своего рабочего места. Кадры перераспределятся, но так, как это выгодно детям и родителям – заказчикам образовательной услуги.

... детей школьного возраста в следующие годы станет больше, и они не поместятся в реорганизованных школах.

Геннадий Ковальчук:
— Сегодня мы располагаем прогнозом динамики рождаемости и количества детей школьного возраста до 2018 года. По нашим подсчетам, в реорганизованных школах места хватит всем.

РЕШАТЬ НАМ
После обсуждения экспертная комиссия, состоящая из заместителя главы города по социальным вопросам, специалистов управления образования, директоров школ, представителей УВД, прокуратуры, родительской общественности большинством проголосовала за то, чтобы рекомендовать провести собрания с родителями и педагогами для того, чтоб узнать их мнение о возможной реорганизации. Прошедшее на прошлой неделе в школе № 6 родительское собрание началось со шквала вопросов в адрес начальника управления образования. Родители «шестой» категорически против объединения школ.

Звонки в редакцию подтверждают произошедшее на собрании, к тому же часть взрослых считают, что объединение произойдет и без учета их мнения. Возможно потому, что людям ранее приходилось сталкиваться с подобными реорганизациями. В управлении образования утверждают, что этого не произойдет.

Тем не менее, у каждого из жителей есть право высказаться (к тому же, как мы писали в начале статьи – это лишь начало большого реформирования системы городского образования, следом за шестой и двенадцатой пройдет слияние школ в Боровске, Клестовке). И мнение «меня это не касается» здесь не очень уместно… Ведь мы - заказчики образовательной услуги и, следовательно, нам решать какую услугу и в каком виде мы хотим получать. Никаких приказов и постановлений по поводу объединения школ не выходило (принятие решения отложено до 11 мая).

Уважаемые родители, вы в силах помочь властям принять правильное решение. Нужно ли городу объединение двенадцатой и шестой школы? Имеет ли смысл укрупнять образовательные учреждения? Звоните на наш автоинформатор, пишите на народный телеграф. Ваши мнения обязательно будут переданы управлению образования.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс