Хотя Рыболовлев лично не докладывает

Погибший Первый калийный - одна из самых больных проблем Березников и "Уралкалия". Кому бы "Уралкалий" ни был продан...

Новостью сегодняшнего дня, безусловно, стало сообщение «Коммерсанта», мгновенно растиражированное масс-медиа федерального и (затем уже) регионального уровня, про переговоры Дмитрия Рыболовлева о продаже контрольного пакета акций ОАО «Уралкалий»..

Конечно, любопытна открывающаяся в данном вопросе перспектива, особенно для города Березники и Пермского края, прежде всего в социально-политическом и общественно-экономическом смыслах. В частности, распространённое вчера обращение к жителям города Березники недавно избранного – с подачи «Уралкалия» - мэром Сергея Дьякова ещё и вчера вызывало у наблюдателей (в том числе и жителей города) лёгкое недоумение. Причём не только содержанием, которое казалось не вполне продуманным, но и самим фактом появления такого обращения (в частности, принадлежащие «Уралкалию» медиа Березников это обращение не растиражировали вчера же, как это бывало в других подобных случаях).

Сегодня это обращение березниковского мэра производит впечатление торопливого и даже поспешного. Например, в сопоставлении с фактом, что «КоммерсантЪ» подготовил свою публикацию вчера (и обращался в том числе в пресс-службу ОАО «Уралкалий»), основываясь на вчерашнем же сообщении Dow Jones. Т.е. в березниковских калийных и околокалийных кругах узнали, что сегодня новость пойдёт в массы и…

Впрочем, досужие размышления по поводу общественно-экономических, социально-политических и культурно-исторических перспектив оставим до своей поры. Сейчас, «пока горячо», любопытнее сама информация.

Во-первых, «новость дня», распространяемая сегодня масс-медиа, имеет в своей основе, собственно, один источник – упомянутую публикацию «Коммерсанта». Здесь следует принять во внимание, что это солидное издание неоднократно использовалось Дмитрием Рыболовлевым для того, чтобы инспирировать вокруг «Уралкалия» информационную волну в выгодном для себя (Рыболовлева) ракурсе.

Достаточно вспомнить провокацию с гипотетическим намерением преобразовать ОАО «Уралкалий» в ООО (что позволило Рыболовлеву сконцентрировать в своих руках около 80 % акций компании за счёт перепуганных миноритариев). Или информацию о намерении Рыболовлева провести SPO (вторичное размещение акций), которое стимулировало некоторый рост курса акций компании. Правда, в этот раз «КоммерсантЪ» сам ссылается на Dow Jones, однако в виду данное обстоятельство следовало бы иметь. Например, уже к концу сегодняшнего дня котировки «Уралкалия», стабильно снижавшиеся в последние недели (падение составило около 40 % и определяется сейчас фондовыми аналитиками как «годовой минимум»), выросли на 11 %. Только на фоне слухов о предстоящей продаже.

Именно слухов и это «во-вторых». Собственно, распространённая информация отличается от прежних публикаций того же «Коммерсанта» ( Ъ уже сообщал о переговорах Дмитрия Рыболовлева и Владимира Потанина по поводу продажи калийной корпорации – как о поиске Рыболовлевым стратегического партнёра) лишь большим количеством подробностей. Подробностей о том, с кем проводились переговоры, кто мог бы приобрести «Уралкалий» и кто уже точно сказал, что сейчас это неактуально. Не более.

В-третьих, при существовании в России огромного клана биржевых аналитиков, фондовых наблюдателей, исследователей сегмента, словом, людей, которым по должности положено разбираться в вопросе, самостоятельные комментарии по теме отсутствуют почти что напрочь. В основном, новостные ленты и аналитические издания в той или иной степени дублируют информацию из публикации «Коммерсанта». Это тоже любопытно.

Тем не менее, «почти что напрочь» - это именно что «почти». Известная скандальными разоблачениями и не отличающаяся респектабельностью The Moscow Post, пересказав в собственной публикации известную информацию, предположила, что Дмитрий Рыболовлев попросту намерен бежать за границу, потому и сливает активы. Версия, впрочем, имеет право на существование… Как и любые другие. Особенно с целью поинтересничать.

«Иная газета», например, со своей стороны могла бы добавить в котелок бурлящего интереса такие, к примеру, совпадения, что вероятным покупателем называется Владимир Потанин, у которого интерес в «Норильском никеле», а откуда пришли в «Уралкалий» нынешний президент и предстоящий (с 1 июля) генеральный директор компании Денис Морозов и заместитель генерального директора Евгений Потапов? Правильно, из «Норильского никеля». Кстати, в последнем (на этой неделе) номере березниковской газеты “Неделя.RU”, принадлежащей ОАО «Азот» (читай: «Уралхим»), именно Евгений Потапов поздравил от имени «Уралкалия» химиков с ожидаемым в конце недели Днём химика. Занятные совпадения. Особенно для Березников, всё ещё вздрагивающих при воспоминаниях о беспощадной войне, которую "Уралкалий" вёл против "Уралхима" во время последних выборов местной власти. Но – не более чем совпадения.

Более дельным комментарием, появившимся во второй половине дня, можно признать размышления аналитиков компании «Тройка-Диалог», размещённые на портале Инвест-Гуру под осторожным заголовком: «Возможно ли, что Рыболовлев планирует продать долю в «Уралкалии»?»:

«Зачем Дмитрию Рыболовлеву, активно участвующему в управлении Уралкалием с конца 1990-х годов, пережившему сложный период конца 2008 года после расследования причин затопления рудника и зарекомендовавшему себя жестким переговорщиком, понадобилось продавать компанию сейчас, неочевидно, но мы полагаем, что основных соображений может быть три, и они взаимосвязаны:

* Воспользоваться образовавшемся на рынке избытком ликвидности (который приводит к формированию "мыльных пузырей", как мы полагаем), чтобы монетизировать свои инвестиции в преддверии ожидаемого резкого сокращения ликвидности в среднесрочной перспективе.
* Диверсифицировать политические риски. Хотя конфликт с Кремлем в связи с затоплением рудника успешно разрешился и компания отделалась небольшим штрафом, гарантий того, что политический климат не изменится, нет.
* Кроме того, менее вероятная причина может быть связана с продолжающимся процессом развода и с необходимостью для Дмитрий Рыболовлева зарезервировать некоторую сумму денег в случае невыгодного для него урегулирования данного вопроса.

Уралкалий, несомненно, представляет собой актив мирового класса, так что потенциальных покупателей должно быть много, однако продать его - по политическим причинам - можно только российской компании. Предположительно, Дмитрий Рыболовлев готов расстаться с контрольным пакетом со значительной премией к рынку, хотя мы сомневаемся в возможности продажи более 30% акций компании, т. к. продажа более крупного пакета подразумевает обязательный выкуп долей миноритариев.

Рыночная капитализация Уралкалия составляет $6,8 млрд. после серьезного падения котировок, и если исходить из премии в 30%, то мы получаем $8,9 млрд. Таким образом, 30%-я доля в компании стоит $2,1 млрд. ($2,7 млрд. с учетом 30%-й премии), а 50%-й пакет стоит $3,4 млрд. ($4,5 млрд. с учетом 30%-й премии). Вряд ли в России найдется покупатель, который сможет позволить себе еще и выкуп долей миноритариев, если только цена приобретения не будет значительно ниже рыночной. Покупка 30% акций при сохранении за Дмитрием Рыболовлевым еще 36% и статуса партнера представляется более реалистичной.

Хотя объединение Уралкалия с Норильским Никелем - вариант реалистичный, мы полагаем, что ОК РУСАЛ и руководство Норильского Никеля будут против этого, будь то сделка с обменом акций или денежная транзакция.

В случае любого варианта изменения структуры собственности появляются два соображения, помимо цены сделки:
* Возможное изменение присущего компании политического риска в случае вхождения в капитал компании лица с хорошими связями, что было бы позитивно.
* Изменения в руководстве. Мы считаем, что нынешний менеджмент Уралкалия один из лучших на рынке и хотели бы, чтобы он остался у руля компании.

Словом, сенсация, что бы это значило, куда бежать, где мои деньги? И да, кстати, это обязательное (в последние полтора года) упоминание, что нынешний менеджмент – самый лучший… Оставим, впрочем, лирику. За этими сенсационными… слухами странно незаметными остались два, совершенно официально опубликованные на собственном сайте березниковской компании.

Во-первых, доля акций «Уралкалия», принадлежащих кипрскому оффшору Madura Holding Ltd (через который Дмитрий Рыболовлев, собственно, и владел «Уралкалием»), уменьшилась на 2,5 % и составляет теперь 63,2 % от уставного капитала.

Во-вторых, в списке причин, по которым Дмитрий Рыболовлев является «аффилированным лицом ОАО «Уралкалий», осталось только следующее основание: «член Совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества» (Рыболовлев, напомним, председатель Совета директоров компании). Ранее в перечне таких оснований (быть аффилированным лицом) указывалось также, что Рыболовлев не только «член Совета… и пр.», но и единоличный исполнительный орган (грубо говоря, директор) Madura Holding Ltd. Проще говоря, Дмитрий Рыболовлев более не руководит тем кипрским оффшором, которому принадлежит контрольный пакет акций «Уралкалия».

Впрочем, разумеется, формально это также ничего не значит (можно не быть директором, но оставаться собственником), а лично Дмитрий Евгеньевич «Иной газете» не докладывает, поэтому от гипотез и версий воздержимся.

Следует, впрочем, отметить, что директором Madura Рыболовлев перестал быть 9 апреля 2010 года. Кстати, с этой же даты в число аффилированных лиц ОАО «Уралкалий» включен Андреас Неоклеоус. Известный в России, если покопаться в Паутине, кипрский юрист.


Автор – учредитель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс