Призыв – альтернатива есть

К одинокой пожилой женщине Евгении Лаврентьевне два раза в неделю, как по расписанию, приходят двое молодых людей – немец Йонас и пермяк Юра. Их объединяет то, что оба они – «альтернативщики». Только Йонас уже проходит свою АГС (по-немецки – цивильдинст), а Юра ещё только готовится к ней. Парни прибирают квартиру Евгении Лаврентьевны, ходят в магазины за продуктами и в аптеку за лекарствами. А окончив работу, садятся поговорить о том о сём со старушкой за чашкой чая.

Долгая жизнь хозяйки квартиры (ей уже перевалило за 80) насыщена и радостными, и трагическими событиями. Трагических выпало на её долю, да и на долю всего её поколения, пожалуй, гораздо больше. Время было суровое: и сталинский террор, и война, и послевоенные голодные годы… Юноши слушают, впитывая в себя историю человеческой судьбы. А Евгения Лаврентьевна и сама из любознательных. У Йонаса всё повыспросит про жизнь в его немецком селе с таким названием, что ей и не выговорить. Про родителей его. Про то, знает ли сегодняшняя германская молодёжь историю своей страны, что думает о фашизме. И про то, почему он оказался в далёкой от Германии Перми и совершенно бесплатно ухаживает здесь за одинокими престарелыми людьми.

Да и Юре не отмолчаться в гостях у Евгении Лаврентьевны. От него одинокая пожилая женщина, чья связь с внешним миром осуществляется, по сути, только через этих ребят, хочет знать, чем «дышат» наши молодые. По телевидению она иногда смотрит передачи про молодёжь, да они её больше расстраивают, показывая таких юношей и девушек, на которых ей и смотреть не хочется. Она-то знает, что есть у нас другие, добрые, готовые помогать слабым, беспомощным. Вот Юра, он из таких.

В УПОРНОЙ БОРЬБЕ
Но то, что понятно Евгении Лаврентьевне, никак не хотел признавать военкомат Индустриального и Дзержинского районов и районная призывная комиссия. Юрино заявление о замене военной службы на альтернативную военкоматовцы даже не хотели сначала принимать, утверждая, что срок подачи уже истёк, что было неправдой. Но Юра настоял и приняли. В заявлении было чётко обосновано, из-за каких убеждений его автор не может проходить военную службу. Однако, допустив ещё целый ряд нарушений закона и положения об АГС при рассмотрении заявления, призывная комиссия Дзержинского района отказала Юре в праве на альтернативную службу.

И тогда он подал жалобу на этот отказ председателю призывной комиссии Пермского края Олегу Чиркунову (губернатору края). 27 мая Юру вызвали на заседание краевой призывной комиссии. Вместе с ним пришли его родители, имеющие доверенность на представление интересов сына во всех государственных учреждениях. Самого губернатора на заседании, как всегда, не было, что, конечно, незаконно, но сейчас не об этом разговор. А о том, как рассматривалась Юрина жалоба. Больше всего меня (я тоже участвовала в этом заседании как официальный член краевой призывной комиссии) поразило то, что часть моих, если можно так сказать, коллег видела в претенденте на АГС «косильщика» от военной службы, совершенно не понимая, в чём смысл альтернативной гражданской службы.

Несмотря на их весьма резкие выпады и часто не относящиеся к делу вопросы, участники заседания, заслушав доводы Юры и его родителей, большинством голосов приняли решение отменить вердикт призывной комиссии Дзержинского района и предоставить юноше возможность послужить Отечеству без оружия в руках.

ЗА МИФОМ – В КАРМАН
Осенью Федеральная служба по труду и занятости пришлёт для Юры в районный военкомат персональное направление на рабочее место. Каким и где оно будет, пока одному Богу известно. Минздравсоцразвития ежегодно издаёт приказы «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы». Последний такой приказ от 15 февраля 2010 г. N 84н предусматривает 121 вид таких работ – от санитара в домах для престарелых или инвалидов до танцовщика балета. А конкретное число рабочих мест, где ждут приверженцев АГС, зашкаливает за восемь тысяч.

Но самих альтернативно служащих меньше – всего пока 800 человек по всей России-матушке. Это при том, что на военную службу только в нынешнюю весенне-летнюю призывную кампанию будет направлено 270 тысяч новобранцев.

Неужели альтернативная гражданская служба столь непривлекательна для молодых россиян?

Ответ на этот вопрос: да, недостаточно привлекательна по нескольким причинам. Во-первых, из-за мифов, которые бытуют среди населения.

Назову лишь некоторые из них: «Кто не служил в армии, тот не патриот». «Кто не был в армии, тот не мужик». «АГС служить – горшки выносить», «Альтернативка» – только для больных и слабых»…

Но разве не патриотично помогать слабым и незащищенным? «Упрёк в том, что человек не хочет служить в армии, так же бессмысленен, как и упрёк в том, что человек сам не выращивает хлеб, хотя ест его», – это цитата из выступления пермского юриста Романа Маранова, защитившего право на АГС почти что сорока юношей. Половина из них добились этого права ещё до того, как был принят федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

МОЛИШЬСЯ? В ПСИХУШКУ!
Проблема не только в мифах, а ещё и в правовой неграмотности населения, которой пользуются военкоматы, принимая незаконные решения в отношении претендентов на АГС. 27 мая на заседании краевой призывной комиссии рассматривалась жалоба ещё одного «альтернативщика» Александра К. Он по религиозной принадлежности – адвентист седьмого дня. В своём заявлении Александр указал, что по убеждениям не сможет принимать присягу в армии и, в соответствии с канонами своей религии, не сможет работать по субботам.

Конституция РФ требует уважительного отношения к убеждениям человека. Но призывная комиссия Свердловского района с лёгкостью проигнорировала основной закон страны и направила претендента на АГС в психиатрическую больницу с подозрением на диагноз «изменение личности по смешанному типу». В направлении психолога читаем странное обоснование для такого направления: «Обучается на строительном факультете ПГТУ, 5-й курс. Всей семьёй посещает церковь христиан адвентистов седьмого дня. Настроен на альтернативную службу»…

Теперь Александру предстоит в суде доказывать своё право не брать в руки оружие.

А вот Дима Дорофеев уже завершил долгий процесс доказывания, и потом – ожидания из Минздравсоцразвития направления на место службы. Военкомат до самого последнего дня пугал его: поедешь в Грозный, в нервно-психиатрический диспансер. Дима не пугался: «В Грозный так в Грозный. Лишь бы не убивать».

18 мая его вызвали в военкомат и вручили наконец направление в 66-е отделение связи Перми почтальоном. Это почти рядом с его домом. В минувший вторник я походила вместе с Димой по его участку. Прошли всего три дома, но я уже устала и отказалась от своей затеи обойти весь участок. А Дима, с сумкой через плечо, полной писем, бандеролей и извещений, пошёл дальше. Так шагать ему 21 месяц. Вместе с ним в этом же отделении связи и тоже в мае начал проходить АГС ещё один пермский парень, Юра Паньков.

По данным краевого военкомата, на альтернативную гражданскую службу в этом году направлены всего четыре пермяка. А сколько больниц и домов престарелых, сколько других учреждений могло бы принять у себя агээсников? Об этом в Пермском крае, как я убедилась, ни у кого нет данных. Потому что в краевой администрации нет подразделения, которому было бы поручено собрать такие сведения. Увы!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс