Куда аккумулятору податься?

Текст: Андрей Матлин

Стал я делать уборку в гараже и думаю: куда девать два стареньких аккумулятора, хранящихся ещё с «дедовских» времён? Обращение к соседу за советом не помогло: тот признался, что у него та же проблема. А ещё поведал, что «крутились тут на «жигулёнке» какие-то «южные народы», предлагали полсотни рублей за штуку». Да он не решился. Мол, вдруг люди попутно высматривают, где что плохо лежит? И потом, про них-де говорят, что природу засоряют, извлекая свинец и сливая кислоту прямо на землю. Да и цены какие-то обидные

Не слишком помогло и обращение к всесильному Интернету. Пользователи популярного пермского форума teron.ru тоже в растерянности. Кто-то говорит, что лично он решает всё просто: выносит отработавшие своё «аккумы» в мусорный контейнер рядом с домом, и дело с концом. Кто-то предлагает выставлять их на обочину вдоль дороги – и там они, мол, обязательно найдут охотников за цветным ломом.

Некто делится: сдать их, родимых, можно в пункте приёма на улице Васильева. Правда, поясняется, вроде бы там иногда принимают, иногда нет, как повезёт. Другой участник форума компетентно советует везти севшие стартерные батареи в «пункт приёма самолётов», что на выезде из Перми в сторону Муллов (там ещё сданный в цветной металлолом истребитель на крыше заведения красуется). Будто бы там можно даже неплохие деньги вернуть за отслуживший срок аккумулятор.

Но это же тащиться через весь город, через пробки! Стоит ли, думаю про себя, овчинка выделки?

ПРОБЛЕМКА…
Между тем, если вдуматься, проблема действительно не мелкая. Если даже предположить, что аккумулятор служит в среднем три года, да разделить все бегающие по Пермскому краю машинки на эту троечку, то получаются груды и груды отнюдь не самого полезного вторсырья. Действительно, специалисты-экологи говорят, что старые аккумуляторные батареи не должны принимать на «обычных» свалках. Ведь содержащиеся в них сплав свинца с сурьмой, а также сульфат свинца относятся к первой группе опасных веществ. А электролит – раствор серной кислоты – ко второму классу опасности.
Так как же быть?

ИВАНЧЕНКО ПОЗВОЛИЛ
«Вариант спасения» вроде бы приходит неожиданно. На электронный адрес редакции поступает пресс-релиз. Подписан он, правда, странновато: «Из прессцентра администрации» (орфография сохранена). В конце стоит виза, напомнившая времена тоталитаризма: «Публикацию разрешаю. Иванченко Ю.А.». И отправлен текст явно с личной бесплатной электронной почты, а не с официальной городской.

В нём говорится, дословно: «Организация «За чистый город» объявила акцию. Общественники предлагают пермякам обменять свои старые, отработанные автомобильные аккумуляторы и бесперебойники на деньги… Идея в том, чтобы отправить зарядные устройства не на свалку, а на переработку…» Указан и телефон. Якобы стоит по нему позвонить, как ваш аккумулятор заберут. Причём сделают это в течение дня.

Эта же «официальная» информация чуть позже широко цитируется в различных местных СМИ. Прямо так, с телефоном.

Правда, в публикациях следует пояснение, что сумма вознаграждения – небольшая.

И всё равно. Ведь удобно? Приедут, заберут… И ещё денег дадут. Тем более что в тексте письма говорится, что этот проект якобы поддержали «отцы города». Цитируем: «Напомним, проект «Чистый город» вышел в финал одиннадцатого городского конкурса. Он завершится в конце года». Как же не побороться за родную экологию?

РЕШЕНО, ЗВОНИМ!
Что ж, думаем, попытка не пытка… Аккумуляторы всё равно девать куда-то надо.
Правда, кое-что настораживает. В том же Интернете не можем найти даже упоминаний об общественной организации «За чистый город». Знакомый эколог-общественник также говорит, что не слышал о такой. Но всё же попробуем…

Звоним. Отвечает молодой человек: «Аккумуляторы? Без проблем… 100 рублей за штуку. Откуда забирать? Так, мы находимся в районе Вышки… Сегодня будний день. Думаем, доберёмся до вашего гаража за полчаса. Ждите».

Ждём. Полчаса, правда, растягиваются втрое. Но когда к гаражу наконец подруливает серая «Лада-Приора», вполне принимаем извинения её владельца: «Пробки!» Обмен двух старых батарей на 200 рублей совершается без проблем. Багажник «Приоры» уже почти заполнен, очевидно, собранными за это утро аккумуляторами. «Ладно, ваши небольшие, не с грузовика, ещё войдут, – говорит «эколог». – А то бы пришлось «Газель» посылать».

Признавшись, что работаем в газете, интересуемся у молодого человека (отрекомендовавшегося Юрием Андрейчиковым): «Много заявок?» – «Раньше, когда не афишировали свою деятельность, их было мало, – говорит Юрий, – а после рекламы – сами видите», – показывает он на багажник. И словно в подтверждение, принимает по сотовому очередной заказ. А мы про себя удивляемся: почему же «раньше не афишировалось» столь благородное дело? Тем более что в рассылке указывалось, что организация «За чистый город» выиграла грант в одиннадцатом, то есть, стало быть, в прошлогоднем городском конкурсе. И должна его отрабатывать уже больше года как. А «афиширует» – только сейчас.

«Как можно поговорить с руководством вашей общественной организации? Что она из себя представляет?» – продолжаем. «А разговора со мной вам недостаточно? – парирует «эколог». – Можете говорить со мной. Какова моя должность? Можете сказать – специалист. Или старший специалист».

ТАИНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Затем Юрий откровенничает. По его словам, выходит, что он лично работает по договору с «организацией». А её вдохновитель и организатор вряд ли с нами разговаривать захочет. Потому что якобы автором «благородной идеи» является крупный чиновник в ранге аж заместителя главы города, и ему не захочется «светиться».

В чём же благородство идеи? «Эколог» поясняет нам, неразумным: мол, обычные сборщики цветмета варварски разбивают аккумуляторные банки, элетролит – на землю. Потому что металл без корпуса стоит дороже. А вот они скапливают необходимый «оптовый» объём подержанных аккумуляторов и отправляют их на Тюменский аккумуляторный завод, а там построили целый цех по переработке. Где это накапливание происходит? «Раньше, насколько знаю, вроде в Горпассажиртранс на Уральской возили, – скупо делится Юрий. – А теперь по договору снимается у частника гараж».

Разумеется, никаких адресов или номеров контракта не называется: во-первых, коммерческая тайна. Во-вторых – он же не руководитель, да и вообще работает по договору.

И получается, что, кроме растиражированного в СМИ сотового телефона Юрия, выходов на «организацию» никаких больше нет. Конец связи.

История становится совсем запутанной. Она отнюдь не проясняется и после звонка в пресс-службу администрации Перми. Разумеется, там, как мы и ожидали, отвечают, что никаких подобных пресс-релизов в СМИ они не рассылали (а тем более – с адреса qqqmail@mail.ru). И никакого «Иванченко Ю.А.» у них тоже нет. В городской конкурсной комиссии также недоумевают: нынче идёт уже двенадцатый, а совсем не одиннадцатый конкурс социально значимых проектов. Никакой организации «За чистый город» среди конкурсантов они не припомнят. Был проект «Чистая Пермь», но он касался сохранения памятников природы Липовой горы, а вовсе не каких-то там аккумуляторов…

ДЕЛО-ТО ВЫГОДНОЕ
Дозваниваемся до Тюменского аккумуляторного завода: поставляет ли им из Перми организация «За чистый город» аккумуляторы на переработку? Там отвечают, что этого в принципе отследить нельзя, так как в самой Тюмени есть много коммерческих организаций, через которые вторсырьё можно направить к ним на переработку. И там же поясняют: за извлечённый из корпусов свинец они платят почти в два раза дороже (примерно 38 рублей за килограмм), нежели за "неразделанные" старые аккумуляторы (около 21 рублей за кэгэ). А в случае доставки более или менее крупных партий транспортные расходы завод берёт на себя. Для сравнения напомним: вес самой ходовой аккумуляторной батареи для легковушек – от 16 килограммов и выше. То есть, вытащив из неё свинцовые пластины и вылив электролит на землю, теоретически можно выручить за сданный свинцовый лом в Тюмени свыше пяти сотен рублей.

Где гарантия, что люди, которые борются за чистоту города, так сказать, не афишируя себя, именно так и не поступают? Честно признаемся: нет у нас такой гарантии. А наоборот, есть подозрение на, как минимум, недобросовестную рекламу. А жаль. Ведь проблема с утилизацией аккумуляторов и впрямь существует. Те же страны – члены Евросоюза – два года назад договорились, что в каждой из них будет принят закон об утилизации аккумуляторных батарей.

У нас пока о таком законе и не помышляют. А такие вот «инициативы» – то ли «экологов», то ли чиновников, то ли горе-бизнесменов, – согласитесь, вызывают слишком много вопросов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс