Права – не милостыня

Текст: Марина Сизова

«Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам» - Мария Склодовская-Кюри.

Супругов Липилиных, Михаила и Елену, уволили в один день. Как они утверждают, только за то, что не стеснялись задавать вопросы, почему их заработная плата чуть ли не в два раза ниже минимального размера оплаты труда (МРОТа). Пикантность ситуации заключается в том, что они инвалиды. И что их, людей с ограниченными возможностями, уволили с предприятия, которое изначально было создано для того, чтобы предоставить рабочие места для них же, для инвалидов.

Михаил и Елена знакомы с детства. Учились в одной школе-интернате для слабовидящих (оба с детства инвалиды по зрению), в одном классе. Поженились и на работу тоже устроились вместе – в ООО «Автофильтр», с прошлого года в результате реорганизации переименованное в «ПармаУпак». Оба имеют первую группу инвалидности по зрению и вторую степень ограничения к трудовой деятельности. Это означает, что они способны работать, но в специально созданных для этого условиях – с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. По сути, в ООО «Автофильтр» должны быть соблюдены эти «специальные» условия, поскольку предприятие изначально было создано для трудоустройства инвалидов по зрению, его учредителем является Всероссийское общество слепых (ВОС). В 90-х годах на этом специализированном предприятии работало около двух тысяч человек, сейчас – меньше ста. «Из них сегодня только половина – инвалиды. Меньше 50 процентов – нельзя. Иначе предприятие потеряет налоговые льготы, предоставляемые государством», – поясняет Михаил.

Непонимание, отчуждение и где-то даже неприязнь руководства компании супруги, по их признанию, почувствовали в октябре 2008 года, когда они начали задавать ему, руководству, неприятные вопросы. Самый главный из которых – почему их заработная плата меньше МРОТа. Михаил, по его словам, на тот момент получал на руки 2400 рублей в месяц, работая сторожем. Елена – и того меньше, 1750 рублей за труд уборщицы.

После того как супругам не удалось решить вопрос о заработной плате напрямую, пришлось сор из избы выносить в прокуратуру. Тогда-то у них, констатируют Липилины, и начались проблемы на работе.

КАК СКВОЗЬ ВАТНУЮ СТЕНУ
«Мы вынуждены были их уволить, – комментирует ситуацию работодатель, директор ООО «ПармаУпак» Алексей Бородулин. – Оба не могут работать на прежних должностях по медицинским показаниям. Елене нельзя поднимать тяжести, а она вынуждена носить тяжёлые вёдра с водой. Михаил часто вынужден работать в ночную смену, а это губительно для его зрения. А если их здоровье кардинально ухудшится? Я не могу брать на себя такую ответственность».

Михаил Липилин утверждает, что со здоровьем у них супругой – тьфу-тьфу-тьфу – всё в порядке. По его словам, когда руководство узнало, что дело об их увольнении будет рассматриваться в судебном порядке, – оно пошло на попятную.

«Для Михаила мы специально открыли новую должность – маркетолога, Елене предложили работать упаковщицей. Это более лёгкие должности, не требующие особых усилий. Но Елена по совершенно не понятным мне причинам уволилась через день, а Михаил – через месяц, хотя он отлично справлялся с этой работой (после чего мы снова убрали эту должность)», – недоумевает Бородулин.

«На самом деле, уже судя по тому, что для меня была специально создана новая должность, это был камуфляж, – объясняет Михаил. – Новую работу нам предложили только когда дело перешло в судебную плоскость. Для того, чтобы мы отказались от своих исковых требований. А после нас бы снова уволили».

Странным в этой ситуации Липилины находят и позицию суда. «Я считаю, что со стороны судьи на меня было оказано сильное давление, – даже вспоминать об этом Михаилу неприятно. – Я вроде не робкого десятка, но даже меня в зале заседания начинало трясти, темнело в глазах. И мне было уже всё равно, как и чем закончится суд. Из за пресса со стороны суда я даже отказался от части своих исковых требований».

ПРАВОСУДИЕ ДОСТУПНО. НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
«Самый нормальный путь социализации инвалидов – это даже не предоставление им субсидий, пенсий и доплат, а трудоустройство, – уверен юрист пермского регионального правозащитного центра Сергей Трутнев, подключившийся к делу на стадии защиты трудовых прав жены Липилина. – Современные реалии показывают, что инвалиды сегодня являются группой повышенного риска в части соблюдения своих трудовых прав. Они очень редко защищаются… И этим часто пользуются работодатели – совершенно цинично, массово и хамски», – возмущён он.

Но в ходе суда выяснилось и другое, говорит юрист. Что эта группа не только в зоне повышенной опасности в части соблюдения своих трудовых прав, но что она ещё и крайне ограничена в своих возможностях судебной защиты.

«Правосудие, как выяснилось, не всегда доступно для инвалидов. Судья Виктор Чебыкин в данном случае, на мой взгляд, вёл себя просто неэтично. По сути, он выжимал из супругов Липилиных отказ от поданных ими исковых требований», – говорит Трутнев.

«Судья несколько раз настойчиво задавал мне один и тот же вопрос: «Приказ о вашем увольнении отменён, вы, собственно, что хотите-то?» Я ему даже не смог объяснить, что сегодня руководство отменило приказ, не предупреждая меня об этом, завтра снова уволит – из-за, к примеру, прогулов. Разве может прежний работодатель отменить приказ об увольнении уже после прекращения трудовых отношений? Какой же бардак будет, если начальники будут увольнять, а затем снова принимать людей без их ведома и согласия. Это только для того, чтобы запутать суд», – уверен Михаил.

Суд Михаил Липилин проиграл. Но не смирился. Обратился с кассацией в вышестоящую инстанцию – краевой суд. Дело будет рассматриваться 6 июля.

«Конечно, руководство предприятия может и, возможно, даже захочет найти причины для увольнения и после нашего восстановления на работе, – рассуждает Михаил. – Для нас главное сейчас – достучаться до Москвы, до Общероссийского общества слепых, чтобы они обратили внимание на то, что происходит на местах».

А вот жена Михаила, чей судебный иск был, по сути, аналогичен и однотипен мужниному, выиграла дело! В прошлую пятницу тот же судья обязал работодателя восстановить Елену на работе и взыскать в счёт компенсации морального вреда 10 тысяч рублей. Правда, мотивировочного решения супругам ещё не отдали, поэтому они теряются в догадках: почему в одном случае в одном и том же суде одним и тем же судьёй вынесено отрицательное решение, а в другом – положительное.

«ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Во вторник Елена с решением суда пришла на работу. Её тут же отправили заново проходить медицинскую экспертизу. Директор объясняет: он снимает с себя всякую ответственность. Пускай, мол, врачи решают, можно ей работать или нет на этой должности.

«Война продолжается, – подытоживает Трутнев. – Это частичная победа над судебной системой. Но это не победа над работодателем».

Тем более что августе супругам Липилиным предстоят новые судебные баталии – теперь уже по недовыплате заработной платы.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


правосудие