Эпилептические мифы и реалии

Текст: Ольга Семёнова, Дарья Чурилова

1 июля водитель автобуса «МАН» 1-го маршрута не справился с управлением, в результате чего наехал на дорожный бордюр. В итоге автобус вынесло на аллею Комсомольского проспекта. Очевидцы утверждают, что у водителя случился эпилептический припадок.

Аварии по вине водителей-эпилептиков случались и во Владивостоке, и в Хабаровске, и в Ростове, и в Москве. Не исключение и Пермский край: 21 июня чуть не произошла авария в Чайковском. Опять же – по вине водителя-эпилептика. К счастью, водитель успел остановить автобус и никто не пострадал.

По словам Михаила Ухватова, работника пресс-службы ООО «Техстрой-Авто», в настоящее время водитель 1-го маршрута Валерий Стариков временно отстранён от работы, в автобусном автопарке ООО «Ремсервис», которому принадлежит злополучный автобус, проходит расследование по всем направлениям. Однако об эпилептическом припадке, как причине аварии, в настоящее время не сообщается.

АВАРИЙНЫЕ СКАЗКИ
В ГИБДД Свердловского района факт эпилептического припадка отрицают. По словам инспектора по пропаганде Александра Кузнецова, водитель просто вместо педали тормоза нажал педаль газа. «Скорая помощь», по его словам, была вызвана по просьбе водителя исключительно с целью определить, не травмировался ли он. Врачи провели осмотр и уехали. В протоколе водитель Валерий Саликов написал то же, что утверждают в ГИБДД. Таким образом, картинка расходится. По версии очевидцев, у водителя случился-таки эпилептический припадок, и «скорая», приехав на место аварии, пострадавшего водителя увезла в больницу.

Получается, что кто-то врёт, ну, или ошибается. Очевидцы, которые увидели, что водителю «стало плохо», и приняли это за эпилептический припадок. Либо врёт Саликов, дабы скрыть нарушение закона. ГИБДД это на руку, так как они, при наличии эпилепсии у водителя, не имели права выдавать ему права. Выгодно это и виновнику аварии, так как он тоже нарушил закон, нёс ответственность за жизни пассажиров и при подтверждении диагноза лишится страховых выплат.

Не секрет, что при приёме на работу водитель в обязательном порядке проходит полное медицинское обследование. Более того, работник заполняет анкету, где указывает возможные наследственные болезни. При обнаружении психических, серьёзных неврологических расстройств и заболеваний (эпилепсии) отдел кадров в работе отказывает. Уже в процессе работодатель обязан проводить медицинские проверки каждые три года. Также водитель проходит предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры с целью определения противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Вопрос заключается в том, насколько установленные законом требования были соблюдены в день аварии. По словам Михаила Ухватова, состояние у водителя было стабильное.

ВРАЧЕБНАЯ ПОДНоГОТНАЯ
Тогда возникает ещё один вопрос: каким образом возможный эпилептик не был лишён водительских прав, несмотря на прохождение медкомиссий? Вариантов, как оказалось, несколько. Во-первых, он мог умолчать о том, что у него эпилепсия. Скрыть симптомы от врачей вполне возможно: на медкомиссии водителей спрашивают о наличии обмороков, черепно-мозговых травм, потерь сознания. Проходящий осмотр может просто не сказать о проблемах. Во-вторых, недобросовестность врачей ещё никто не отменял. И наконец, приступ эпилепсии мог случиться у водителя впервые, что снимает ответственность как с него и медиков, так и с перевозчика, который несёт ответственность за прохождение водителями полагающихся комиссий.

Если предположить, что ГИБДД и Саликов действительно скрыли факт эпилептического припадка, то почему же сотрудники «скорой помощи» ничего не обнаружили? Как утверждают в ГИБДД, Саликов медиками был осмотрен, после чего машина скорой помощи уехала. Так как никаких травм у водителя обнаружено не было, медицинскую справку «скорая» не выдавала. Откуда приезжала машина, зафиксировано не было, оставляли ли медики визитную карточку, тоже неизвестно. Некоторые очевидцы утверждают, что у водителя были судороги, что, в принципе, может указывать на наличие у Саликова эпилепсии. Существует множество видов этой болезни, припадки, в зависимости от вида, тоже бывают разные. И судороги как раз могли являться тем самым эпилептическим припадком.

Однако, по словам невропатолога-эпилептолога Екатерины Башковой, судороги могут быть признаком привычного для медицины кислородного голодания мозга – гипоксии. Так как «скорая» приехала на место аварии спустя десять минут, приступ мог уже закончиться. А определить, был ли он на самом деле эпилептическим, как выяснилось со слов специалиста-невропатолога, возможно только при помощи медицинской комиссии и разного рода процедур, куда включена магнитно-резонансная томография. По факту ничего подобного проведено не было.

Получается, что если злополучный приступ у Саликова был, то налицо нарушение закона. А если приступа не было, то СМИ зря будоражат общественность заголовками про второй взбесившийся автобус. Так или иначе, разгрести эти эпилептические джунгли можно будет только после того, как ООО «Ремсервис» закончит своё расследование.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс