Полнокровную «Пилораму» высушила жара?

Текст: Кира Кошкина, Игорь КарнауховГОСТЕЙ ФОРУМА СПАСЛИ ПОЖАРНЫЕНа пятом году существования «Пилорама» раскололась на два альтернативных междусобойчика: международный гражданский форум и рок-фестиваль. И публика, приехавшая в «Пермь-36», точно так же разбилась по интересам на два лагеря: паслась исключительно в своём «огороде» и пересекалась лишь на «нейтральной» территории – у полевой кухни и на «водопое».

Лютой жаре было наплевать, что непримиримым врагам, вроде эко-анархиста Романа Юшкова и бывшего политзека Сергея Ковалёва, приходится спасаться от теплового удара одинаковым способом – погружением в течение реки Чусовой…

Видимо, всё же зной был виноват в том, что часть посетителей «Пилорамы», не сильно отягощённых идеологическими соображениями и исторической памятью здешних страшных мест, так и не открыла тяжёлые зелёные ворота, ведущие в зону. А зачем? Ведь там серьёзные пожилые мужи с отсветом страданий на лице «грузят» дискуссиями о Катыни, о мире несвободы и культуры, о плюсах и минусах распада СССР. Всё под озверевшим солнцем. То ли дело, лежишь себе в тени палатки, пятки обдувает ветерок, а на сцене, развёрнутой прямо на палаточный городок (всё для народа) поют мегазвёзды отечественного рока – группы «Мегаполис», «Центр», «Телевизор». Кстати, насчёт звёзд. Фронтмен «Мегаполиса» Олег Нестеров был так оскорблён отсутствием зрителей перед сценой в три часа дня (кто же ставит хедлайнеров на такое время суток?), что неестественно страстно благодарил пяток рьяных фанатов, которые ради любимой команды были готовы свариться вкрутую. А за сценой зло отчеканил, что нога его больше не ступит на местное разнотравье!..

А в это время на территории музея поклонники бардовской песни сетовали: мол, если бы они знали, что не приедут заявленные Юлий Ким и Александр Городницкий, остались бы дома. Любители поэзии сокрушались, что не довелось лицезреть главного куртуазного маньериста Вадима Степанцова и его группу «Бедлам-Капелла», которые были в афише, но почему-то до форума так и не добрались. Фанаты «митьков» не дождались главного идеолога – Митю Шагина. И этот грустный список можно продолжать.

Теперь о сцене «Боярка», в этом году вынесенной за одноимённую речушку. Её распахнутая на палаточный городок «пасть» изрыгала музыку с утра до двух ночи так интенсивно, что даже у тех, кто не желал слушать, скажем, призывы («Мужика хочу!») странной рок-девушки по имени Варя Демидова, не было выбора. У детей, которых на «Пилораме» было в избытке, не было возможности поспать, у взрослых – попеть в кругу друзей любимые песни или просто поговорить. Все кругом кричали, оглохшие и оглушённые, как после бомбёжки.

Но больше всего потрясла бытовая организация мероприятия, которая, вероятно, не вписалась в понятия «идейности» и «духовности». Уже в одиннадцать утра субботы (а фестиваль начался лишь накануне вечером) редкие голубые «ульи» биотуалетов были подпоясаны в тон белыми ленточками и увенчаны табличками «закрыто». По мере развития событий и активно прибывающих граждан в полку затопленных санузлов всё пребывало. Полный коллапс наступил в воскресенье утром, когда обнаружилось полное отсутствие открытых мест общего пользования, а также воды для умывания и питья… Старожилов фестиваля возмутил и факт купли-продажи туристического «золота» – дров, которые все предыдущие годы раздавали безвозмездно.

В общем, никогда ещё окрестная флора не принимала в себя столь чрезмерного количества минеральных удобрений разом! А злой, потный, грязный люд тащился для гигиенических процедур на реку. Сердобольные пожарные, пожалев несчастных, кинули насос в реку и началось! Под струи импровизированного «фонтана» народ лез, визжа и похохохатывая. Какие уж тут диспуты на тему «Пермь – культурная столица»! Да хоть Марса, дайте только побольше воды…

На свежеотстроенном мосту через Боярку стоял солист группы «Simba Vibration». Разодетый, как райская птичка, африканец, который давно уже «осанктпетербуржился», – Серафим Макангила смотрел на купание белых людей, открыв рот. Он, конечно, уже привык к тому, что эти русские – очень странные существа. Но такого не видел даже он, проживший в Питере много лет: две тысячи сумасшедших, добровольно приехавших в бывшую политзону, пили на лютом зное тёплую водку, закусывая её баландой из кильки в томате и крупы (ноу-хау «Пилорамы»), обливались из пожарных шлангов холодной водой, а потом, обнявшись, часами, заунывно тянули под расстроенную гитару лагерные песни, размазывая по грязным щекам свою странную мечту о несбывшемся… БЕЗ ШЕВЧУКАЛидер «ДДТ», несмотря на своё отсутствие, был здесь главным героем

Аккурат перед «Пилорамой» некая невидимая власть подкинула повод для печальных сопоставлений. Накануне VI Международного гражданского форума с поезда на пути с Украины был принуждён сойти Василь Овсиенко – один из бывших заключённых «Перми-36», кстати, ранее посещавший место своего заточения.

Известный диссидент советского времени Сергей Ковалёв не преминул, воспользовавшись поводом, повторить свои всегдашние претензии к власти.

ДИССИДЕНТЫ НЕ ЗАГОРАЮТ…
«Наша власть нелегитимна. У нас нет выборов. У нас нет суда, – бичевал он. – Ещё до 2000-го года начались преследования учёных за шпионаж. Уверяю, ни в одном случае нет никаких веских доказательств. Директором ФСБ был тогда ныне хорошо нам известный В. В. Путин. А за последние десять лет в стране прошло не менее двухсот политических процессов. Потому что люди из КГБ пришли во власть. А что умел КГБ? Сажать. Что и делают».

Во время гневной речи бывшего зэка оба государственных служащих, для кого правозащита лежит в прямых должностных обязанностях, – уполномоченные по правам человека в России Владимир Лукин и в Пермском крае Татьяна Марголина, – сидели по соседству с отсутствующими выражениями лиц. На просьбу отреагировать как-нибудь Лукин, получивший пост омбудсмена при В. В. Путине, отмахнулся: «Сейчас не диспут».

Тревог будет хватать не только по поводам «инакомыслия», широким массам непонятного, но и по более приземлённым случаям произвола.

«Учителя из чусовской школы сказали мне, что у них резко уменьшилась зарплата за тот же объём работы, что был в прошлом году, – заявила Татьяна Марголина. – Они отправили жалобу Президенту Российской Федерации. Как вы догадываетесь, жалоба вернулась в Пермский край. И началось! «По полной программе»: обработка людей за то, что они посмели, и что если «ещё раз пикнут» – мало не покажется… Я понимаю вертикаль власти для более эффективного управления. Но использование «вертикали» для наступления на права и достоинство человека – это мы должны жёстко останавливать».

Нераскрытой осталась вторая тема форума 2010 года: «Трагедия российского крестьянства (к 80-летию массовой коллективизации)». Как заявил генеральный директор мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36» Виктор Шмыров, не нашли экспертов по колхозному строю… Ранее планировали, поделился Шмыров, устроить дискуссию о «голодоморе» – с участием как раз украинских гостей – но от идеи отказались из опасений, что она внесёт только раздор. Так что тема, претендовавшая быть смыслообразующей, оказалась отражена лишь в театральной программе форума, да выставкой литературы из фондов краевой библиотеки им. Горького.

И это ещё не все «обломы».

…А КОМУ И ШИЗО – СОЛЯРИЙ
Эх, жаль, не было Юрия Шевчука, то и дело вздыхали все.

Год назад один концерт лидера «ДДТ» затмил всю «Пилораму», собрав в деревне Кучино около десяти тысяч человек. Впрочем, и ныне, по оценке президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова, было не меньше семи тысяч. Сын писателя Константина Симонова согласен, что риск выхолащиванья «Пилорамы» есть, тем не менее…

«Когда девушки в купальниках в штрафном изоляторе слушают, как там держали людей, само по себе это не плохо, – комментировал Алексей Симонов. – Хорошо, что девушки туда пришли. Жаль, им никто не объяснил, что туда лучше бы не заходить в купальниках. Конечно, «Пилорама» с Шевчуком и без него – это два различных уровня мероприятия. Но ведь форум – не лестница. Совсем не обязательно, что от года к году мы поднимаемся выше. Звёзды, как Шевчук, привлекают людей. Те, кто приезжает на него, в конце концов придут и на дискуссии».

«Я знаю несколько мест в Европе, где люди озабочены сохранением памяти. Здесь в этом преуспели более всего, – заявил директор музея «Аушвиц-Биркенау» («Освенцим», Польша) Пётр Цивинский. – Здесь не только думают о свободе, здесь ею живут. Меня спрашивали, зачем я еду сюда уже третий раз. Да, я мог бы провести эти июльские дни в другом месте. Но нет ни одного повода, ради которого я отказался бы быть здесь».

Так что «Пилорама» будет не только интересна, но и нужна.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность