Пермское образование: обман зрения

Текст: Михаил Данилович

Мы составили рейтинг проблем в образовании в территориях Пермского края. Мы попросили общественников и чиновников прокомментировать то, что получилось у редакции, а также предложить, как решать проблемы. Рейтинг – субъективный, отражает исключительно наше мнение. Напомним, в прошлый раз мы опубликовали аналогичный рейтинг проблем краевой столицы. Теперь речь пойдёт о «глубинке».

Как и неделю назад, мы не смогли получить комментарий властей. На этот раз министерство образования Пермского края сослалось на нехватку времени, чтобы подготовить ответ. Чиновники пообещали сделать это к следующему выпуску газеты. Если так и произойдёт, на следующей неделе мы опубликуем их мнение.

Однако из публичного доклада министра Николая Карпушина (документ находится на сайте ведомства; судя по всему, это отчёт за 2009 – 2010 учебный год) стало ясно, что проблем, перечисленных в рейтинге, по мнению министра, нет. Более того, он отчитывается об успехах.

Педагоги жалуются на понижение зарплат после введения новой системы оплаты труда уполномоченному по правам человека, в общественную приёмную для участников образовательных отношений. А министр в своём докладе пишет, что зарплаты учителей выросли на 14%.

И так далее. Электронные дневники и журналы, по Карпушину, не приносят никаких трудностей, наоборот – «внедрение новой технологии» успешно. Проблемы закрытия малокомплектных школ, получается, и вовсе не существует: о них в докладе нет ни слова. Итак…

1-Е МЕСТО. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКРЫТИЕМ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Ещё их называют нерентабельными (учится мало учеников – значит, в условиях подушевого финансирования учреждение получает мало денег из бюджета) и другими похожими словами.

Логика проста: содержать здание, предусмотренное на количество учеников, в несколько раз большее, чем есть на самом деле, – дорого. Значит, считают власти, надо объединить маленькие школы в большие.

Но, как мы неоднократно писали, чиновники почти не обсуждают грядущую оптимизацию с гражданами. Не берётся в расчёт и то, что школы – это зачастую не только образовательные учреждения, но и культурные центры коренных народов и их нельзя просто взять и закрыть.

В прошлом году уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина рассказала, что власти чуть не оптимизировали школу в Косинском районе Коми округа: «Там маленькое количество учеников. Да ещё и здание – далеко не современное, мягко говоря. С одной стороны, это очень убедительный аргумент в пользу того, чтобы закрыть школу. Но других учебных заведений там нет. Значит, детей надо будет везти в районный центр. Дорога – шестьдесят километров. Причём она не всегда проезжая, потому что в плохом состоянии». Судьба этой школы до сих пор не ясна. И не только её.

По мнению эксперта центра ГРАНИ Светланы Минеевой, когда-нибудь закрытые школы могут понадобиться вновь. Что тогда делать?

2-Е МЕСТО. ФАКТИЧЕСКОЕ ПОНИЖЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ПЕДАГОГОВ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НСОТ
Новая система оплаты труда для педагогов на территориях – такая же проблема, что и для пермских.

По мнению эксперта центра ГРАНИ Светланы Минеевой, новая система, возможно, увеличила бы зарплаты учителей, если бы в классах было больше учеников. Сейчас их в среднем, по данным Минеевой, двенадцать – пятнадцать человек. Денег за эти «души» приходит мало.

Откуда взялись сведения о том, что зарплаты увеличились на 14%, в публичном докладе министра не уточняется.

3-Е МЕСТО. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДНЕВНИКОВ
и журналов

Такие дневники и журналы появляются не только там, где педагоги с компьютером на ты, но и в школах, где даже этих самых компьютеров не хватает. В некоторых учреждениях учителя выстраиваются в очередь, чтобы заполнить электронный документ.

В результате дневниками и журналами никто не пользуется. А педагогам – начальство требует – в последний момент (в конце четверти) приходится заполнять «ноу-хау» за все пропущенные месяцы.

Не нравятся педагогам и суммы надбавок за дополнительную работу.

НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
Мария Черемных, родительница десятиклассника:
– Плюсы электронных дневников и журналов: информация стала доступной. Я имею чёткое представление о том, какие у ребёнка есть уроки, сроки и объём домашних заданий. Я могу выстраивать взаимодействие с интересующими меня педагогами и с администрацией. Могу отслеживать динамику образовательного процесса. Имею аргументы для администрации в случае возникновения у меня претензий.

Минусы: бывает, что журналы просто не заполняются. При предъявлении претензий администраторы жмут плечами и говорят, что у них нет механизмов заставить педагогов это делать, поскольку платить за дополнительные усилия нечем.

Ещё минус: в электронном журнале забито «правильное» расписание (без «дыр», по СанПиНам, с нужным объёмом часов), а на деле школа живёт по другому расписанию.

ЕСТЬ МНЕНИЕ!
1. Как решить проблемы, связанные с закрытием малокомплектных школ?
2. Как быть с тем, что зарплата педагогов после введения НСОТ фактически снизилась?
3. Как решить проблемы, связанные с введением электронных дневников и журналов?

Виталий Ковин, заместитель декана исторического факультета ПГПУ:
1. Надо решать проблемы образования вместе с другими территориальными проблемами (дороги, безопасность, трудоустройство, социокультурное развитие и т. д.). К сожалению, сейчас этого не происходит: каждое ведомство, каждый уровень власти решает только свои задачи.
2. По первоначальному замыслу, введение НСОТ должно было дифференцировать педагогов, выделив среди них группу наиболее результативных, профессионально успешных, чья зарплата и должна была значительно вырасти, а остальные должны были «остаться при своих». Кто лучше учит, тот и должен больше получать. Но пока в большинстве случаев этого не произошло. На уровне школ введено большое количество различных баллов, коэффициентов, показателей. К ним учителям ещё предстоит адаптироваться и выбрать для себя те, акцент на которые позволит увеличить их доход.
3. Внимание, которое уделяется электронным дневникам, что в СМИ, что в правительстве, является чрезмерным. Вряд ли введение новинок может существенно повлиять на качество образования.
Настораживает поспешность, с которой вводятся дневники. Компьютеризация населения, особенно за чертой Перми, всё-таки ещё достаточно низкая.

Светлана Минеева, эксперт центра ГРАНИ:
1. Надо реально, а не на словах, учитывать мнение людей, которых касаются преобразования. Особенно представителей коренных народов.
2. Надо увеличить «стоимость» одного ребёнка, чтобы образовательные учреждения получали больше денег из бюджета, которые могли бы тратить на зарплату.
3. Во-первых, педагоги должны уметь работать на компьютерах. Во-вторых, если их не устраивают суммы надбавок за дополнительную работу, пусть они объединяются и борются за свои права.

Николай Карпушин, министр образования Пермского края (его мнение составлено по публичному докладу министерства, размещённому на сайте ведомства):
1. Словосочетания «малокомплектные школы» в докладе нет.
2. «За период введения НСОТ заработная плата учителей возросла на 14%».
3. О проблемах, связанных с введением электронных дневников и журналов, в докладе не говорится: «Максимально высокий уровень по количеству дневников, своевременности и полноте заполнения продемонстрировали <…> МОУ «СОШ №30» г. Березников, МОУ «СОШ №8» Красновишерского района, МОУ «Гимназия г. Нытвы». Их опыт является примером успешного внедрения новой технологии, правильной организации информационного менеджмента школы и слаженной работы команды педагогов».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс