О новом провале в Березниках в режиме он-лайн

«В том ракурсе, который показывает нам видеокамера, дна воронки не видно, – рассказывает начальник ОФПС-1 Владимир Треногин, глядя на большой видеомонитор, на котором в режиме он-лайн демонстрируется новый березниковский провал на железной дороге. – Должен сказать, что сейчас на дне воронки имеется вода, она видна с аэростата. До уровня воды примерно 5-6 метров от края воронки. А глубину воронки, честно скажу, никто не мерял. На сегодняшний день это сделать невозможно…»

Сегодня журналистов березниковских СМИ пригласили в помещение Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) показать, как ведётся наблюдение за проседанием грунта в районе железнодорожных путей. Напомним, 25 ноября в 470 метрах от железнодорожного вокзала станции Березники под путями образовался провал, первоначально небольшой – 5 на 7 метров, в который упал гружённый удобрениями товарный вагон, один из 49 вагонов состава, проходящего по путям.

Как рассказал журналистам начальник ЕДДС Алексей Бородин, первое сообщение об аварии поступило на телефон аварийной службы 112 в 5 часов 29 минут московского времени 25 ноября от дежурного диспетчера станции Березники Кочиновой. Сразу же были подняты и выехали на место службы МЧС, глава города. Тем же утром состоялось первое заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям… Впрочем, дальнейшее наши читатели знают. А что сейчас?

На большом видеомониторе, который установлен в рабочем зале ЕДДС, транслируется «картинка» с места провала. Камера, с которой в круглосуточном режиме передаётся изображение, установлена на двухэтажном здании маневровой диспетчерской. Сначала, как рассказал Алексей Бородин, камеру закрепили на одном из столбов опор, ближе к воронке, но после того, как в субботу воронка стала стремительно расти, пришлось перенести камеру подальше. Круглосуточное наблюдение позволяет хронометрировать и отмечать все наиболее значимые процессы, происходящие в провале. Размеры воронки на 12 часов вчерашнего дня составляли 54 на 33 метра.

Подъехал «главный городской МЧС-ник», начальник ОФПС-1 Владимир Треногин, и тоже включился в пояснения: «Сейчас проводятся как научные исследования с целью определить происхождение этой воронки, так и инженерные мероприятия, связанные с обеспечением работы железнодорожного узла, станции Березники. Проводятся мероприятия и в близлежащих организациях – например, БШСУ. Хотя работы там полностью приостановлены, объекты нужно поддерживать в жизнеспособном состоянии, за ними надо присматривать. Кроме того, внимательно ведётся наблюдение за газопроводом, который питает сегодня топливом ТЭЦ-10 и коммуникациями, которые ведут к ТЭЦ-10. Последнее как раз сегодня было предметом рассмотрения на утреннем заседании городской комиссии по ЧС, где представитель ТГК-9 докладывал о возможных рисках вследствие проблем с обеспечением ТЭЦ-10 газом и другими ресурсами».

О сегодняшних размерах воронки Владимир Иванович не смог точно сказать, так как данные маркшейдерской съёмки докладывают на комиссии только раз в день – в 18 часов. То есть сегодня у него только данные на 12 часов 29 ноября (54 на 33 метра). Но визуально размеры воронки увеличились незначительно, за счёт осыпания краёв.

«Несколько дней назад была информация о размерах больших, чем сейчас, – объясняет Владимир Треногин расхождения, – но надо понимать, что до 28 ноября это были данные визуальных наблюдений. Каждому человеку свойственно ошибаться в ту ли иную сторону, и мы обсуждали, но сошлись в мнении, что длина воронки больше 50-ти, но меньше 70-ти метров. Поэтому и объявляли о размерах примерно 70 на 35 метров. Но с 28 числа проводятся инструментальные замеры, 28-го ноября было 52 на 33 метра, за сутки на 2 метра удлинилось. Сегодня один «борт» провала упирается в гаражный массив, и развитие в ту сторону немного ограничивается фундаментами, которые там идут по гаражному массиву. Сейчас уже разрушены три гаражных бокса.

Противоположный край покрывается железнодорожной линией. Вчера мы наблюдали визуально, что и там под железнодорожным полотном имеется выемка, так что в ближайший день-два из-за оседаний провал может несколько увеличиться и в ту сторону… Но такого интенсивного развития воронки, как это было в субботу, мы пока не наблюдали».

О глубине воронки Владимир Треногин сказал честно, что точно не знает: «Но если учесть, что над поверхностью воды не видно вагона, который опрокинулся ещё 25-го числа, и если он до сих пор лежит на боку, как в начале, то к 5-6 метрам от края воронки до уровня воды нужно прибавить ещё, как минимум, метра три. Сколько точно, никто сказать не может. Сегодня на комиссии по ЧС свою версию озвучили железнодорожники, они мерили по столбу, который «ушёл» в провал, так они посчитали, что глубина где-то метров 10-12. Может быть, так и есть».

Ежедневно комиссия по ЧС заседает дважды – утром и вечером. К вечернему заседанию готовят данные маркшейдерской съёмки, рисуют детальную схему с замерами скоростей оседаний в точках вокруг воронки и контурами провала на 12 часов дня. «Зазор» в несколько часов объясняется тем, что нужно время на обработку данных, рисование схемы.

«Схему я могу вам продемонстрировать, это никакой не секрет, – сказал Треногин (и продемонстрировал). – Мне сегодня сказали, что эта схема есть уже в интернете…»

Автовокзал, расположенный на привокзальной площади железнодорожного вокзала станции Березники, работает в обычном режиме. После вчерашнего закрытия вокзала станции Березники возникли проблемы с приобретением железнодорожных билетов – не только на поезд Березники-Екатеринбург, а и на другие поезда. Сейчас этой проблемой занимается железнодорожный штаб, созданный руководством РЖД. В Березники прибыла целая бригада из Екатеринбурга, в том числе начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун. Проблемы, которые предстоит им решить, действительно, серьёзные. Из-за образования воронки прямо на путях нарушена сложная инженерная инфраструктура станции, нужно корректировать системы электроснабжения, связи, сигнализации, а это требует времени, денег и усилий.

На самый главный вопрос, почему это случилось, ответа пока нет. «Заключение о природе образования воронки можно будет сделать только после обработки и анализа данных исследований, – повторил Владимир Треногин. – Ведётся очень много работ, связанных с бурением, электроразведкой, сейсморазведкой, «мониторятся» данные ранее пробуренных скважин. Откуда вода в провале, тоже пока неизвестно: нужно провести анализ всех водопроводных сетей, которые проходят поблизости. Утечек тоже нельзя исключать. Все прекрасно понимают, что времени на это нет, что сложившаяся ситуация очень влияет на работу станции Березники, работу промышленных предприятий, потому что в последние дни они недополучают грузы и не имеют нормальной возможности вести отгрузку свои потребителям. Время называют разное…. Вчера на комиссии по ЧС даже принималось решение о том, что есть предпосылки о возобновлении работы станции. Но РЖД не захотело рисковать. Нужно как можно быстрее понять природу образования воронки…»


Автор – главный редактор «Иной газеты Город Березники»
Фото автора

Дополнительная информация по теме (в т.ч. фото):
Березниковский Форум. Тема «Топит 1-й калийный».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии