Березники: новое испытание

Новая воронка, образовавшаяся в минувший четверг на железнодорожных путях в 470 метрах от железнодорожного вокзала, всколыхнула березниковскую общественность.

25 ноября 7:30. Под железнодорожным полотном станционного пути № 5 Министерства путей сообщения при проходе грузового состава образовалась промоина, увеличивавшаяся в размерах.

25 ноября 9:00 размеры промоины составляли в плане 5х5 метров, глубина – 3 метра. В образовавшуюся воронку сполз один железнодорожный вагон, отцепленный от состава.

С вечера 25 ноября 2010 года размеры промоины составляют в плане 20х15 метров, по глубине – до 6 метров, – сообщила пресс-­служба городской администрации.

26 ноября. В Березники прибыл глава Минприроды РФ Юрий Трутнев, не первый год возглавляющий правительственную комиссию по недопущению негативных последствий техногенной аварии на БКПРУ¬1. В совещании приняли участие представители городской и краевой администраций, Минтранса России, Ростехнадзора, Росводресурсов, Росприроднадзора, «РЖД», ОАО «Галургия», ОАО «Сильвинит», ОАО «Уралкалий», Горного института УрО РАН, представители ведущих промышленных предприятий города.

В разговоре с журналистами Юрий Трутнев отметил, что на сегодняшний день его больше всего интересует природа этого явления.

– У ученых есть версия, что это карстовый провал, – сообщил Юрий Петрович. – С карстовыми провалами мы сталкиваемся на территории Пермского края достаточно часто. Надо найти ответ на вопрос, связан ли этот новый провал каким­то образом с предыдущим, либо это карстовый провал, скажем так, некстати оказавшийся близко к провалу на БКПРУ¬1. Ученые намерены дать ответ на этот вопрос через месяц. Не могу сказать, что меня это устраивает, хотелось бы побыстрее.

Кроме того, Юрий Трутнев подчеркнул, что жизненно необходимо решить, как будет функционировать станция Березники в период проведения необходимых научных исследований. Вопрос с пассажирскими перевозками решен однозначно – они будут осуществляться со станции Березники-Сортировочная. А вот как будут выходить из положения промышленники и железнодорожники?

Об этой проблеме, по словам главы города Сергея Дьякова, шел детальный разговор в ходе совещания.

– Вопрос стоял, как будет работать станция по отправке промышленных грузов с АВИСМЫ, БСЗ, «Сода-хлорат», «Азота», – уточнил Сергей Петрович. – Какая часть станции, исключая район воронки, может работать на сегодняшний день? Сейчас специалисты договариваются, какая технология составления поездных составов может быть применена на станции Березники.

Мэр также рассказал о том, какие виды мониторинга ведутся на проблемной территории.

– Применяется глубинная сейсморазведка. Объем ее будет увеличен от района воронки до железнодорожного вокзала, чтобы охватить всю зону, где составляются поезда. Такая разведка должна полностью показать разрез этого района до шахтных выработок. Также будет произведено исследование водоперетоков в верхних слоях. Тогда мы сможем точно сказать, что собой представляет эта воронка. Будут буриться скважины, чтобы получить образцы породы. Работы надо произвести как можно быстрее, чтобы получить полное понимание строения района от воронки до вокзала для принятия решения о технологии составления поездов. Есть четкий план действий, и мы пойдем по этому плану.

28 ноября. «Размеры воронки составили 52 на 33 метра. Это данные маркшейдеров, то есть уже не визуальные наблюдения, а инструментальные», – сообщила утром в понедельник пресс­-служба администрации Березников.

Вечером того же дня на сайте ОАО «Российские железные дороги» появилось сообщение «О ситуации на станции Березники»: «28 ноября 2010 года с 05:55 по московскому времени на станции Березники наблюдается резкое развитие провала, образовавшегося 25 ноября 2010 года. Выведены из строя кабельные магистрали сигнализации, централизации и связи, 4 опоры контактной сети, 3 стрелочных перевода и первый путь грузового парка.

В связи с этим в ОАО «РЖД» по приказу президента компании Владимира Якунина сформирован оперативный штаб для принятия неотложных мер по взаимодействию с органами власти, МЧС России, правоохранительными органами и администрацией Пермского края. Руководителем оперативного штаба назначен начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун.

Работа оперативного штаба направлена на полное исключение угрозы жизни и здоровью всех работников ОАО «РЖД» и пассажиров, а также на обеспечение безопасности движения в условиях ограниченной возможности транспортного обслуживания. Руководство ОАО «РЖД» направило обращения в ОАО «Галургия», Горный институт УрО РАН и ОАО «Уралкалий» с целью подтвердить сохранение устойчивости железнодорожной инфраструктуры на станции Березники и возможность ее дальнейшего использования, а также проинформировало федеральные органы власти о возможном негативном развитии событий. В случае неполучения подтвер­ждения с 20:00 по московскому времени 28 ноября работа станции Березники будет приостановлена». В сообщении ОАО «РЖД» от 29 ноября значилось: «В связи с неполучением подтверждения с 20:00 московского времени 28 ноября работа станции «Березники» приостановлена».

29 ноября. Чтобы ознакомиться с ситуацией на месте, в Березники отправился губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Вместе с главой города Сергеем Дьяковым они осмотрели место образования нового провала, после чего провели оперативное совещание с учеными­геологами и железнодорожниками. Власть дала сигнал представителям науки: время излишне оптимистичных прогнозов прошло, необходима самая достоверная информация о том, как протекают подземные процессы, и каких еще неприятностей ждать от стихии.

Как сообщил Сергей Дьяков, новый провал развивается перпендикулярно железной дороге – в сторону солеотвала и в сторону производственной площадки БШСУ. После образования воронки в здание БШСУ был прекращен доступ людей, под охрану поставлена прилегающая территория и часть улицы Тельмана. Владельцам гаражей в опасной зоне предложено вывезти имущество из боксов.

В зону риска попали газопровод и теплотрасса, идущие с ТЭЦ, но, как заверил мэр, коммуникации, оказавшиеся в районе провала, отключены. Энергетикам и газовикам дано задание проверить работу всех объектов на территории города.

В районе железнодорожной станции проводится глубинная разведка, включающая геогазохимические анализы. Дополнительные линии разведки будут проложены от железной дороги в сторону улицы Тельмана. Непосредственно вблизи нового провала установлены сейсмодатчики, которые должны установить направление оседаний земной поверхности.

Директор Горного института УрО РАН Александр Барях сообщил, что наблюдение за данным участком местности велось со времени возникновения первого провала в 2007 году. На протяжении нескольких лет ученые наблюдали здесь оседания земной поверхности, а минувшим летом было зарегистрировано увеличение уровня оседаний. Глубинная геофизика показала наличие изменений в надсоляной толще.

В сентябре­-октябре было принято решение о проведении сейсморазведки. По словам ученого, в зоне нынешнего провала в конце ноября должны были начаться замерочные бурения. По предварительной версии специалистов института, провал произошел на старинной палеодолине, характеризующейся повышенной трещинноватостью. Изучение горных процессов в районе провала будет продолжено, а комплекс мероприятий расширен. По мнению Александра Баряха, наиболее вероятной считается версия образования карстового провала, развитие которого идет в направлении вышеназванной палеодолины. При этом ученый не исключил образование новых провалов локального характера. Впрочем, стопроцентных прогнозов и гарантий наука пока не дает.

Губернатор потребовал от ученых дать ответ, какую территорию может охватить провал:
– Нам нужна ясность. Мы должны знать, в каких границах развивается провал, – сказал Олег Чиркунов. – Зная его максимальный размер, мы могли бы сказать железнодорожникам, в каких границах может осуществляться работа станции. Необходимо перестраховаться, но дать «добро».

Главу региона поддержал начальник Свердловской железной дороги ОАО «РЖД» Владимир Супрун:
– Мы должны знать, что нам делать дальше. Сможем ли мы работать на какой­-то усеченной территории станции, модернизируя ее, или придется принимать решение о ее переносе в другое место.

Ответ о дальнейшем будущем станции ученые пообещали дать в самое ближайшее время. Завершая совещание, губернатор подвел его краткие итоги:
– На данный момент времени наука не видит в сложившейся ситуации каких­-либо масштабных и непредсказуемых изменений. Природа этого явления ученым понятна с высокой степенью вероятности. Но это необходимо еще раз подтвердить. Схема дальнейших действий такова: до того момента, пока у нас не будут проведены все необходимые исследования, мы максимально перестрахуемся по транспортировке любых грузов, особенно опасных. По мере того, как картина будет становиться более­менее ясной, мы будем сужать «зону риска».

30 ноября. Круглосуточное видеонаблюдение за состоянием нового провала в районе БШСУ ведет и Единая Дежурная Диспетчерская Служба города (ЕДДС). По словам начальника отряда Федеральной противопожарной службы № 1 по г. Березники Владимира Треногина, на месте образовавшейся воронки ведутся работы как исследовательского, так и инженерного характера. Ведется наблюдение за газопроводом, питающим ТЭЦ¬10 и другие коммуникации.

Процесс формирования воронки продолжается, ее размеры увеличиваются. До 28 ноября размеры провала оценивались визуально, но, начиная с воскресенья, все замеры производятся инструментальным способом, что позволило давать более точную оценку развития ситуации.

К полудню размер воронки составлял 54 на 33 метра. Представители МЧС пока не прогнозируют такого же ускоренного развития провала, как на минувшей неделе, однако территория в радиусе 200 метров оцеплена службами охраны правопорядка, вход людей в эту зону возможен только по специальному разрешению.

КОГДА ГОТОВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ
Завершилось совещание с участием руководителей Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия». По его итогам в адрес руководителей Свердловской железной дороги было направлено «Дополнение к «Соглашению сторон», заключенному 26 ноября 2010 года.

После завершения бурения инженерно­-геологических скважин и проведения других исследований ученые считают возможным сохранение эксплуатационной работы станции Березники. Опасная зона, в которой работы не разрешены, ограничена в радиусе 150 м вокруг границ образовавшейся 25 ноября полости. На основании исследований ученые также пришли к выводу, что подработанная территория в районе Соликамска и Березников не представляет опасности для железнодорожного сообщения в Березниковско-Соликамском промышленном узле.

На заседании городской комиссии по чрезвычайным ситуациям, в соответствии с рекомендациями ученых, было принято решение включить в потенциально опасную зону промышленную площадку Березниковского шахтостроительного управления. 1 декабря там начнутся работы по ограждению этой зоны, допуск в нее будут иметь только специалисты. В пределах потенциально опасной зоны проходит газопровод, питающий ТЭЦ¬10. По решению комиссии организованы мероприятия по мониторингу газопровода.

Также на комиссии рассмотрены обращения жителей Березников по поводу невозможности приобрести железнодорожные билеты в связи с приостановлением работы станции Березники и закрытием железнодорожного вокзала. Принято решение предложить руководству Свердловской железной дороги организовать в Березниках пункт по продаже железнодорожных билетов. Администрация города готова содействовать в выделении помещения и решении других организационных вопросов.

На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям было отмечено, что за период с 29 ноября — по визуальным наблюдениям — размеры воронки изменились незначительно. Данные проведенных в понедельник инструментальных наблюдений, которые определяют реальные размеры воронки, обрабатываются и будут известны 1 декабря. По состоянию на 29 ноября размеры воронки имели размеры 54 на 33 метра, глубина – приблизительно 20 м. Максимальные скорости оседания в районе воронки за прошедшие сутки составили 5 миллиметров. 28 ноября оседания в этом районе достигали 27 миллиметров в сутки. По результатам газогеохимического мониторинга превышения по газам в районе воронки не выявлено.
По данным пресс-­службы городской администрации

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии