Фантастический рикошет

Текст: Марина Сизова

B Кунгуре инспекторы ГИБДД застрелили двадцатидвухлетнего пассажира машины.

Последние удары молотка – и крышка гроба заколочена. «Такой молодой, такой молодой…» – сочувственно крестились сердобольные старушки, пришедшие во вторник в храм поставить свечки за упокой своих близких и оказавшиеся случайными свидетелями отпевания молодого кунгуряка.

«Игорь был верующий. Bсегда носил нательный крест. B тот вечер, перед баней, он снял крестик, объяснил: «Больно… обжигает тело», а надеть после бани забыл…» – вспоминает трагический вечер отец погибшего – Евгений Никифорович Югов.

Трагедия произошла в ночь с четверга на пятницу, с 13 на 14 января, когда все праздновали старый Новый год.

Житель Кунгура Дима Борисов затопил в четверг вечером баню у дедушки, который живёт неподалёку от Кунгура, в селе Филипповка. Заехал в город домой за чистой одеждой и поехал на своей «Ладе-Калине» обратно в Филипповку с закадычным другом ещё с детского сада Игорем Юговым. Встреча с сотрудниками ГИБДД для Игоря закончилась в морге.

«ЗАТОРМОЗИЛ И ПОДНЯЛ РУКИ ВВЕРХ».
Версия водителя
«Мы взяли с собой по бутылке пива, помылись в бане и поехали кататься по городу. Сначала заехали домой к Игорю, потом к Юльке, моей девушке… Когда уже решили разъехаться по домам, на перекрёстке Ситникова и Свободы я увидел на обочине инспектора ГИБДД, машущего жезлом, – говорит Дима. – Я первый раз выпил за рулём, испугался, боялся, что у меня отберут машину, почувствовав запах пива. А у меня беременная девушка, её надо возить в больницу. Ну и я с испуга объехал патруль по встречке».

По словам Дмитрия, они выехали за город и затаились. Когда поняли, что погони за ними нет, продолжили движение. В это время информация о нарушителе была по радиосвязи передана другим нарядам ДПС.

«Я боялся ехать в город, мы думали заночевать у дедушки, но у него свет в окнах уже не горел, и тогда мы решились поехать домой. Начали выезжать из Филипповки, ехали где-то со скоростью 40 километров в час, стали спускаться с горки, и внизу, в метрах пятнадцати–двадцати я разглядел тёмный силуэт патрульной машины с выключенными фарами и стоящих рядом с ней двух сотрудников ГИБДД, – продолжает свой рассказ Дмитрий. – Тут же я услышал выстрел, по-моему, один из них стрелял в воздух. Я нажал на тормоз, включил свет в салоне, и поднял руки. Игорь, сидевший рядом со мной, вроде тоже поднял руки вверх. Потом услышал звон разбитого стекла справа, где сидел Игорь, но не помню точно, разбилось оно, когда машина тормозила или когда она уже остановилась».

А дальше, по словам Дмитрия, он открыл дверцу, его сразу же выдернули из автомобиля, бросили лицом в снег и стали бить руками и ногами: «Они потом ещё осматривали машину и хвастались между собой: как точно их пули попали в цель».

В это время, вспоминает Дима, подъехал второй экипаж. И его стали снова молотить – теперь уже прибывшие сотрудники.

«НО ИГОРЯ-ТО ЗА ЧТО?»
А в это время его друг Игорь, как выяснилось позже, умирал. И его, умиравшего, сотрудники ГИБДД, по словам Дмитрия, пинали ногами.

«Игорь лежал, уткнувшись лицом в снег, руки за спиной в наручниках, а они его пинали ногами. Если я, когда меня били, пытался как-то прикрыть лицо и голову, то он вообще лежал и не двигался. Когда те, кто меня избивал, на что-то отвлеклись, я попытался тихонько подползти к телу: «Игорь! Игорёха!» – но меня отпихнули. Игорь ни на что не реагировал, тогда они поняли, что что-то не так, перевернули его, подняли ему веко, сказали: да он вообще никакой. «Он нормальный! Нормальный! Он не пьяный!» – помню, кричал я. Они задрали на Игоре пуховик и толстовку до горла и увидели на груди пулевое ранение», – рассказывает водитель расстрелянной машины.

Когда автоинспекторы, говорит Дмитрий, поняли, что Игорь ранен, вызвали скорую. Но, не дождавшись её, увезли парня в больницу на своей машине. По дороге, как стало известно по сообщениям правоохранительных органов, Игорь скончался, не приходя в сознание.

«Ну ладно, они били меня, – говорит сейчас Дмитрий. – Хотя если я совершил административное правонарушение, так наказали бы по закону, а зачем сразу кулаками и ногами? Ведь я не оказывал сопротивления. Но Игоря-то за что? За что били? За что убили? Он же даже за рулём не сидел, то есть он вообще ни в чём не виноват!»

«ПЫТАЛСЯ СБИТЬ МИЛИЦИОНЕРА».
Официальная версия
В кунгурской милиции давать какие-либо комментарии отказались. Начальник местной милиции Олег Смоляков со всеми вопросами посоветовал обратиться к вышестоящему начальству – в ГУВД по Пермскому краю.

Официальная версия того, что происходило в ту злополучную ночь, была озвучена на сайте краевого Управления внутренних дел: «Проезжая часть была заблокирована патрульной машиной. Один из сотрудников милиции вышел на дорогу, а двое других расположились на правой обочине по ходу движения. Однако водитель на жест инспектора ГИБДД остановиться попытался совершить на него наезд. Сотрудник милиции успел увернуться, а водитель ВАЗ-21183 продолжил движение. После этого было принято решение об использовании табельного оружия. Один из сотрудников произвел один выстрел в воздух и два по колесам, второй – два в воздух и два по колёсам. <…> Водитель ВАЗ-211183 был доставлен в наркологический диспансер. По результатам освидетельствования врачом-наркологом установлен факт употребления наркотических средств».

ПРОВОДИТСЯ СЛЕДСТВИЕ
В данный момент Кунгурским межрайонным следственным отделом осуществляется проверка. «Проводятся разного рода экспертизы: баллистическая – на предмет выяснения, чья именно пуля попала в пассажира, судебно-медицинская... После результатов проверки будет решаться вопрос о возбуждении или отказе уголовных дел. В отношении сотрудника правоохранительных органов – имелось ли место превышения служебных полномочий. В отношении водителя машины – по факту покушения на жизнь сотрудника милиции», – комментирует начальник отдела Виталий Игнатенко. По данным Игнатенко, водитель «Лады-Калины» Дмитрий Борисов за прошедший год 31 раз привлекался за нарушение правил дорожного движения. Однако какие правила он нарушал, Игнатенко сказать затруднился. Сам Дмитрий говорит, что его штрафовали в основном за тонированные стёкла, которые он впоследствии поменял.

Имена «стрелков» органами не разглашаются. Известно лишь, что одному 25, другому 27 лет. По словам Виталия Игнатенко, за последних два десятка лет в Кунгуре это третий случай, когда инспекторы ГИБДД были вынуждены стрелять по автомобилю и ранили человека. В первых двух – люди остались живы. В обоих случаях действия милиционеров были признаны правомерными.

РОДИТЕЛИ В ШОКЕ
Николай Борисов не верит, что сын игнорировал выстрелы: «И Дима, и Игорь – домашние дети. Да они, наверное, в штаны наложили, когда милиция начала стрелять. Какие наркоманы?! Ни Игорь, ни мой Дима даже водку не пьют, только иногда пиво. Сын, как купил машину в прошлом году, молится на неё, часто катается с ребятами. Я говорю: зачем ты на машине? «Так я всё равно не пью. Какая разница», – отвечает».

Отец погибшего Игоря, Евгений Никифорович, в шоке. О смерти Игоря родители узнали лишь в шесть вечера, хотя у сына был с собой сотовый телефон со всеми нужными номерами. И родители неоднократно пытались до него дозвониться. Да и Дмитрий сообщил органам все координаты друга.

«Пришёл к следователю, который ведёт проверку, – подавлен Евгений Никифорович. – Он бодрым голосом мне сообщает, мол, всё понятно, оружие сотрудниками ГИБДД было применено правомерно, никто в моего сына не стрелял, пуля срикошетила. Я его спросил: а была ли проведена медэкспертиза стрелявших? Адекватны они или нет? Тут мне следователь прочёл целую лекцию о том, какие у нас честные, непьющие, доблестные и добросовестные сотрудники милиции. Лично я после этого понял, что проверка ведётся не для выяснения обстоятельств, а для прикрытия чьих-то, простите, задниц».

Не верит отец и в то, что его сына убило рикошетом. «Пуля, получается, отрикошетила самым фантастическим образом – оттолкнувшись от воздуха, – горько иронизирует он. – Я – отставной военный, и ни одна экспертиза меня не убедит, что это был рикошет».

КСТАТИ
Одно из последних громких «пермских» дел: два года назад встреча с автоинспекторами Октябрьского района для 19-летнего Руслана Каримова закончилась больничной койкой. За то, что он не остановился по первому требованию ДПС, его избили до полусмерти. Дело не замяли, поскольку за него взялись пермские правозащитники. Суды идут до сих пор.

Примечателен случай, произошедший несколько лет назад в Краснокамске, когда инспекторы ГИБДД ранили водителя. Тот не слышал сирены догонявшего его патруля, поскольку был в наушниках и слушал громкую музыку.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс