Уроки химии

Текст: Андрей Школин

Удобрения. Калийный бизнес можно назвать мечтой делового человека: высокорентабельный, с хорошим спросом и ограниченным числом игроков рынка. Тогда почему в 2010 году у него сменились бенефициары?

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «калийные удобрения»? Если вы профессионально не занимаетесь этой темой, как инвестор, например, то вряд ли вы представляете нечто приятно пахнущее. И зря. Во-первых, хлористый калий гораздо ближе к поваренной соли, нежели к тому, о чем вы подумали. Во-вторых, это отличный бизнес. Любой деловой человек мечтает найти незанятую нишу рынка, в которую максимально долго не проникнут конкуренты. Или проникнут, но не больше десятка значимых производителей на весь мир. Живое воплощение этой идеи в сырьевом секторе – добыча хлористого калия. Благодаря крайне малому числу его месторождений во всем мире и еще меньшему – богатых – в отрасли сложилась самая настоящая олигополия. В-третьих, спрос, растущий вместе с населением Земли и его благосостоянием. Продукции сельского хозяйства потребляется все больше. Чтобы ее получать, нужны удобрения. И если фосфорные и азотные добавки помогают увеличить урожаи, то калий работает на улучшение вкуса. На российские компании «Сильвинит» и «Уралкалий» приходится около 15–20% мирового производства этого сырья, а вместе с «Беларуськалием» – 40–45% мирового оборота. Так почему же Петр Кондрашев и Анатолий Ломакин, а также Дмитрий Рыболовлев продали свои доли таких замечательных активов, еще и фактически на дне рынка?

ТРОЕ НА ОДНОГО
На «Уралкалий» давно точили зубы акулы российского бизнеса, прочно сросшегося с органами власти. Безумно привлекательная рентабельность (76% EBITDA margin в 2008 году) в сочетании с проблемами, в которых погрязла компания (если бы не было затопления рудника в Березниках, то Сулейману Керимову стоило бы его придумать), и владельцем, по большому счету случайно попавшим в высшую лигу отечественного бизнеса. Одним словом, «Уралкалий» казался легкой добычей. И лишь по стечению обстоятельств компания не сменила владельца раньше. Потрясающая рентабельность стала возможной только с бурным ростом цен на калийные удобрения (он начался в 2007 году). Но не успели потенциальные претенденты на «Уралкалий» провести атаку Сечиным, как им пришлось разбираться с собственными проблемами: мировой финансовый кризис наконец добрался и до «тихой гавани». Хозяина калийных руд на время оставили в покое.

В начале 2010 года вокруг производителей калия снова началось движение. Тогда появилось письмо за подписью Андрея Бельянинова. Руководитель Федеральной таможенной службы предлагал установить экспортную пошлину на хлорид калия. Для «Уралкалия» и «Сильвинита» не смерти подобно, но могло быть очень накладно, ведь на экспорт они продают более 80% сырья. Дмитрий Рыболовлев понял: пора.

Летом Сулейман Керимов в компании Филарета Гальчева (№ 30) и Александра Несиса (№ 51) выкупает 53% «Уралкалия» за $5,3 млрд, причем сам № 7 рейтинга расплачивается живыми деньгами только за половину приходящейся на него доли, за остальное он отдал 10% акций «Полюс Золота» и 100% «Военторга» (уж без него Дмитрий Рыболовлев точно прожить не мог). Затем Керимов привлек двух других миллиардеров (№ 65 Зелимхан Муцоев и № 69 Анатолий Скуров) для выкупа контрольного пакета «Сильвинита».

И уже в Основных направлениях бюджетной политики на 2011–2012 годы, выпущенных Минфином, о предложениях Бельянинова ни слова. Напротив, доходы даже вырастут: принципиальная ФАС вдруг увидела несправедливость в гигантской разнице между стоимостью хлористого калия на российском (4,3 тыс. рублей) и внешнем (от $400) рынках. Та самая ФАС, которая все время защищала интересы таких производителей сложных удобрений, как «Акрон», «Еврохим» или «Уралхим», вдруг разрешила увеличить цены для них на 20% с января. Позиция ведомства изменилась на 180 градусов.

РЕАКЦИЯ СЛИЯНИЯ
Дальше произошло то, о чем рынок говорил с лета: две компании, как и во времена Советского Союза, снова будут работать вместе. Акционеры одобрили их слияние в начале февраля, причем «Уралкалий» оценили для сделки в 1,8 раза дороже «Сильвинита», суммарная стоимость – $21,5 млрд. Уже догадываетесь, кто получит крупнейший пакет акций? В капитале объединенной компании Сулейман Керимов будет владеть 16,1%, на Филарета Гальчева придется 9,4%, еще 8,5%, кажется, у Александра Несиса. Новые акционеры уже неплохо заработали, ведь с момента сделки к концу года рыночная стоимость калийных производителей выросла в полтора раза. И это не предел, ведь до кризиса, летом 2008 года, один только «Уралкалий» стоил $32,5 млрд.


Источник: Финанс.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


калийная промышленность