Путин сказал ФАС: надо разобраться!

Текст: Алексей Артамонов

За неделю после новогодних каникул стоимость бензина всех сортов и дизельного топлива, в большей или меньшей степени, взлетела практически по всей России.

В среднем цена зимней солярки единовременно выросла примерно на два рубля, и рост составляет, по грубой оценке, около 10 %! Цены на остальные виды топлива «замешкались» тоже очень ненадолго. Хотя обычно зимой у нас автомобильное топливо не дорожает или дорожает весьма незначительно. Однако на этот раз с ценниками на автозаправках творится что-то совершенно неописуемое. С нового года в цену бензина был заложен акциз. Точнее, увеличена его часть для пополнения дорожных фондов. Причем за более дешевые сорта бензина акцизные отчисления теперь стали выше, чем за высококачественные, для того чтобы стимулировать нефтеперерабатывающие заводы к переходу на выпуск более экологически чистого топлива, и из-за этого они почти совсем перестали отличаться по цене. Кроме этого, с 1 января 2011 года на 20–30 % выросли отчисления с фонда оплаты труда, и топливные компании, что с точки зрения их владельцев совершенно естественно, стараются переложить это новое бремя на потребителей, то есть на нас с вами. И даже если вы не являетесь счастливым обладателем «железного коня», не полагайте по-детски наивно, что минует вас чаша сия. Хлеб и молоко в магазины не на гужевом транспорте подвозят. Как, впрочем, и все остальные товары. Увеличить цены на все виды топлива правительству уверенно «помогли» и естественные монополии: более чем на 10 % повысив, разумеется, предварительно весьма «убедительно» экономически обосновав, тарифы на электроэнергию и газ, а также на прокачку нефтепродуктов по трубопроводам и доставку по железной дороге.

Новые технические регламенты и устаревшие нефтеперерабатывающие заводы, авария в Мексиканском заливе, холодная зима в Европе и бунт в Египте, налоговая политика государства и ситуация на мировом рынке нефти – все вместе это удивительным образом привело к резкому подорожанию топлива в России. Какие только объективные и субъективные причины не называются «ответственными» лица ми. На таком фоне ожидаемое уменьшение транспортного налога покажется автомобилистам очень уж маленькой ложкой меда в громадной бочке дегтя.

Любой нефтепродукт, которым кормятся наши автомобили, сегодня можно называть диетическим.
Из-за его просто непомерной цены. Любой вид топлива, невзирая на его октановое число, практически все, кто прямо или даже косвенно связан с автотранспортом, считают неоправданно дорогим. Но с соляркой нынешней зимой начало происходить что-то уж совсем из ряда вон выходящее.Она вдруг умудрилась стать дороже 92-го бензина! Это такой же нонсенс, как если бы молоко вдруг стало дороже сливок. Но, по сути, это и происходит. И выдается этот абсурд как нечто само собой разумеющееся! При этом всем высокая цена на дизельное топливо вовсе не гарантирует, что на заправке, и в конечном итоге в вашем баке, будет «правильная» зимняя солярка.

«Почти 50 % дизеля, который производится в нашей стране, уходит на экспорт. Он очень востребован за рубежом, и цена его росла. А как только растет цена, товар уходит туда, где цена больше. Поэтому экспорт увеличился, сразу появился дефицит дизеля, ну а экспортная альтернатива давила и на внутренние цены», – рассказал президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. А правительство страны, по всей видимости, пребывало в неведении о складывающейся на мировом рынке ситуации и оказалось не готово принять синхронные и адекватные решения для предотвращения негативного экономического эффекта.

Европа уже давно неравнодушна к солярке: она дешевле, она экономичнее. И эта «мода» на дизельные моторы, которые по мощности уже практически сравнялись с бензиновыми двигателями, тоже отчасти повлияла на повышение цен. В России тоже стали гораздо охотнее брать автомобили с дизельными моторами. И все-таки такой гигантский скачок цены на дизельное топливо не укладывается ни в какие разумно объяснимые рамки! Явно, что дефицит на внутреннем рынке провоцирует неуемные аппетиты владельцев топливных компаний. «Когда происходит в мире снижение цен, то нефтяные компании начинают снижать на внутреннем рынке цены с некоторой задержкой, от месяца до полутора месяцев, что, конечно, недопустимо. На это мы обращали внимание нефтяных компаний и в рамках предыдущих дел, которые мы рассматривали в отношении нефтяных компаний, которые, как известно, закончились значительными, многомиллиардными штрафами», – говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Российская традиция – и в динамике цен. Топливо если дешевеет, то очень медленно, а вот дорожает рактически молниеносно. И, как вы думаете, сговора топливных монополий в этом экономическом феномене нет? Но ведь чем выше цена за бензин и солярку – тем больше налоговых поступлений. И, похоже, единственный компромисс, на который могут пойти топливные компании, – это стабилизация цены. Это как раз и прогнозируют эксперты. Впрочем, «заморозится» цена, скорее всего, ровно до потепления. Весной начнется посевная, а значит, и сезонное подорожание и без того дорогого топлива. Что совершенно точно скажется повышением цены на продовольствие. Гречневая крупа по 100 рублей за килограмм? Осенью подобная цена может показаться недосягаемой мечтой, а не поводом для праведного возмущения.

Когда, наконец, рынок стабилизируется и кто же выиграет от такого ценообразования? Вопросы, по всей видимости, риторические. Березниковцев же, как всегда, все устраивает, ведь даже единичного пикета, а не то чтобы митинга, выражающего протест складывающемуся ценообразованию на топливо, лично мной замечено не было. И что с того, что нефть качается из Пермской земли и перерабатывается здесь же, в Пермском крае? Ничего страшного в этом нет, затянем потуже пояса, нам не привыкать! Так ведь?

ФАС должна незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо, заявил буквально на днях на совещании премьер-министр Владимир Путин. Ведомство уже возбудило дела против «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти», следом за ними под подозрением могут оказаться ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Башнефть». Дождемся ли мы все результатов в виде приемлемых цен на топливо – покажет
время.

К СВЕДЕНИЮ
Федеральная антимонопольная служба предложила государству регулировать стоимость нефтепродуктов.

Глава ФАС Игорь Артемьев на совещании, посвященном работе ТЭК, выступил с инициативой о принятии закона, регулирующего колебания цен на топливо. О том, какова вероятность вступления документа в силу и что ожидает игроков рынка, корреспондент «ФедералПресс» побеседовал с аналитиками нефтяной отрасли.

«Предложение ФАС, учитывая ориентацию власти на сдерживание цен, а также не особо удачные прежде попытки ведомства регулировать ценообразование на рынке в судебном порядке и привязки цен к мировым биржевым котировкам, скорее всего, будет принято», – прокомментировал возможность принятия специального закона управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский.

Закон, в случае его принятия, будет ориентирован прежде всего на потребителей, что особенно актуально в предвыборный год. Если закон будет «справедливым» и не будет сильно ущемлять интересы нефтяных компаний, подчеркивает эксперт «Финам Нефтегаз», то серьезных изменений на рынке не произойдет, просто у ФАС появится действующий инструмент давления на цены в случае их возможного повышения.

В отличие от представителя инвестиционного холдинга, аналитик ИК «Баррель» Анна Анненко выразила сомнение в том, что инициатива ФАС вообще будет реализована. Более того, она заявила, что принятие закона, а значит, вмешательство государства в рыночные механизмы, не решит проблемы монополизации нефтяной отрасли.

Штрафы и судебные иски, применяемые правительством в качестве регуляторов ценовой политики компаний, также становятся неэффективными. Нефтяные гиганты приспособились к этим мерам, вкладывая издержки от уплаты штрафов в цену продукции.

Согласно мнению аналитика, власти должны уделять внимание не принятию новых законов, а созданию здоровой конкурентной среды посредством вывода на рынок малых и средних предприятий. Организация деятельности собственной внутренней нефтяной биржи также может оказать положительное влияние на стабилизацию экономической ситуации. Пока же нефтяники смогут практическибеспрепятственно поднимать цены, изредка реагируя на претензии ФАС незначительным их снижением.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс