С юбилеем, "рогатый" Березников!

Это сегодня, подбегая к остановке, люди помоложе выбирают тот транспорт, который
быстрее домчит их до нужного пункта. И, редко выигрывая в этой гонке, водители огромных, неповоротливых троллейбусов, вздыхая, с полупустым салоном двигаются дальше. Но те, кто помнит, каким событием 50 лет назад было появление первых городских троллейбусов, верит: за этим транспортом будущее!

АНТИЛОПА ДОЛЖНА БЫТЬ С РОГАМИ
Никаких «газелей» и им подобных в те годы не было в помине. Но появись они тогда, этим малогабариткам вряд ли бы кто обрадовался. Сотни тружеников промпредприятий, ежедневно спешащие на производство, просто не признали бы их как вид общественного транспорта. В 40-е годы по немногочисленным улицам Березников стали курсировать первые серийные автобусы – громоздкие пассажирские ЗиСы, модификации грузовых машин. «Антилопы» – так называли их в народе – были оборудованы печкой и вмещали до 60 пассажиров. Но сколь вместительны они были, столь и несовершенны. Ненадежность дизеля, большой расход топлива, повышенная шумность и дымность требовали развития альтернативных видов транспорта.

«Городу химии» на Каме ничего не оставалось, как обзавестись самым экологическим из них – троллейбусным. Спустя четыре с половиной года с момента подписания проекта в городе появилось новое транспортное предприятие – Троллейбусное управление. 4 марта 1961 года на проспект Ленина выехали первые троллейбусы модели МТБ-82Д. Водители неизвестного дотоле жителям транспорта, как и сегодня, женщины, радовались не меньше пассажиров – строителей Севуралтяжстроя и электромонтажников, благодаря которым был сдан объект. Украшенные флажками, свежевыкрашенные «рогатые» машины заполнялись первыми пассажирами маршрута № 1. В середине 61-го года он был единственным, к концу года «рогатые» повернули на Юбилейную и ходили до Трансагентства (ныне «Строительный техникум»). Застройка города потребовала прокладывания новых контактных сетей, строительства тяговых подстанций. Троллейбусы ездили уже более чем в 10 направлениях. Содовый завод, железнодорожный вокзал, второй пруд и второе рудоуправление – за 5 копеек можно было добраться на троллейбусе куда угодно.

ДЕФИЦИТНЫЕ ГОДЫ
Но троллейбусных полвека будто бы и не было. 50 лет назад троллейбусный парк состоял из 22 машин, сегодня их немногим больше – 26 – ежедневно выходит на линию. Из 12 бывших маршрутов осталась четвертая часть. Везучие «пятерки», «шестерки» и «семерки» (не считая специальных троллейбусных рейсов на «АВИСМУ» и «Бератон») стали редкими участниками дорожного движения. А ведь когда-то, вспоминают старожилы-троллейбусники, скачок в развитии троллейбусного транспорта в городе был ощутимый.

– В 80-е годы, когда я пришла работать на предприятие, оно переживало расцвет, – вспоминает начальник технического отдела МУП «ТУ» Тамара Пальцева. – На линию мы выпускали порядка 52 троллейбусов, а всего их насчитывалось около 60 единиц. Тогда город получал по 8 новых троллейбусов в год, но потом парк обновлялся все реже и реже. В 90-е годы, когда социально-экономическая ситуация в стране изменилась, предприятие пришло в упадок.

Наряду с троллейбусами с трудом обновлялись и кадры. Многие молодые работники, в
первую очередь водители, уезжали в соседние города – Пермь, Свердловск, а позже некоторые из них перебрались с семьями даже в Москву. В то время как на березниковском предприятии люди месяцами не получали зарплату, уехавшие неплохо устраивались там, где платили больше, чем здесь. Сейчас по-прежнему Троллейбусному управлению недостает не только квалифицированных водителей, но и электромонтеров, слесарей, других специалистов. Если когда-то перевозки пассажиров приносили предприятию небольшую прибыль, сегодня, дай бог, не сработать бы в убыток. В прошлом году после введения нового порядка движения пассажирского транспорта (сокращения числа троллейбусных маршрутов и количества маловместимого пассажирского транспорта) у Троллейбусного управления увеличились доходы, однако дефицит остался.

СТАВКА НА БОЛЬШОЕ
Как на многих предприятиях, кризисные времена не проходили без «текучки » руководства.

– Каждый руководитель внес что-то свое в работу предприятия, но все они работали в неравных условиях: одни принимали предприятие в пору подъема, другие взваливали на себя целый воз проблем, – делится Тамара Константиновна. – Леонид Жуланов, последние три года руководивший Троллейбусным управлением, душой болел за предприятие. Он постоянно вел переговоры с администрацией, упорно отстаивал наши интересы…

Осенью прошлого года на этот пост пришел Сергей Ваганов, на сегодняшний день исполняющий обязанности директора МУП «Троллейбусное управление». В начале его руководства, спустя пять долгих лет после последнего обновления парка, в город опять пришли троллейбусы – четыре новенькие машины башкирского производства, закупленные на федеральные и частично муниципальные средства. Сине-белый «рогатый» электротранспорт, еще не раскрашенный рекламой, порадовал постоянных пассажиров. Более светлый, вместительный, комфортабельный салон, электронные маршрутоуказатели, речевые информаторы, 3 печи отопления в салоне. Конструкторы «улучшили планировку» и для водителей, оснастив кабину отдельным выходом. Новые троллейбусы стали более экономичны по расходу электроэнергии, а оснащение их GPRS-навигаторами позволило диспетчерам отслеживать график движения. До конца февраля работники ждут еще одно поступление: на этот новый троллейбус удалось выделить средства предприятия – 3 млн 750 тысяч рублей. А до конца года есть надежда снова пополнить парк.

– Пока мы, конечно, загадывать не беремся, но – и это не только мое мнение – за транспортом большой и средней вместимости будущее городов. Дорожная обстановка, транспортные коллапсы, которые мы нередко наблюдаем, вынуждают отказываться от автомобилей и такси. Да и экология вынуждает – недаром «гигант химии» когда-то сделал выбор в пользу электротранспорта. Правительство, как на краевом, так и федеральном
уровнях, тоже стало все чаще обращать внимание на транспортные закупки, отдавая приоритет городским пассажирским перевозкам троллейбусами и автобусами.


Готовясь к юбилею, Троллейбусное управление в первую очередь вспоминает о ветеранах. Их у предприятия, на котором когда-то работало 540 человек (в два раза больше, чем сегодня), очень много. Начинает возрождаться профсоюз – когда-то именно он вел летопись предприятия. И традиция комсомольских времен, когда молодые люди выбирали профессию водителя, стала восстанавливаться. Кроме стойких девушек, готовых выдержать нелегкие 9 месяцев, словно в ожидании ребенка, обучения, ученичества, наставничества ради удовольствия управлять троллейбусом, в водители идут и мужчины. В них старожилы и видят своих преемников, способных, несмотря на все обстоятельства, встать в полпятого утра и целый день крутить баранку.

Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс