Он улетел на свой астероид…

Казалось, он будет всегда. Нет-нет, да судьба улыбнется в один из хмурых березниковских вечеров по пути с работы встретить в переполненном троллейбусе Льва Владимировича, его сияющий ответной радостью взгляд, и с места в карьер сорваться в захватывающе интересную беседу. Казалось, будет еще время договорить… Не договорили.

1 апреля Льва Владимировича Баньковского не стало. Он умер после долгой болезни в одной из пермских больниц. Было ему 73 года. Родные похоронили его в Подмосковье, в Одинцовском районе.

Лев Баньковский из той редкой породы людей и ученых, которых, как говорится, «сейчас не делают»: энциклопедически образованный, с пытливым и ясным умом, он умел заражать своих учеников детской радостью открытий в самых разных сферах человеческого познания. Пространство его интересов и занятий трудно даже просто перечислить: геология, история, биология, география, краеведение, астрономия, экономические проблемы края, психология, культурология, экология.

– Знаете, мы с ним как-­то пытались состязаться в знании философских первоисточников, – рассказывает один из его коллег, доцент Соликамского государственного педагогического института, филолог Алексей Голубев. – Античных философов, картезианцев, представителей русской религиозной мысли, – и я ему проигрывал… Я очень благодарен Льву Владимировичу за возможность познакомиться с трудами некоторых редко издающихся философов из его богатой библиотеки. Мы спорили с ним и о проблемах эстетики, о художественном типе сознания. Ему было что сказать в самых разных областях науки — от геологии до медицины.

Лев Владимирович попал в Прикамье после окончания Московского авиационного института в 1963¬м году. Мало кто знает, что на защите диплома в МАИ он, молодой инженер-конструктор, представлял свой проект «максолета» для полетов на Луну и при этом удостоился теплых слов от самого Сергея Павловича Королева, бывшего членом дипломной комиссии. В Перми Баньковский работал технологом на «Пермских моторах». Небо и космос навсегда остались его любовью, даже когда он увлекался другим.

Самые замечательные научные работы Льва Баньковского относятся к сфере краеведения и геологии. В 1973 году Лев Владимирович окончил геологический факультет ПГУ, позднее защитил кандидатскую работу по геологии. Выдвинул тезис о существовании Тимано-Алтайской складчатой системы, задевающей, в частности, Северное Прикамье. Разрабатывал сформулированную Богословским концепцию Уральской горнозаводской цивилизации и ввел в научный оборот термин «пермистика», обозначающий генеральные характеристики пермской региональной культуры. Неслучайно телеведущий Леонид Парфенов и писатель Алексей Иванов, когда снимали свой уральский телевизионный цикл «Хребет России», обратились к работам Льва Баньковского о горнозаводской цивилизации.

По его инициативе и при его непосредственном участии в 1991 году в Перми проходил Международный конгресс «Пермская система земного шара», посвященный 150¬летию со времени открытия пермской геологической системы.

С 1982 года Баньковский жил в Березниках. С 1991¬го – года основания Соликамского государственного педагогического института – преподавал в нем. Для студентов, аспирантов и преподавателей СГПИ Лев Владимирович стал в некотором смысле «опорной фигурой», включающей учебный и научно-исследовательский процесс в пространство большой науки и большого времени, времени цивилизации и истории. Как преподаватель и научный руководитель он умел окрылять, давать некоторые авансы, поддерживать ростки мысли, всегда с исключительным вниманием и уважением относясь к любому собеседнику.

И никогда не было в нем, солидном ученом, этой самой солидности. Вот он с березниковскими школьниками ходит по полянам за Околицей, рассказывая о местных растениях. Вот с соликамскими студентами путешествует на воздушном шаре над Соликамском. Вот с детьми изучает рыб Чашкинского озера или показывает знакомым созвездия в своем кабинете, наполовину завешанном картами звездного неба… С ним было невероятно интересно и весело. И еще – с ним всегда хотелось стать лучше, чем ты есть.

– Когда я думаю о Льве Владимировиче, на ум приходят слова «сердечная детскость», «большой ребенок», хотя он при этом обладал очень ясным и практичным умом, – говорит Алексей Голубев. – Это маленький принц, который вырос и вернулся на свой астероид Б-612… Я написал песню его памяти. Там такой припев:

«Уносится в небо воздушный
твой шар,
С земли чуть виднеется точка.
Останется с нами живая
душа,
Все прочее – лишь оболочка…»


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы