Bопреки, а не благодаря

Текст: Вячеслав Петров

«Остальные на экзамене могут списать или спросить у кого-то, а Регина – нет», – говорит мама студентки-заочницы ПГУ. Учащаяся – слепая. Впрочем, это не мешает ей заниматься на равных правах со зрячими. Причём пока Регина – тьфу-тьфу! – учится на одни пятёрки.

Слепота у пермячки Регины Ахметшиной с рождения. Кроме этого недуга, у девушки нарушена ориентация в пространстве. «Когда была маленькой девочкой, – вспоминает мама, – могла проснуться и не знать, с какой стороны встать с кровати».

Регина училась в школе для детей с нарушением зрения: «Но и оттуда в шестом классе пришлось уйти на домашнее обучение».

«ПОНАЧАЛУ БОЯЛАСЬ ОТПУСКАТЬ МАМУ»
У выпускников этой школы, продолжает Регина, одна дорога – поступать в медицинский колледж на массажиста. Возможно, девушка так бы и сделала. Но… «Ко всему прочему у дочери больной позвоночник, а у массажистов – ещё какие нагрузки!» Поэтому в колледж девочку не взяли по медицинским основаниям.

Регина любит читать: аудио-, рельефные книги. «Люблю фантастику, а также произведения о море», – говорит девушка. Когда поступить в медицинский колледж не удалось, она отнесла документы на филологический факультет классического университета. Декан посоветовал поступать на отделение журналистики.

«На экзамен нам разрешили прийти со своим компьютером с говорящей программой, – продолжает мама. – И Регина написала творческую работу». «Преподаватели недоумевали: мол, как я буду сдавать зачёты, экзамены, как буду выполнять их задания? Но я говорила: давайте попробуем, раз я поступила». Впрочем, сама новоиспечённая студентка тоже боялась: «Поначалу, хоть и не давала виду, боялась отпустить маму».

«Через пару недель, – говорит женщина, – другие студентки сказали мне, чтобы я не волновалась за Регину, оставила её в университете». «Я очень им благодарна», – подхватывает молодая журналистка: подруги помогают ей не потеряться в здании, ездят вместе с ней на учёбу.

Лекции девушка записывает на диктофон, дома слушает записи. Так, с диктофоном, занимаются и бывшие одноклассники Регины, которые учатся в медицин­ском колледже. Но наша героиня и её мама говорят, что им ещё приходится «ползать» в Интернете – чтобы найти нужную информацию.

Регина действительно пошла необычной дорогой. Необычной и для себя, и для родных, и для всех остальных. Но при этом – не невозможной. Почему тогда этим путём идёт так мало людей? Боятся? К этому не готовы пермские вузы?

ДОЖДАЛСЯ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ГОДА
У другого пермяка, Ивана Демидова, больное сердце, третья группа инвалидности. В поза­прошлом году он был одним из тех, кто попал под сокращение на одном из пермских предприятий.

В краевом агентстве по занятости отмечают, что многие инвалиды после увольнения опускают руки. Вставать в очередь в центр занятости вроде как нет смысла: найдут работу или нет, неизвестно, а при этом ещё надо пару раз в месяц ходить на отметку.

Но Иван Николаевич духом не пал. Через полтора года (в декабре 2010 года) у него таки нашлась работа – в пермском ООО «Сибирка».

«Вот эти обрези, – мужчина показывает на белые обрезки одежды, – набиваем в подушки». Трудовой коллектив – десяток человек. «Вначале кроме меня и ещё одного коллеги все были женщины, – вспоминает Демидов. – Было непривычно».

Впрочем, говорит Иван, какая работа – неважно, главное, чтобы платили. «Получаю 4330 рублей. На хлеб, на соль хватает. А вода – из под крана бежит», – шутит пермяк. Пока не нашлось ничего лучше, работает здесь: «Главное – к чему-то стремиться».

Ситуация с трудоустройством инвалидов такая же странная, как с получением образования. Чтобы трудоустроиться, надо много что преодолеть и много к чему привыкнуть. К низкой зар­плате. К тому, что выбор профессии ограничен, а работу можно ждать годами.

Ивану ещё повезло, он стал участником краевой программы по трудоустройству инвалидов («Содействие трудоустройству незанятых инвалидов»). Ей могут воспользоваться только те, кому труд рекомендуют врачи. Свое­образные «первоочерёдники». Что делать остальным?

P.S. На помощь государства и Регина, и Иван не надеются. Обоим помогают близкие. Из многочисленных проблем и ограничений каждый выбирается по-своему. В планах у Ивана – найти более высокооплачиваемую работу. У Регины – пойти на практику на радиостанцию. Кажется, у них это должно получиться. То ли благодаря, то ли вопреки.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Пермское ООО «ПармаУпак» – единственное в крае предприятие, изначальное созданное для инвалидов. По мнению директора Алексея Бородулина, одна из главных проблем – недостаток финансирования. А ведь инвалиды делают ту работу, которая на предприятиях-конкурентах механизирована.

Более того, нужны средства для оборудования рабочего места для людей с особыми потребностями. В прошлом году «ПН» уже писали, что зарплата некоторых сотрудников этого предприятия долгое время незаконно не повышалась до МРОТа.

ОФИЦИАЛЬНО
Из ответа агентства по занятости населения Пермского края:
«В 2011 году в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Пермского края реализуется мероприятие «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей».

Работодателю возмещаются затраты на приобретение, монтаж и установку специализированного оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Размер компенсации – до 50 тысяч рублей из федерального бюджета и 10 тысяч рублей из бюджета Пермского края за одно рабочее место.

Также компенсируется приобретение, монтаж и установка оборудования для оснащения рабочих мест (в том числе надомных) для незанятых родителей. Размер компенсации – до 50 тысяч рублей из федерального бюджета за одно рабочее место.

В 2010 году в Пермском крае в рамках аналогичного мероприятия были заключены договоры с 35 работодателями на создание 151 специального рабочего места для инвалидов. Примеры трудоустройства инвалидов:
в ООО «Сибирка» (Пермь) созданы специальные рабочие места для инвалидов 3-й группы с частичной или полной потерей слуха, в ООО «Уральская фурнитура» (Нытва) – для штамповщиков мебельной фурнитуры, в ООО «Позитив Плюс» (Пермь) организованы надомные рабочие места операторов, осуществляющих видеонаблюдение за участками придомовых территорий, в НО «Фонд реабилитации детей-инвалидов и малоимущих семей» (Краснокамск) созданы специальные рабочие места для слабовидящих инвалидов».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс