Служил один солдат...

Текст: Евгения Кокшарова

Анатолия Чудинова призвали на фронт, когда ему еще не было и 18 лет… Мальчишке посчастливилось встретить Победу. Черно-белые фотографии с изображением счастливых бравых парней в солдатской форме он хранит по сей день, тогда как кадры страшных военных лет запечатлены лишь в памяти Анатолия Васильевича.

ПОВЕСТКА В НИКУДА...
7 мая 1943-го года. Младшего сына из обычной усольской семьи провожают в ряды Красной Армии. Вспоминая тот день, 85-летний Анатолий Васильевич немногословен и скуп на эмоции. Но становится не по себе, когда представляешь, что чувствовала мать, провожая на войну младшего сына, еще толком не оправившись после потери старшего: 19-летний сержант, командир минометного расчета Александр Чудинов погиб в январе 42 года в бою под Смоленском…

А уже в августе 43-го, в самый разгар войны, его младший брат после окончания Свердловского училища связи прибывает в освобожденный Курск, где его определяют в батальон связи. Вскоре рядовой Чудинов попадает на Первый Украинский фронт.

– Нашей задачей было обеспечивать связь с передовой и штабом, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Мы тащили за собой огромный моток с кабелем и прокладывали его где по земле, где поднимали на деревья.

Сейчас ветеран войны с полной грудью медалей и орденов признается, что в то время у него было только одно желание – остаться в живых.

– Бомбят самолеты, рвутся снаряды, свистят пули. Ты падаешь и лежишь ни жив, ни мертв, разве что о мамке вспомнишь. Воткнул голову в землю и прислушиваешься, где упадет снаряд, – вспоминает солдат. – А когда поутихнет, опять хватаешься за кабель и ищешь, где случился порыв.

ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ
Несмотря на все страхи совсем юных солдат, долг перед Родиной оставался превыше всего.

1944-ый год. Под одной из деревень Закарпатья разгорелся ожесточенный бой. Перед друзьями-связистами Анатолием и Алексеем стоит задача – протянуть через поле боя до деревни кабель. Алексей серьезно ранен в ногу, и рядовой Чудинов принимает решение в одиночку выполнить приказ командира, а раненого товарища отправить обратно.

– Через месяц приходим с очередного задания. Идет дождь. Мы разводим костер, развешиваем одежду, – с улыбкой воссоздает картину того дня Анатолий Васильевич. – Вдруг подбегает адъютант командира роты и говорит, что тот хочет меня видеть. Я забегаю к нему и вижу генерала-полковника. Он вручает мне орден Красной Звезды, а мне неловко — после задания в одних брюках, без гимнастерки. Мы тогда в обороне стояли и, конечно, мою награду отметили фронтовыми ста граммами.

…Позже от того самого Алексея придет весточка, что он жив, но нога сильно повреждена. Поэтому на фронт он, скорее всего, уже не вернется.

ДОМ РОДНОЙ — ЗЕМЛЯ СОВЕТСКАЯ
Все военные годы связисты проводили в землянках. Жили по 3-4 человека. Анатолий Васильевич вспоминает, что, как бы сложно не было, он и его товарищи не сильно бедствовали.

– Мы служили на юге, и холодно нам не было, – говорит бывший связист. – Иногда только снег выпадет, да и то сразу растает. В землянках было тепло. Мы печку топили.

В таких полевых условиях молодые красноармейцы встречают новый 44-ый год. На праздничном столе – водка и сухой паек, в котором овощные и мясные консервы, крупа-концентрат, сухари.

– Пайка хватало на неделю. Когда он заканчивался, нам не всегда успевали подвозить новую порцию. Война есть война, – говорит Анатолий Васильевич. – Но мы находили, чем питаться. Картошку из земли выкапывали, варили мясо убитых лошадей. Если деревня рядом, то жители помогали.

ПРОВЕРКА ЧУВСТВ ДЛИННОЙ В ВОЙНУ
В том же 44-ом Анатолий Чудинов встречает свою любовь. Батальон связи находился в мирном городе Дрогобыче Львовской области, где обслуживал формирование новых частей. А юную Прасковью вместе с братом, сестрой и матерью привез в Западную Украину дядя, служивший в НКВД. За два месяца, что молодой солдат провел там, между ним и Прасковьей вспыхнули чувства, которые прошли проверку временем.

– После окончания войны я снова приехал служить в Западную Украину, – продолжает повествование Анатолий Васильевич. – Часть располагалась в другом городе, за 30 км от Дрогобыча. Мы уже считали себя мужем и женой, и оттуда я ездил к ней в самоволку. За это меня даже на гаупвахту сажали.

В 48-ом году Анатолий Чудинов демобилизовался и увез красавицу-жену в родное Усолье. Уже в наших краях пара официально зарегистрировала отношения. Позже в семье Чудиновых появились сын и две дочери-близняшки. Наверное, этот счастливый союз, прошедший даже через войну, длился бы и по сей день, но три года назад Прасковьи Дмитриевны не стало.

ЗДРАВСТВУЙ, МАМА! ВОЗВРАТИЛИСЬ МЫ НЕ ВСЕ...
9 мая 1945 года. Батальон связи, в котором служит Анатолий Чудинов, дислоцируется на границе Германии и Чехословакии. На линии небольшая поломка.

— После того, как устранили неисправность, узнали о Победе! — до сих пор с радостью в голосе рассказывает Анатолий Васильевич. — Мы были очень счастливы, что этот день настал, что мы до него дожили!

Теперь советские войска держали курс на Родину. По ночам то и дело яркими вспышками громко взрывались ракеты. Только сейчас они уже не представляли опасности. Они возвещали: «Победители идут!»

В 48¬году солдата Красной Армии Чудинова и его молодую жену в родном Усолье встречают родственники, знакомые и просто соседи. Со всеми почестями его принимают и на азотно-туковом комбинате. Анатолий устраивается слесарем в ту же самую бригаду, в которой числился учеником еще до службы в армии.

Теперь ему, как и многими другим героям Великой Отечественной предстоит совершить еще один подвиг. После разрушительной войны восстановить свой завод, город, страну. Страну, которая недосчиталась миллионов своих сыновей и дочерей. Страну, которую удалось отстоять ценой жизни.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы