"Неегипетские" пирамиды турбизнеса

Текст: Михаил Андреев

В Пермской гильдии тур­операторов предупреждают: кризис породил на рынке туристических услуг такое опасное явление, как необоснованные скидки. Волнения на африканском континенте могут только подтолкнуть процесс. Результатом гонки за «дешёвым сыром» может стать испорченный отпуск и потерянные деньги.

Казалось бы, чего тревожиться потребителям? Нам предлагают что-то подешевле – вот и здорово. Но не всё так просто.

«Скидка у ответственного туристического агентства может составлять, скажем, пять, ну, максимум, десять процентов, – утверждает исполнительный директор гильдии Лариса Баранова. – Но появляется реклама, где предлагаются скидки даже в тридцать и более процентов. Конечно, возможны какие-то уступки на отдельные услуги, но не на весь турпродукт. То есть, как минимум, это недобросовестная реклама. В итоге у населения складывается впечатление, что такое допустимо, что так и должно быть, мол, кризис или политические события заставляют турфирмы снижать цены. Но такие «подарки» в принципе невозможны. И хуже всего – они подрывают сам пермский рынок туристических услуг, и лучше от этого никому не становится».

БОЙТЕСЬ АГЕНТСТВ, СКИДКИ ДАЮЩИХ
Тут нужно кое-что пояснить. Турагентства следует отличать от туроператоров. Дело не только в том, что операторы обязаны страховать финансовые риски, а агентства нет. Именно туроператоры предоставляют туристическим агентствам конкретные туристические продукты для распространения. При этом для самих турагентств предусматривается скидка. Она составляет, по словам Барановой, максимум 12%, чаще меньше, и лишь изредка может доходить до 14% – для особо давних надёжных партнёров.

Вот на эти проценты агентства и живут. Часть из них они могут «уступать» клиентам. Но не все же!
Сейчас, по мнению Ларисы Барановой, наблюдается некий законодательный пробел: тур­агентства не обязаны теперь иметь лицензию. Но и саморегулируемых организаций в турбизнесе тоже пока не создано, как, например, в строительстве. С началом кризиса многие подумывали о перепрофилировании бизнеса. Поскольку «в туризм» сейчас может прийти практичес­ки любой желающий, многие потянулись сюда. В итоге на территории края действуют сейчас четыре туроператора, а турагентств – сотни.

Фирмы, которые только появляются, должны накапливать свою клиентскую базу. Вот им и свойственна такая тактика – предлагать большие скидки. Делается это зачастую из расчёта, что убытки удастся зарыть «когда-нибудь потом», когда будут привлечены другие клиенты. То есть, по сути, получается вот такая пирамида на туристическом рынке. И это ещё в лучшем случае. В худшем – деньги могут просто собираться из расчёта, что вытребовать их через суд будет не так-то просто. Или даже не у кого, если фирма объявит себя банкротом. Или просто-напросто исчезнет.

ТУРОПЕРАТОРЫ ТОЖЕ В ШОКЕ
Но, может быть, руководители гильдии несколько преувеличивают и у агентств всё же есть возможность существенно сбрасывать цены на путёвки? В начале этого года состоялось заседание совета директоров Пермской гильдии туроператоров. На него были приглашены туроператоры, которые работают на пермском рынке, – «Пегас туристик», «Тез тур», «Корал тревел» и представители других участников туристического рынка. Туроператорам задавался вопрос: практикуют ли они хотя бы время от времени повышенные скидки для туристических агентств?

Все они отвечали, что нет, они не демпингуют и не дают никаких скидок в 20%–30%. А представители «Корал тревел» в Перми прямо заявили: «Турагентства, имеющие прямой договор с нашей компанией, имеют право предоставлять максимальную скидку на продукт компании в размере 5% от общей стоимости тура». Если выявятся случаи, когда агентства предоставят большую скидку, их обещают наказать рублём – ухудшат условия сотрудничества.

Не за горами лето 2011-го… И многие уже изучают рекламные проспекты, готовясь к летнему отдыху. При этом нелишне будет помнить совсем нехитрую истину – про бесплатный сыр. Который в мышеловке.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деньги