Мёртвые молчат, живые – ездят

Пермяки учатся вождению на кладбище.

Текст: Марина Сизова

По словам очевидцев, в начале недели по Северному кладбищу Перми катались три учебных автомобиля. Говорят, новички отрабатывают здесь навыки автомобильной езды. И это не редкость. Якобы уже давно пермские автошколы обучают вождению среди могильных плит. Что это? Неуважение к мёртвым или практичный подход и ноу-хау пермских автошкол?

Здесь мало людей, мало машин, нет пробок. Чем не идеальное место для тренировок начинающего водителя? По всей видимости, примерно так рассуждают некоторые инструкторы автошкол.

ПЕРМЯКИ – ТАКИЕ ПРИДУМЩИКИ!
«На Северном кладбище я был два раза. И оба раза видел там учебные машины. Когда в начале этой недели увидел во второй раз, и сразу три, я подумал, что это неспроста, – комментирует преподаватель Пермского технического университета Михаил Якимов. – Дорожки ровные. Регулярная сетка кварталов. Наверное, очень удобно отрабатывать повороты направо и налево».

Как к этому относиться, Михаил Рости­славович не знает…

«На самом деле не знаю, – разводит руками он. – С точки зрения полезности, качества, безопасности – это, наверное, неплохой вариант: пустынное тихое место как нельзя лучше подходит для курсантов-водителей, нежели оголтелые улицы Перми. Неожиданное решение, конечно. Я бы никогда не догадался… Что касается этики, я пока не определился, даже не знаю, что сказать…»

Один из иногородних друзей Якимова подивился: «Самобытные люди живут в Перми. Такие придумщики!» Мол, креативно мыслят. Другие возмущаются: как можно? Оценивают подобный акт как кощунство и святотатство.

«НАМ НЕЗАЧЕМ ЕЗДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ»
На замеченных Якимовым на кладбище автомобилях, по его словам, имелись опознавательные знаки автошколы «Автореал».

Это известная компания в Перми. Существует с мая 2007 года. Занимает одно из первых мест в рейтингах среди пермских школ вождения. В прошлом году стала лауреатом конкурса «Лучшие автошколы РФ». По словам директора «Автореала» Андрея Казанцева, очевидцы либо ошиблись, либо это происки конкурентов. Если бы машины его фирмы катались на кладбище, то он, говорит Казанцев, не стал бы отпираться, признал факт и запретил бы ездить там.

«Но нам вообще незачем ездить на Северное, – утверждает директор фирмы. – Все наши учебные площадки – в городе. Мы как-то пытались отрабатывать «практику» в районе Камской долины. И бросили. Потому что обучающиеся были недовольны тем, что нужно так далеко отъезжать от центра города. А на Северное кладбище, которое ещё дальше, их вообще не загонишь…»

По мнению Казанцева, любителей кататься по кладбищенским дорожкам нужно искать в том районе, где оно располагается. «Мне говорили, что там ездят машинки другой школы. Какой школы, я вам не скажу, потому что это некорректно. Но вы съездите, посмотрите и сами всё увидите своими глазами».

И мы съездили и посмотрели.

«СЕГОДНЯ ЕЩЁ «УЧЕБНЫХ» НЕ БЫЛО»
Среда, 6 июля. «Оживляться» кладбище начало только к обеду. По ровным заасфальтированным дорожкам разбегаются по разным уголкам различные машины – служебные трактора, какая-то древняя побитая «Волга» без дверей и без номеров, «москвичи», джипы, автомобили ДПС… Мы обходим практически всё Северное кладбище, но ни одной машины, похожей на учебную, не замечаем. Как позже объясняет охранник кладбища: «Сегодня их ещё не было». По словам охранника, учебные машины на территории появляются частенько: «Одна-две. Либо утром, либо ближе к вечеру, когда народу мало. Я не знаю, зачем они здесь. Может, родственников навещают…» По словам мужчины, он один охраняет огромную территорию кладбища и не может уследить за действиями всех машин и людей.

Уличные продавщицы продуктов, цветов, похоронных венков дружно указывают в сторону от центрального входа: якобы там и тренируются автомобилисты. Одна из них говорит, что самостоятельно обучалась азам водительского дела на этой специально оборудованной площадке. И точно, не доезжая до центральных ворот Северного, метрах в двухстах, рядом со старыми могильными плитами открывается небольшая забетонированная площадка, на которой лежат с десяток шин. «Да, приезжают, тренируются здесь», – подтверждают в магазине ритуальных услуг, который располагается через дорогу.

БЕСКОНТРОЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ?
Заведующий Северным кладбищем Михаил Макаренко сетует на то, что на кладбище отсутствует контрольно-пропускной режим. Он тоже подтверждает, что учебные машины здесь нередкие гости. «Когда мы их видим – останавливаем, говорим, что надо учиться вождению в других местах, пытаемся потихоньку выдворить, – объясняет Макаренко. – Но понимаете, это не наша компетенция. Содержанием кладбища по конкурсу занимается коммерческая фирма, именно она нанимает, к примеру, охранников. Мы уже не раз жаловались и в эту фирму, и своему начальству, что одного-двух охранников для такой большой территории мало».

Как утверждает Макаренко, раньше на этой площадке была автостоянка.

По словам Макаренко, эта земля никому в аренду не сдавалась, никто за неё ничего не платит, обустройство на этой территории учебной площадки ни с кем не согласовывалось.
Но вовсе не это самое главное.

МЁРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ?
На самом деле неважно, какая автошкола – или автошколы – проводит свои уроки на территории Северного. Хотя это, в принципе, не так уж сложно узнать.

Другой вопрос: насколько это этично – проводить учёбу в таком месте?! Поставьте себя на место инструктора или начинающего водителя и попытайтесь ответить на этот вопрос. А потом представьте себе, что вам, вчерашнему инструктору или его ученику, довелось оказаться здесь по прямому назначению. В кругу скорбящих друзей или родственников. И вот вам попадается на глаза знакомый автомобиль с другим инструктором и осторожной блондинкой (да хоть и не блондинкой) за рулём. И как ощущения?..

СПРАВКА
Северное кладбище расположено в Дзержинском районе города, в лесу. Кладбище входит в десятку самых крупных в Европе. Площадь – более 200 гектаров, длина центральной аллеи – около 4 километров. На нём покоятся останки около четырёхсот тысяч усопших. Для сравнения: в Березниках живут около 200 тысяч человек, в Соликамске – примерно 100 тысяч, в Кунгуре – 60 тысяч…

Этот «город» чётко разделён на кварталы, как город на улицы. Поскольку для того, чтобы найти нужную могилу на этой огромной территории, порой нужно потратить много времени, по кладбищу курсирует рейсовый автобус. Проехать к могилам можно и на автомобилях.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс