Лихорадка по единому государственному

Текст: Дарья Чурилова

После череды столичных конфликтов с ЕГЭ возникает резонный вопрос: а как обстояли дела у нас? Возможно ли, что навыками сдавать экзамены за школьников владеют только студенты московских вузов, а списывать с «Контакта» во время экзамена – только столичные школьники?

По традиции данные по итогам ЕГЭ будут окончательно готовы только к августу. Вся доступная информация лежит в блоге Галины Гутник, начальника ин­спекции по надзору и контролю в сфере образования. Собственно, для предварительных итогов оказалось достаточно и этих данных.

ГОЛЫЕ ФАКТЫ
Итак, в этом году детей, набравших от 80 до 100 баллов по предметам по выбору, больше, чем в прошлом. Исключение составляют информатика (спустилась от 200 особо успешно сдавших до 141), биология (от 76 до 43), немецкий язык (с 3 до 2), в яму упал французский язык (с 15 человек до 1).

В рамках данного направления чистые стобалльники по информатике, истории и географии так же держатся на уровне (в среднем на 2–4 человека больше, нежели в прошлом году). Тонет физика со своими 4 стобалльниками. Она входит в особую тревожную, по мнению Галины Гутник, зону, где по соседству стоят биология и химия. В целом людей, не сумевших сдать экзамен по естественнонаучным предметам, гораздо больше. Довольно-таки странно, учитывая, что данные предметы входят в категорию «на выбор», следовательно, выбирающие их целенаправленно на что-нибудь да претендуют. Только портят статистику, как говорят организаторы.

Совсем печально у английского, немецкого, французского языков, а также обществознания. По ним как не было стобалльников, так и нет. С языками вообще отдельная тема. Намедни организаторы и вовсе отказались проводить устную часть для школьников. Оказалась сложна для выполнения. Эта часть требует отдельных реформ.

ЧУДЕСНЫЙ РОСТ
Самые любопытные вещи творятся с результатами по предметам, которые входят в обязательную часть ЕГЭ, – русскому и математике. Напомним, что скандал во время сдачи ЕГЭ, во время которого были пойманы несколько студентов, решавших задачи по госэкзамену вместо школьников, проходил именно по математике.

В сравнении с прошлым годом, ученики, набравшие от 80 до 100 баллов по русскому языку, увеличили свои ряды чуть ли не в 2,5 раза (с 581 человек поднялись до 1340). По математике тех, кто сдал ЕГЭ выше 80-и баллов, также меньше не стало: с 269 их число возрастает до 477. Факты по стобалльникам и количеству несдавших представлены в таблице. Здесь также можно увидеть чудесной величины прогрессы. Только по математике количество несправившихся школьников больше, чем в прошлом году.

ИНТРИГА
Необычная ситуация? Быть может, и нет. ЕГЭ как многолетняя практика вполне способны наращивать темпы и совершенствоваться не только в организационных моментах.

В статистических расчётах по математике легко заблудиться. Начиная с 2008 года это признают даже в официальных документах. Однако даже без учёта всяких тонкостей заметен поистине квантовый скачок, совершённый в 2010 году. Тогда была исключена часть «А» из КИМов по математике (соответственно, число заданий уменьшилось), а также внесены изменения с систему шкалирования по части «В» и «C». Очевидные показатели, по сравнению с 2009 годом, говорят о том, что возможные внутриструктурные обновления идут на руку молодёжи.

Русский язык, однако, удивляет. Согласно графику распределения баллов по ЕГЭ 2009 года, выпускников, в целом набравших от 80 до 100, насчитывается около 500. В прошлом году их число увеличивается только до 581. Тот факт, что всего за год количество школьников с подобным баллом возросло до 1340 человек, мы объяснить никак не можем.

Догадок здесь может быть несколько. Во-первых, в официальных документах по итогам ЕГЭ написано, что с 2006 года наблюдается стабильное повышение количества человек, набравших больше 80 баллов по русскому языку, и снижение числа несдавших. Во-вторых, стало известно, что количество максимальных баллов за часть «C» поднялось с 20 до 23. В-третьих, недавно появившиеся и столь же быстро исчезнувшие в социальных сетях группы теперь заставляют задуматься.

Да, конечно, как и в прошлом году, подготовка проходит не без помощи мамок да нянек в лице домашних репетиров и демон­страционных материалов. Лазейки вполне легальные. Учителя называют сию процедуру «натаскиванием на ЕГЭ». По словам Галины Гутник, формулировка «натаскивать» в корне не верна. Всё дело в определении. Натаскивать, по её мнению, – это значит в 9-м и 11-м классах за небольшие сроки и большие деньги решать как можно больше тестов, при том, что все предыдущие годы человек банально не учился. Возможно и такое.

По словам Галины Гутник, в Пермском крае инцидентов, даже отдалённо похожих на столичные, официально зафиксировано не было. Но никто, естественно, не утверждает, что школьники не пользовались соответствующими группами в «Контакте». Тем более что контролировать их посещение – ни в день ЕГЭ, ни до него – нереально. Уже через час после официального завершения экзамена группы и след простыл.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?
Вспоминая, как сдавала ЕГЭ сама, в 2007-м, не могу не удивиться прелюбопытнейшему факту. Если честно, списывать я умудрялась всегда, и даже на первой парте перед учителем истории, на тесте по истории с учебника с историческими фактами. Однако четыре года назад даже мысли не возникало списывать на ЕГЭ. Может быть, и можно было, но на тот момент это казалось идеей крайне рискованной. Хотя, казалось бы, раз плюнуть. Вышел в туалет, взял с собой необходимое количество материала пятым шрифтом…

Похоже, данный экзамен всё больше становится похож на обычный тест по истории.

А так, думается, итоги ЕГЭ остаются неизменными. Кто-то проснулся в холодном поту, чьи-то мечты застряли в пруду. Но так или иначе год выдался поджаристым. В этом случае нет худа без добра. Как говорил герой фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть» Марк Цукерберг – тот, кто «убил» интернет-сеть Гарварда: «На мой взгляд, я заслуживаю поощрения. Я ведь выявил слабые места в системе безопасности».

СПРАВКА
В ближайшем будущем планируется отводить для проведения части «С» по физике и химии специально оборудованные аудитории. Известно, что такие практико-ориентированные части есть у девятых классов. Ныне вопрос находится в стадии обсуждения.

Установка глушителей для сотовых телефонов и камер слежения, коими хотели официально напугать школьников ещё в 2008 году, в ближайшие годы не планируется. По мнению Галины Гутник, это вопрос достаточно деликатный с точки зрения соблюдения прав выпускников.

Вопрос про 225 баллов для по­ступающих на журналистику в ПГУ остаётся открытым. Известно, что по инициативе губернатора Олега Чиркунова для ребят, которые наберут при поступлении по трём ЕГЭ по 225 баллов, с прошлого года введена дополнительная краевая стипендия. Для абитуриентов, поступающих на журналистику, на первый взгляд, такой перспективны не имеется, ибо одним из трёх предметов, который они сдают, является творческая работа, которая баллами не оценивается.

По заявлению Галины Гутник, творческая работа должна идти при поступлении «над» всеми экзаменами и оцениваться вузом по своей системе баллами, только уже в рамках своей специфики. По итогам двух остальных экзаменов – русскому языку и литературе – можно набрать не более 200. Третьим предметом должен был быть англий­ский язык, который, напоминаем, в ближайшем будущем может стать третьим предметом в ЕГЭ.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс