Убийца известен заранее?

Текст: Михаил Данилович

Основная Пермяки Денис Морозов и Казым Казымов знакомы не так давно. В начале августа на опросе в рамках уголовного дела Денис сказал: «В апреле некий Эдуард назвал Казыма «чуркой», на что Казым сразу разозлился, повалил Эдуарда, начал его пинать. В тот момент я оттаскивал Казыма».

Тогда же, в апреле – следует из того же опроса – произошли совсем другие события: Казым разозлился и начал пинать друга Дениса – Артёма Костюкова. В этот раз Денис защищал своей спиной Костюкова. Но безуспешно – Артём умер.

Сейчас Денис – свидетель в уголовном деле. И Казым… тоже. Странно, но обвиняемым оказался совсем другой человек.

В этой истории разбирается следственный отдел следкомитета по Индустриальному району Перми. Суда не было – кто прав, а кто виноват, мы не знаем. Но больно уж много здесь странностей.

ДРАКА ИЗ-ЗА КАРТОЧНОГО ДОЛГА
Из пояснений Дениса Морозова ясно, что в краевой столице на ул. Чайковского, 8а работает клуб «Фараон», в котором посетители играют в карты на деньги. Трагедия произошла в этом клубе в ночь с 30 апреля на 1 мая.

До того как туда прийти, Денис был на дне рождения, там выпил «две бутылки пива». Выпивал молодой человек и в клубе: «Напротив меня сидел Слава Казаков. Он предложил мне выпить, сказав: «Может, возьмём флакончик?» Я согласился».

В тексте опроса появляется новый участник тех событий – Александр Бородин. «Спустя какое-то время после начала игры, – заявил на опросе Денис, – я вспомнил, что этот игрок должен был мне 9,5 тысячи рублей. Я спросил его, когда он собирается возвращать долг. Он ответил, что завтра – «кормил меня завтраками».

Должник Александр стал выигрывать. Видимо, Денису показалось, что тот скоро отдаст ему деньги. «Я созвонился со своим другом Артёмом (именно с тем, который впоследствии умер. – ред.), – продолжает Денис, – и предложил вместе со мной выпить. Он согласился». Так за игровым столом оказался и Артём.

В это время за тем же столом был и Казым. Он вспоминает: «Около двух часов ночи, когда Денис уже находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, он начал вести себя нагло: развалился на столе, мешая другим игрокам. На это я сделал ему замечание в спокойном тоне. Морозов ответил мне, чтобы я молчал. <…> Внезапно Морозов стал предъявлять претензии Александру Бородину, между ними возникла словесная ссора».

В коридор вышли все: главные спорщики Денис и Александр, друг Дениса Артём, а также Казым.

СПРОСИЛ, В ЧЁМ ПРОБЛЕМА, – ПОЛУЧИЛ В ГОЛОВУ
Кто-то остался за игровым столом. В том числе и подзащитный Веры Пикулевой, Никита Касаткин. Выдержка из его показаний: «Примерно через минуту в коридоре мы услышали шум борьбы, некоторые игроки выбежали в коридор. Я присоединился к ним чуть позже, так как доигрывал игру».

Никита утверждает, что видел, как Казым бил Артёма: «Я видел, что Казым нанёс не менее трёх ударов ногой по Костюкову, который в этот момент сидел на корточках, держа руками свою голову». Это подтверждает и должник Александр Бородин: «Я увидел, что Казым наносит удары (три – пять ударов) ногами в область груди и головы Костюкова, который стоял полусогнувшись». Спустя некоторое время избиение прекратилось.

Потасовка переместилась на улицу.

«Там оказался Никита, он хотел выяснить, что случилось», – передаёт слова обвиняемого его адвокат Пикулева. «В этот момент, – продолжает сам Никита, – ко мне повернулся Артём Костюков и сказал мне в грубой форме, чтобы я уходил отсюда. <…> Костюков внезапно ударил меня кулаком в голову. Я немного увернулся от него, при этом оттолкнув его правой рукой от себя. От такого толчка Костюков облокотился спиной о стоявшую сзади него машину и сполз вниз, сев на корточки».

Удар (толчок) Никиты, предполагает следствие, и стал для Артёма роковым.

«Так как мне было плохо, – продолжает обвиняемый, – я поднялся наверх за курткой, к фишкам я не подходил (то есть не менял фишки на деньги. – ред.)». После этого молодой человек дошёл до машины и уехал прочь.

Меж тем драка, считает Денис Морозов и другие свидетели, была в самом разгаре.

БИЛ ИЛИ НЕ БИЛ?
Что было дальше, все вспоминают по-разному. Один из свидетелей отмечает: «Казым стал обливать Костюкова из бутылки. Я пощупал пульс у Костюкова, на шее он был учащённый, дыхание также было, однако в сознание Костюков не приходил. Я понял, что он живой, и вернулся в «Фараон».

Денис вспоминает: «Я пытался помочь Артёму Костюкову подняться на ноги. Слева находился Казым. Он нанёс удар ногой по голове Артёма Костюкова». Денис стал защищать друга собой. «Артём начал сразу в моих руках оседать, – говорит он. – Я продолжал держать его голову в руках, а Казым в это время стал наносить дальше удары ногой по нам. Удары попадали Артёму по голове, шее. Я закрывал его своим левым боком».

Теперь вспомним Вячеслава Казакова, который в самом начале предложил Денису Морозову выпить водки. На опросе Вячеслав сказал, что тоже видел, что Казым бьёт Дениса и Артёма: «Когда я выходил из клуба, садился в автомобиль, прогревал машину, видел следующее: на лестнице лежит друг Дениса Морозова. Над ним, наклонившись, стоял сам Денис, он держал голову друга в руках и кричал, чтобы перестали бить. Пинки были сильные, так как Казым пинал со всего размаха ноги. Затем я уехал, а удары продолжались».

«Потом, видимо, я потерял сознание, – вторит Вячеславу Денис, защищавший жертву. – Очнулся лежащим ногами в сторону входа в клуб «Фараон». Рядом со мной лежал Артём. Я стал тормошить его, но он не откликался. Я стал делать ему массаж сердца, но он всё равно не приходил в себя. Я понял, что он умер».

Вячеслав узнал о трагедии на следующий день: «Мне позвонил Казым и спросил, вызывали ли меня давать показания. Я спросил его, почему меня должны вызывать и по какому поводу. Он ответил, что товарищ Морозова умер».

Словом, Казым не на шутку заволновался.

СЛЕДОВАТЕЛЯМ ВИДНЕЕ?
Но, видимо, зря: обвиняемым стал не он, а Никита Касаткин.

Спустя полмесяца после случившегося следотдел следкомитета вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого именно Никиты Касаткина. «Таким образом, Касаткин совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека», – написал лейтенант юстиции А. В. Брезгин.

Следователь Брезгин пишет: «В результате умышленных преступных действий Касаткина (обвиняемого. – ред.) Костюкову (потерпевшему. – ред.) был причинён тяжкий вред здоровью, отчего Костюков скончался на месте».

Почему следователи не обращают внимания на то, что было после того как обвиняемый покинул место происшествия? А именно – что жертву, как утверждают очевидцы, запинывал совсем другой человек.

«СОМНЕВАЮЩИЙСЯ» ЭКСПЕРТ
Спустя неделю после постановления, упомянутого выше, закончилась судебно-медицинская экспертиза, которая установила, отчего именно умер Артём Костюков.

В выводах государственный судебно-медицинский эксперт В. Ю. Основин пишет: «Смерть наступила от закрытой тупой травмы головы и шеи». И ещё: «Данные повреждения образовались от взаимодействия с каким-либо твёрдым тупым продолговатым предметом (с шероховатой поверхностью), например, при ударах ногой, обутой в жёсткую обувь».

На кого это больше похоже: на Никиту, оттолкнувшего жертву руками, или на Казыма, ударявшего его ногами?

Дальше – ещё больше странностей. В начале лета проводится ещё одна экспертиза (зачем?). Её выводы почти дословно повторяют предыдущее заключение. Но есть одно важное отличие. В новой экспертизе говорится: «Вместе с тем нельзя исключить возможность образования данной травмы при ударе по шее кулаком». Не хватало этой фразы?

В конце июля следотдел уточняет обвинения Никиты Касаткина. Драка с Казымом там вновь не упоминается, а виновником в смерти Артёма Костюкова опять назван Никита.
Но справедливо ли?

P.S.
Никита находится под стражей. В том, что он не может быть на свободе, адвокат тоже сомневается. Вот-вот официально закончится следствие и состоится суд. Но, кажется, уже сейчас многое предрешено.

При этом непонятно, почему следователи упорно игнорируют эпизод, когда жертву пинал Казым. И почему потребовалась новая экспертиза, в которой «случайно» появились нужные кому-то слова о том, что травму можно было нанести и кулаком.

В этой истории много чего «нелегального»: незаконный клуб, уличные кровавые разборки, нетрезвые водители… Но самое непонятное – почему в трагедии обвиняют того, кто, по сути, проходил мимо, а не главных зачинщиков драки? Так проще?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс