Научить учиться

Банальный вопрос: чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ - знаниям. Ученик должен выучить и понять определённый набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.

Вроде бы всё логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Поэтому с 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начнут учиться в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Сей документ готовился начиная с 2007 года.

Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить умение учиться, самостоятельно добывать и анализировать информацию, решать творческие задачи и постоянно саморазвиваться. Учёные-педагоги в своём кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудрёными словами. Для широкой публики они объясняют это очень просто.

Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой - только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний вроде бы больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у российских школьников большие проблемы.

А выяснилось это в результате международного тестирования PISA, которое проводится в восьми десятках стран среди 15-летних школьников. К слову, Россия в этом тестировании участвует уже 10 лет. По итогам тестирования за разные годы российские школьники не поднимались выше 29-го места, уступая дорогу сверстникам из Восточной Азии, Европы, Австралии. Вместе с тем наши ребята успешно побеждают в международных олимпиадах. Казалось бы, парадокс!

Интересные наблюдения из своего опыта обучения в российской и западной школах приводит блогер Morning Daze:
- За рубежом в принципе другой подход к образованию. Например, объём знаний у меня был несравнимо больше, чем у других учеников, а по математике даже больше, чем у учителя. Но в российской школе, например, рассказ про электрический ток начинают с его типов, с уравнений, а за «бугром» - с устройства розетки. А ещё очень полезными мне показались эссе, которые иногда пишут ученики. Им нужно придумать небольшой рассказ, художественное произведение. Я вот отлично писала сочинения по Толстому и Достоевскому, а придумывать свои истории, как оказалось, не умею. Ещё интересная практика - публичные выступления. Они бывали по любому предмету. Ученик выбирал себе тему, готовил выступление и излагал другим своё мнение, потом отвечал на вопросы. В общем, хотелось бы сохранить тот объём знаний, который даёт российская школа, но приблизить их к реальной жизни.

А вот мнение другого блогера, ВикториЯ:
- Проблема и школы и вуза одинакова - весь огромный объём знаний, которые мы заучиваем, в жизни плохо применим. Когда я пришла на первое место работы после вуза, я себестоимость не могла посчитать, а у меня реальный красный диплом... В вузе были лишь единицы педагогов, которые нам давали реальные практические знания, остальные начитывали нудную, неинтересную теорию, которую мы все зубрили и потом тупо сдавали. И так долгие годы... Учить учиться - это нужно, конечно, но лучше бы учиться так, чтоб потом в голове оставалось не умение учиться, а знания, которые можно в жизни применить. Вот, коротко в этом и состоит новый стандарт, который требует, чтобы знания не были мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни, причём с первого класса. Это новый тип - ученика-деятеля, а не объекта учительского воздействия, считают разработчики стандарта. Набор уроков для первоклашек в рамках ФГОС нового поколения ничем не отличается от привычной программы «началки» - математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология (бывший труд) и физическая культура.

Новшество состоит в том, что документ включает в себя обязательную внеурочную деятельность - занятия в кружках и секциях при школе - 10 часов в неделю, то есть 2 часа в день.

Предполагается, что после обеда ребёнок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа. Сколько именно их будет - решает самообразовательное учреждение. А дело родителей – выбрать интересную для ребёнка тему. При этом никто не регламентирует количество детей, которые будут посещать эти занятия. А ученики и родители сами решают, сколько часов потратят на внеучебную деятельность: график у каждого индивидуальный. Что получится из нового образовательного эксперимента, покажет только время. В педагогической среде уже сломано немало копий относительно будущего ФГОС.

Ирина ПЛОТНИКОВА, учитель литературы:
- Сегодня нам снова навязывают очередные нововведения, ссылаясь на рыночную экономику и необходимость соответствовать западным меркам ввиду глобализации. Не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от смены курса менять свой «заказ на услугу» школам, не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.

Светлана ТЕРМИНАСОВА, декан факультета иностранных языков и регионоведения МГУ:
- Всё это не более чем игра слов. Компетентность должна быть основана на знании. Российское образование фундаментальное, у нас выпускник может идти работать в любую сферу.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мёртвым грузом. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далёких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это - много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.

Вот этому и обязаны учить начиная с первого класса. Не- возможно от ребёнка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.


Источник: корпоративная газета ВСПМО-Ависмы «Металлург»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс