Непокорённый пролив

Елена Гусева

Текст: Ксения Чекменёва

Этим летом Елена Гусева снова встретилась нос к носу с нерпой во время заплыва в море. В прошлый раз это было двадцать лет назад, когда она в составе команды российских пловцов-«моржей» пыталась переплыть Берингов пролив впервые.

В марте этого года двум известным березниковским моржам – Михаилу Шаламову и Елене Гусевой – пришло приглашение принять участие в международном эстафетном заплыве через Берингов пролив. Организаторами выступили амурская общественная организация «Аквайс-спорт» совместно с American-Russian Sport Association «Harmony» при административной поддержке правительств России и США. Заплыв намечался на начало августа – единственное время в году, когда в тех широтах стоит тихая погода.

Берингов пролив разделяет два континента – Евразию и Америку, по нему проходит государственная граница между Россией и США, а также географическая линия смены дат. То есть, пересекая его с запада на восток, оказываешься во вчерашнем дне.

Что и говорить, многих манит возможность первым вплавь «соединить материки и страны» и доказать, что ты – самый-самый! Но совершить это пока не удалось никому, что бы там ни говорили и ни писали. Это вам не Ла-Манш… Ширина Берингова пролива в самом узком месте, от мыса Дежнева на Чукотке до мыса Чарльза Уэльского на Аляске, – 86 км. Не Бог весть какое расстояние, однако переплыть все эти километры «вживую», без технических средств, для одиночки – выше человеческих сил. Ледяная соленая вода, частые штормы, туманы, волны и непредсказуемые океанские течения делают задачу очень сложной даже для команды пловцов.

Знаменитая американка Линн Кокс (Lynne Cox), которая «переплыла все на свете» и считается покорительницей Берингова пролива, на самом деле в августе 1988 года преодолела 4160 метров Берингова пролива от американского острова Малый Диомид в штате Аляска до российского острова Большой Диомид. В 6-градусной воде она провела тогда 2 часа 6 минут.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД
Дерзкое достижение Линн Кокс советские (тогда еще советские) «моржи» восприняли как вызов. Именно тогда, в конце 80-х, председатель Всесоюзного клуба закаливания Александр Колгушкин по всей стране начал отбор лучших пловцов-марафонцев в ледяной воде для участия в групповом заплыве через Берингов пролив. Три года заняла подготовка к заплыву. Елена Гусева вспоминает, что это были не просто сборы и отборочные соревнования, как, например, марафонский заплыв на озере Иссык-Куль при температуре воды 6 градусов.

Возможности и реакции спортсменов основательно исследовали медики, биофизики, ученые институтов космической медицины, медико-биологических проблем человека. Половину российской сборной составили пермяки: ассоциация «Моржи Прикамья » считалась тогда сильнейшей в стране. В команду вошли Елена Гусева и Михаил Шаламов (Березники), Леонид Завьялов, Игорь Орлов и Виктор Харин (Пермь).

И вот в августе 1991 года корабль «Академик Королев» с командой «моржей» и группой медобеспечения вышел в океан и взял курс на мыс Дежнева. Запланированный заплыв между островом Ратманова (СССР) и островом Малый Диомид (США) тогда провести не удалось. В те дни, пока действовало разрешение на пересечение границы, дул штормовой ветер и были волны высотой до трех метров, гребни которых просто переворачивают пловцов.

Но рекорд российская команда все же установила, преодолев эстафетой за 14 часов 06 минут расстояние в 36 км в Беринговом море от острова Ратманова до мыса Дежнева при температуре воды от 4 до 6 градусов (примерно как в проруби зимой). При эстафетном заплыве пловцы сменяют друг друга по очереди так, чтобы сохранять непрерывность. Если учесть, что пловцов было всего десять, это абсолютный рекорд, зафиксированный
агентством «Пари».

«МЫ ТВОЁ ИМЯ ИЗ КНИЖКИ УЗНАЛИ»
Конечно, сейчас события 1991 года Елена вспоминает отрывочно. Тогда она была веселой 20-летней студенткой, больше всего запомнившей непривычно чистый американский город Ном на Аляске (туда они попали на празднование 250-летия «Русской Америки»), красоту вулканов, ярко-красные морские звезды на черном песке камчатских пляжей и любопытную нерпу, вынырнувшую в океане прямо у нее перед носом. И когда в этом году ей пришло приглашение принять участие в международном заплыве, сначалане поверила своим глазам. А потом
вдохновилась: «Такое раз в 20 лет бывает!»

Плаванием Елена Гусева занимается с восьми лет: бассейн «Содовик» ей как дом родной. К окончанию школы у нее было звание кандидата в мастера спорта по подводному плаванию. И хотя потом ее увлекли другие занятия, спортивная подготовка и готовность к большим нагрузкам помогают ей не пасовать перед любыми трудностями. В холодовое плавание Елена пришла тоже давно, начав «моржевание» из любопытства. Исследования показали, что у нее уникально устойчивый к экстремальным температурам организм.

«Жару я тоже легко переношу и даже больше люблю, чем холод», – смеется Лена. Но она убеждена, что холодовая восприимчивость поддается тренировке. Об этом же свидетельствуют и другие «моржи».

В последние годы, после рождения третьего ребенка, Елена подзабросила тренировки. Так вышло, что воспитывать детей ей приходится одной, а у многодетной матери столько хлопот! Конечно, приглашению она удивилась и полюбопытствовала у организатора заплыва, откуда он узнал ее имя. Оказалось – из книг по закаливанию и «моржеванию». Достижения Михаила Шаламова и Елены Гусевой приводятся там как примеры человеческой выносливости и стойкости к пребыванию в ледяной воде.

СКОЛЬКО СТОИТ ПОДВИГ?
Организаторам Международного эстафетного заплыва через Берингов пролив под поэтическим названием «Встречь солнца » удалось привлечь громадные средства организаций-спонсоров на фрахт корабля, медицинское сопровождение с аппаратурой, страховку и экипировку спортсменов, но этого не хватало.

В нынешние времена спортсмены, особенно тех видов спорта, на которые не выделяется бюджетное финансирование, ездят на соревнования и сборы за свой счет. Чтобы принять участие в заплыве, каждому из березниковских и пермских «моржей» (приглашения получили четверо) нужно было найти более 100 тысяч рублей на авиаперелеты, визы, оплату гостиницы в Америке, где принимающей стороной была предусмотрена специальная программа. Поэтому большинство участников отступило еще на старте, – но не Лена.

«О том, как я попрошайничала, собирая деньги на этот заплыв, можно сложить заунывную песню с тысячей куплетов, но она будет никому не интересна», – отмахивается она. Главное, ей это удалось: помогла «АВИСМА», где трудится Елена Гусева. Хотя все висело на волоске вплоть до последних часов перед отъездом…

ПАМЯТИ ПОГИБШЕЙ «БУЛГАРИИ»
С нерпой в этот раз Лена встретилась в холодных водах Авачинской бухты, где пловцы из международной команды ежедневно тренировались перед основным заплывом.

– Мы в тот раз уплыли довольно далеко, за несколько километров от берега, – рассказывает Елена. – Впереди плыли двое довольно сильных пловцов из Благовещенска, а вслед мы с англичанином Джеком Брайтом. Когда плывешь, особо по сторонам не смотришь, а тут вдруг я вынырнула – и увидела перед собой, в нескольких метрах, нерпу. Такая светленькая – они обычно рыжие или коричневые – уставилась на меня с любопытством. Я кричу своим, посмотрите, мол. Только они повернулись, она вынырнула совсем рядом с ними, метрах в трех. Испугались немного, конечно: дикое животное, неизвестно, что ей на ум взбредет. Сразу обратно поплыли…

Международная команда пловцов посвятила заплыв в Авачинской бухте 23 июля памяти жертв крушения теплохода «Булгария». У скалы «Три брата» пловцы возложили на воду траурный венок, после чего устроили 14-километровый заплыв от «ворот» бухты до набережной Петропавловска. Лена с улыбкой рассказывает, что, когда перед этим заплывом приглашенный священник служил траурный молебен, то заставил целовать крест всех – не только российских пловцов, но и вряд ли православного англичанина, и даже пятерых китайцев, участников заплыва. И – ничего, все целовали. К сожалению, именно из-за этого крушения, вернее, из-за последовавших за ним поголовных проверок технического состояния теплоходов по всей стране и ужесточения требований береговой охраны, на три недели задержался зафрахтованный для сопровождения пловцов через Берингов пролив корабль «Гипанис». Другого пассажирского корабля подходящей вместимости сейчас на Камчатке просто нет.

Была идея зафрахтовать научно-исследовательский корабль РАН «Георг Стеллер», но при оформлении документов выяснилось, что его оборудование не соответствует требованиям Международной конвенции СОЛАС 74/78.

А так как первая неделя августа – единственное время в году, когда море в проливе относительно тихое, организаторы акции приняли решение перенести заплыв на следующий год. Берингов пролив и в этот раз остался непокоренным. Но уж в следующем году, верят организаторы, он обязательно сдастся! А наша землячка Елена Гусева вернулась домой, чтобы все это время усиленно тренироваться.

КСТАТИ
С 26 по 28 августа Елена Гусева в составе российской сборной медведей» (так называют «белых (в холод-пловцов-марафонцев в холодной воде) принимала участие в открытом турнире федерации Сибирского округа по плаванию в холодной воде. Соревнования проходили в Красноярске на реке Енисей. Температура воды в этой сибирской реке сейчас около +7...+8 градусов. Пловцы участвовали в командном марафоне, а также соревновались в личных заплывах на короткие и марафонские дистанции. Эстафетным плаванием они преодолели расстояние в 38 километров по Енисею – от Дивногорска до острова до острова Отдых близ Красноярска.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы