Тюремный призыв в партию
Текст: Ольга Романова
Необходимость проведения судебной реформы сегодня очевидна и держащимся подальше от политики бизнесменам, и занимающимся ею по разнарядке партийным бонзам. Но всерьез заниматься реформированием никто из них не собирается.
Не так давно - ну вот буквально на днях - вербовали меня в одну политическую партию. Надо сказать, что вербовалась я легко и беззастенчиво, предъявляя свою политическую девственность (ни разу нигде не состояла) и довольно редкую бизнес-тюремной специализацию.
До наступления светлого праздника инициации три года я слонялась по всевозможным политическим лидерам, талдыча о необходимости немедленного прекращения уголовных репрессий в отношении предпринимательского класса, и о том, что борьба с заказными делами и посадками - это хороший электоральный проект, надо только грамотно к нему подойти. Ну, и заодно проталкивала личную заинтересованность - отдайте мужа из тюрьмы, гады, а я вам век верная буду, пригожусь и отработаю.
В общем, вариации на тему "Конек-Горбунок".
Понятно, что если бы мое предложение кем-то было бы принято, мне пришлось бы с профессией расстаться, или сильно ограничить себя в ней, сообщив коллегам причину. Но, как известно, есть вещи поважнее профессии - свобода, например.
Поначалу от меня шарахались, как от прокаженной - зечка. Тема защиты бизнеса (мне больше нравится слово "дело", но уж очень оно опошлено чисто уголовным омонимом) была не в тренде - все видели спектакль "Русская народная кафка" про Ходорковского и Ко, и связываться никто не хотел, даже те, кому нечего терять, кроме своих цепей.
Ситуация переломилась в день смерти Сергея Магнитского - но далеко не все это сразу поняли. Один очень умный человек сказал тогда в частной беседе: "Российский бизнес поставит Магнитскому памятник". Причем речь, конечно, не идет о выдающихся личных качествах Сергея (какими бы они ни были) - его убили силовики, осатанев от безнаказанности, бесконтрольности и одурев от денег.
Одурели-то они давно, но именно в тот день многим стало понятно: если их не остановить, хоть как-то не ограничить, России конец - в смысле конец государству. Если отдельно взятый милицейский капитан может позволить себе всё - то есть абсолютно всё, от миллионов до лицензии на убийство - это конец. Тогда каждый капитан завтра возьмет себе по Магнитскому, а кого возьмут генералы, страшно подумать.
Умные поняли это сразу, опытные - в течение года после смерти Сергея, хитрые пошли сдавать коллег совсем недавно. Идиоты пока упорствуют, но тем самым они создают очевидные политические удобства перед выборами - всегда можно взять из этого отряда непуганных кого-нибудь поколоритнее, и прилюдно шваркнуть об стену. Под бурные, продолжительные аплодисменты широкой публики.
А потом вдруг Верховный суд принял постановление по делу моего мужа, и оказалось - сюрприз, сюрприз! - что доблестное следствие и высокий суд сильно погорячились, и мужа надо выпускать (а по мужу работала команда, абсолютно совпадающая со всем "списком Кардина"). А потому смысл вербоваться в какую бы то ни было политическую партию рассеялся, как с белых яблонь дым.
Однако ж глобальную проблему с незаконным уголовным преследованием решать надо, это понятно. И уж слишком я в теме - хотя и невольно. Много кого незаконно преследуют, но за всех отвечать не возьмусь - я по бизнесу заказному набалатыкалась, и легко отличаю по приговору заказное дело от не заказного (у заказного один из двух признаков в приговоре, или оба сразу: отсутствие заявителя и отсутствие ущерба). А вот когда вешают на случайного прохожего убийство, например - а таких случаев я узнаю все больше - здесь алгоритм не выучен, хотя он наверняка есть.
Но панацея ото всех этих бед очевидна: нужна коренная реформа судебной системы с максимальной чисткой рядов. Концепций этого дела много, можно взять практически любую - все лучше будет, чем сейчас. Даже отсутствие суда как такового лучше, чем беспредельная шайка, которая на сегодняшний день имеется в РФ. Впрочем, сделаю исключение для Высшего арбитражного суда: тихой сапой, но перемены там происходят, местами сильные и позитивные, одно увольнение легендарного Олега Свириденко, главы Московского арбитража, чего стоит. Я бы приравняла это увольнение к решению Дмитрия Медведева сместить главу СК при МВД Аничина и замминистра ВД Суходольского.
Вообще чистка силовых структур, очевидно происходящая на наших глазах, сильно недооценена и обществом, и экспертами. Но это так, к слову пришлось.
В общем, на следующий примерно день после знаменательного для меня решения Верховного суда начали поступать любопытные предвыборные предложения. Здесь, видимо, эйфория и адреналин сыграли злую шутку, и я сдуру решила посмотреть поближе на политическую кухню - вдруг какая-нибудь сильная и влиятельная партия, будь она хоть трижды "Единой Россией", всерьез возьмется за судебную реформу? В конце концов, наличие нормального суда ни одной стране еще не вредило. И чертовски захотелось вдруг принести пользу Родине. С вами такого не бывает? Ну-ну.
Короче, на первое же предложение серьезной партии я и откликнулась. Приходите, очень интересно - позвонил мне лично партайгеноссе. Звучал заинтересованно, инициатива исходила от него. Вот и мне интересно - в смысле решить назревшую проблему. Пришла в самое что ни на есть партийное логово. Встречает некто Искандер Сулейманович (имя- отчество полностью сохранила, а фамилию так и не узнала) в очень дешевых ботинках в дырочку. Наверное, гениальный чудак - подумала я, - мало ли, какие у них тут представления о дырочках.
Партийное логово мне оказалось хорошо знакомым в архитектурном смысле - девушка я немолодая, и бывала здесь еще при историческом материализме. Но Искандер Сулейманович, мужчина за пятьдесят, сильно путался в планировке, отчего сделался в моих глазах окончательным гением - я их пока ни разу не встречала, но читала где-то, что они именно такие.
Правда, меня немного смутило, что пока Искандер Сулейманович путано водил меня по довольно воньким партийным подворотням и звал какую-то Алсу (она так и не отозвалась), я пыталась найти общую тему для разговора, но он не поддержал ни критику эмпириокритицизма, ни моих полуэротичных воспоминаний о залоговых аукционах, ни даже упоминания "банды Коржакова-Барсукова и их духовного отца Сосковца". Ну, ладно - может, это гений-интроверт.
В итоге мы дошли до какой-то переговорной, которая оказалась заперта. Искандер Сулейманович явно растерялся, но я сбегала к замеченной мною по дороге кофе-машине, логично предположив, что где-то рядом секретариат. В секретариате познакомилась с искомой Алсу, стрельнула у нее ключ, две чашки, конфету "Белочка" и сигарету, за что дала ей бесплатный совет насчет технологии выщипывания бровей - она как раз была увлечена процессом. Редкий рецепт выщипывания, кстати, был не так давно получен мною от Иры Халип, белорусской политзечки, она в тюрьме научилась. Спасибо, Ира - твой рецепт имеет неизменный успех.
Водворив Искандера Сулеймановича в переговорную и вручив ему кофе с "Белочкой", я вежливо открыла рот, приготовившись внимать теневому гению в дырочку.
- Слушаю Вас? - вдруг произнес Искандер Сулейманович.
- Эээээ.... - сказала я.
- Эээээ.... - ответил Искандер Сулейманович.
- Партайгеноссе ваш, - я решила напомнить о цели визита - интересовался тут на досуге некоторым моим опытом.
- Да! - хлопнул себя по лбу рассеянный Искандер Сулейманович. - Вас рекомендовали как специалиста по семейным проблемам!
"Ой", - подумала я и еще раз представилась.
- Ну да! Специалист по семейным проблемам! Ну, в некотором смысле можно и так сказать, - осторожно сказала я, - хотя я думала, что Вам нагуглят мое досье.
- Так Вы из компании "Интел"? - обрадовался Искандер Сулейманович.
И я послала его на три буквы. С оттягом - в тюрьме научилась. И его, и партайгеноссе, и влиятельную политическую силу, и все электоральные циклы вместе, и каждый по отдельности.
Наверное, я умру старой девой - в политическом смысле. Это ладно, но вот как с реформами-то быть? Чует мое сердце, судебную поручат именно Искандеру Сулеймановичу.
Автор – российский журналист, лауреат двух премий ТЭФИ, соавтор популярного дневника предпринимателя Алексея Козлова – супруга Ольги Романовой, отбывающего наказание в Пермском крае.
Текст предоставлен для публикации в «Иной газете» Ольгой Романовой, публикуется впервые.
Сокращенный вариант опубликован в Газета.RU
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин