И о погоде…
Текст: Олег Русских
Весна идёт, весне дорогу… И весна взяла дорогу. И новую, федерального значения, и пожилой межквартальный проезд, и центральный проспект, и двухполоску на районе. Взяла вместе с прошлогодним ремонтом, свежим/старым асфальтовым покрытием, а кое-где – и с подушкой. Полилась песнь ответственных лиц о состоянии дорог и, конечно, о том, что виноват в этом кто угодно, но только не чиновники. Главным виновником объявлена погода. Разберёмся, так ли это.
Предсказать реакцию ответственных за состояние дорог лиц было не сложно. Практика прежних лет подсказывала примерную речь чиновника: «Уникальный пермский климат, главная задача которого разрушать пермские дороги, в этом году проявил себя ещё более кошмарно, чем в предыдущие. Таких перепадов температур вокруг нуля не знали старики со времён ледникового периода! Вода, попадающая в трещины, невероятным образом приобрела страшную разрушительную силу. Трещину просто разрывало! Видимо, наночастицы. В общем, нам опять надо «тыщумиллионов» рублей на закупку новых технологий для борьбы с новым климатическим врагом».
ВНОВЬ ОТКРЫВШИЕСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Подобные истории с разной степени сомнениями слышали граждане и в предыдущие годы. Но этой зимой случились кардинальные отличия. Во-первых, стабильно холодная погода. Нет, речь не о морозах, а о том, что оттепели начались только в марте. Три месяца до того переходов через ноль было мало, и, по идее, ураганного разрушения дорожного полотна быть не должно. Второе отличие – активное применение химических реагентов, вместо обычной для Перми песчано-соляной смеси.
Точнее всего выразил точку зрения всех органов власти Михаил Якимов, научный руководитель пермского Центра дорожной информации. В интервью сайту business-class.su он сформулировал три основные, на его взгляд, причины плохого состояния дорог в Перми этой весной.
- Большое количество периодов, когда температура атмосферного воздуха «переходит через ноль». При этом вода, замерзая, расширяется и вытесняет асфальт.
- Так называемые пучинистые грунты, которые, например, не позволяют делать монолитно-бетонное основание дороги, так как из-за подвижности грунта плита всё равно будет ломаться.
- Использование водителями ошипованных шин. Поскольку в городе повсеместно применяются различные, в том числе и абразивные, реагенты, складывается ситуация, при которой машины ездят по чистому асфальту на «шипах», что, в свою очередь, приводит к износу дорожного покрытия.
БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ
Заметьте, ни слова не сказано о технологиях и качестве работы подрядчиков. Вместе с тем именно эти факторы представляются более важными. Ведь технологии работы в наших погодных условиях и с нашими грунтами существуют. Об этом было большое интервью в эфире «Эха Перми» с заместителем заведующего кафедрой строительства автомобильных дорог ПГНИТУ Людмилой Шепетевой. Вот выдержки из него.
– Насколько в Пермском крае погодные условия зимой влияют на состояние дорог? Это основной фактор разрушения или побочный?
– Погодные условия действительно оказывают большое влияние. Но есть множество других причин – технических, технологических, организационных – которые приводят к тому, что мы имеем каждую весну.
– Если погодные условия – влажность, состояние грунтов – постоянно и регулярно влияют на состояние дорог, неужели технологии не позволяют эту историю предусмотреть?
– Безусловно, позволяют. Конструктивные решения по конструкции дорожной одежды, земляного полотна – это всё, в общем-то, известно. Это различные дренажные системы, это водоотвод с дорог, водоотводные системы, это правильное содержание уже построенных дорог. Как на этапах проектирования, строительства, так и в процессе содержания эти вопросы могут решаться.
– Людмила Станиславовна, наши пучинистые грунты к каким относятся? К слабо-, к среднепучинистым?
– Вы знаете, у нас разные разновидности есть. Но очень часто, в большинстве своём – они пучинистые, сильно пучинистые и чрезмерно пучинистые.
– Ещё вопрос. Тема влияния шипованных шин на дорожное покрытие…
– Единственное, что я могу сказать, не так много исследований по этой теме. Во всяком случае, у нас в Пермском крае. Это ведь надо проверять на износ материалы, которые широко используются для строительства асфальтобетонных покрытий. Как правило, за рубежом есть необходимое оборудование. У нас, к сожалению, оно не входит в необходимый перечень нормативных исследований. То есть мы не проверяем асфальтобетон на износ.
– Правильно я понимаю, что ремонт дорог в нашем городе, который проводится просто укладыванием сверху нового асфальта без замены подушки, означает неправильное решение, которое приведёт к быстрому «умиранию» дороги?
– Да, это так. Я в этом совершенно твёрдо убеждена. Полное несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности и составу движения, оно приводит к очень быстрому появлению деформаций – это колеи, это трещины и всё остальное.
– А вы готовы предлагать городу, краю комплексные решения на уровне современных стандартов?
– Мы-то готовы. У нас есть предложения, и мы их неоднократно излагали. И вроде бы об этом все говорят, и вроде бы все считают, что это дело нужное, но как-то оно не движется с места.
– Правильно понимаю, что надо немножко менять нормативную базу?
– Да, и требования к дорогам, и нормативную базу. И самое главное, как мне кажется, всё должно решаться комплексно. Совершенно мало уделяется внимания водоотводу дорог, содержанию, подготовке дорог к весне. Например, есть правила, и они известны, когда перед наступлением весны, в начале марта, снег должен счищаться не только с покрытия, но и с обочин, с откосов, должны прочищаться канавы, чтобы вода очень быстро уходила с дороги и дорога просыхала. И тогда не будет жутких, просто лавинных разрушений в этот период. Ну, по крайней мере, они будут меньше намного. Земполотно должно очень быстро просыхать во время таяния снега. Система водоотвода должна содержаться в полном порядке. Там, где её нет, она должна возводиться, проектироваться и строиться.
ТРИДЦАТЬ – ЗНАЧИТ, ТРИДЦАТЬ
Людмила Шепетева говорит о вещах, которые понятны любому инженеру и даже не специалисту. Три стадии, которые должны исполняться. Комплексное проектирование с учётом всех факторов – и погодных, и грунтовых. Строительство, согласно проекту и техническому заданию. То есть без засыпания песка вместо песчано-гравийной смеси. И если написано: тридцать прокатов катком для утрамбовки, то именно тридцать раз и ездить. Ну и, конечно, нормальная эксплуатация.
И тогда не придётся ссылаться на погоду и почву как на форс-мажорный фактор. Потому что погода и грунты у нас, в общем, неизменны, а меняться придётся дорожным строителям и дорожным ремонтникам. А иначе – по-прежнему будут выглядеть глупо.
Источник: «Пермские новости»
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
дорожные работы
-
Именно такую сумму назвала журналистам во время рейда по ремонтируемым участкам дорог начальник управления благоустройства Лариса Хомутова.
-
Дорожный ремонт — проблема, решением которой озабочены и березниковские водители, и березниковские власти.
-
Ремонты в этом году идут без участия края.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин