Мастер березниковской формы

Текст: Татьяна Ларина

«Пластическая хирургия должна быть в крови каждого художника, - говорит известный березниковский скульптор, член Союза художников России Юрий Устинов, ловко поправляя пальцами «мускулы» на руке у своей глиняной модели, - иначе создаваемый образ будет выглядеть непропорционально». Мастер также убеждён, что нужно симпатизировать тому, кого хочешь воплотить в камне, металле или дереве. Если не прочувствовать, не понять свою модель, получится стандартная безликая работа, или вообще ничего не выйдет. Но это не про Устинова. Все его творения наполнены жизнью, движением и любовью автора. А одно из них - памятник поэту Алексею Решетову - стало визитной карточкой нашего города.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Родился Юра через два года после войны, в родне у него ни художников, ни скульпторов не было. Правда, мама, работавшая бухгалтером в конторе по заготовке зерна, немного рисовала. И видя, как сын что-то пытается изобразить на бумаге, отвела его в школу-студию к Леониду Старкову. Шар, куб, наброски, зарисовки - под руководством Леонида Александровича маленький Юра постигал основы классического рисунка. Прилежным учеником не был - не всё же в 13 лет кубики рисовать, хочется и с друзьями мяч во дворе погонять. Однако Старков разглядел в парнишке способности и не хотел, чтобы он забросил кисть и карандаш, поэтому частенько звонил Юриной маме и убеждал, чтобы сын не бросал занятия живописью.

Постепенно ему и самому всё больше нравилось выезжать с мольбертом на пленэры, и дело наладилось. Даже когда после 8 класса ему пришлось перейти в вечернюю школу и устроиться на работу (мама воспитывала его одна, и денег в семье хронически не хватало), прогулов больше не было. Трудовой путь Юрий Иванович начинал электриком на заводе силикатного кирпича, а служил в стройбате в Узбекистане. Там его способности были использованы в полной мере - стенгазеты, наглядная агитация, «Молнии»... Помахать киркой и лопатой тоже пришлось, когда разбирали завалы после страшного землетрясения в Ташкенте в 1966 году.

Вернувшись из армии, два года «творил» на промышленных площадках города: аппаратчиком на Новосодовом, слесарем-котельщиком на БРУ-2. Однако дорогу в изостудию Юрий не забыл.

Юрий Устинов:
- В 1970 году я окончательно понял, что занимаюсь не своим делом. Летом этого же года уволился с «Уралкалия» и поступил в Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле на отделение художественной обработки камня. Кроме поделочного камня мы изучали скульптуру, которая меня привлекала больше, чем живопись. Работали с гранитом, мрамором, деревом, металлом.

В Нижнем Тагиле познакомился с Людмилой, ставшей ему женой и верной подругой на многие годы. Они вместе уже почти 40 лет, у них две дочери. Обе пошли по папиному пути. Татьяна, закончив то же училище, что и Юрий Иванович, работает в Екатеринбурге художником-дизайнером по проектированию ювелирных украшений. Елена заканчивает Гуманитарный университет в Перми, скоро станет специалистом по финифти и
лаковой миниатюре.

А в 1974 году, когда Юрий Иванович сам только окончил училище, молодая семья Устиновых приехала в Березники. Устроиться по специальности было трудно, и вновь помог учитель Леонид Старков. Он посоветовал ехать в Башкирию, где было больше возможностей. Так начался «уфимский период» в творчестве Юрия Устинова, продолжавшийся почти 20 лет.

В Уфе его приняли в Творческий производственный комбинат при Союзе художников БАССР. Это было объединение талантливых людей. По словам Юрия Ивановича, у них было, чему поучиться, и он с удовольствием работал в этом коллективе, много практиковался в станковой и монументальной скульптуре.

По дороге в уфимский аэропорт стоит его величественный и гордый «Лось». А начало Дёмского района башкирской столицы украшает созданный мастером въездной знак. Среди скульптурных произведений малых форм большинство - портреты друзей и близких. Например, портрет 7-летней дочери Татьяны или сокурсницы Женечки Кудриной. В 1991 году Юрий Иванович стал членом Союза художников СССР, а через два года супруги Устиновы уже вместе с двумя дочками переехали в Березники. Юрий Иванович устроился в школу искусств имени своего учителя Леонида Старкова и 15 лет преподавал здесь скульптуру и рисунок. Параллельно продолжал творить в мастерской, которую ему и художникам известной березниковской пятёрки в середине 90-х годов предоставили городские власти.

БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПЕРИОД
Березниковский этап творчества Устинова оказался не менее плодотворным, чем уфимский. Его первой крупной работой на благо родного города стала мемориальная доска, посвящённая академику Вагнеру и установленная на доме, где жил этот замечательный врач. Летом 2004 года на Усольском берегу Камы появилась 20-метровая стела с барельефами космонавтов Леонова и Беляева в честь их удачного приземления в уральской тайге.

Алексей Леонов, приезжавший на открытие монумента, одобрил и композицию, и внешнее сходство. Хотя по задумке самого Устинова, барельефы космонавтов должны висеть на метр выше, чтобы не нарушался закон золотого сечения. Но самая известная работа мастера в Березниках, конечно же, памятник поэту Алексею Решетову. За него скульптор получил в 2006 году главную культурную награду Пермского края.

Юрий Устинов:
- Я не знал Решетова лично, но много общался с его друзьями. Особенно много интересного об Алексее Леонидовиче мне рассказал поэт Юрий Марков. Он читал мне его стихи. И я ощутил, что Решетов близок мне по духу, а его поэзия очень человечна и понятна. Как, например, у Высоцкого или Окуджавы.

Кроме Устинова в конкурсе на установку памятника Решетову участвовали маститые пермские скульпторы Хромов и Веденеев, а также известная в Березниках супружеская чета - Николай и Жанна Заграбовы. Но жюри, состоявшее из представителей березниковской администрации, работников музеев и деятелей искусства из Перми, признало эскиз Устинова «самым убедительным и выразительным по пластичности образа».

Юрий Устинов:
- Почитав стихи Алексея Решетова, я мысленно увидел его прогуливающимся по улице Ленина или по Советскому проспекту. Вот он, слагая стихи, в задумчивости прислоняется к чугунной ограде, закуривает. Без сигареты Решетова нельзя было представить, поэтому в композиции она является неотъемлемым элементом сосредоточенности творческой личности.

Кстати, для этого конкурса Юрий Устинов подготовил два варианта эскизов. На втором фигура Решетова изображена срастающейся с деревом, с природой. Одной рукой он прикрывает обнажённую грудь, словно защищаясь от внешних нападок. В жизни поэту, как известно, нелегко пришлось. Денег постоянно не хватало. Его долго не печатали, так как стихи «тихого лирика» не укладывались в формат социалистической идеологии. На памятнике должны были быть слова Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Этот вариант памятника Устинов отправил в 2010 году в Екатеринбург на конкурс «Наше отечество». Из 400 присланных работ 70 отобрали для показа в московском Манеже - центральном выставочном зале столицы. В том числе и эскиз Юрия Ивановича, за который он получил благодарность от Российской Академии Художеств. Интересными общественными работами Устинова так- же являются барельеф архитектора Воронихина на стене Никольской церкви в Усолье и памятник священнику Потапу около церкви в посёлке Орёл, где он служил в 17 веке и создал уникальную книгу проповедей «Статиръ».

Сейчас скульптор работает над памятником березниковцам, погибшим в локальных конфликтах и горячих точках. Он будет называться «Обожжённое древо жизни». Памятник планируется установить в начале аллеи, ведущей к Дворцу творчества юных лицом к Мемориалу Победы. Станковая скульптура также продолжает рождаться в мастерской Устинова. Хотя сам художник по камню не делает принципиальной разницы между ней и монументализмом. По его словам, при желании и наличии финансов любую малую скульптуру можно воссоздать в больших формах.

В мастерской Юрия Ивановича моё внимание привлекла фотография с композицией, изображающей Пушкина, которая экспонируется в городском музее. «Она сделана из берёзового капа - нароста на дереве, - пояснил мастер, - После камня душа у меня тянется к берёзе. Это очень хороший материал - податливый и жёсткий одновременно».

Несколько берёзовых чурок, стоящих в углу, тоже ждут своего художественного перевоплощения. В свободное от ваяния время скульптор Устинов летом и зимой любит посидеть с удочкой на Каме или Яйве. На рыбалке, по его словам, у него лёгкие прочищаются и мысли упорядочиваются. Чтобы легче потом было находить новые образы, не отсекая при этом ничего лишнего. Ни в воображении, ни в материале.


Источник: корпоративная газета ВСМПО-Ависмы «Металлург»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы