Делягин Басаргину предрёк успех, а России – кризис

На традиционные «Русские встречи» на этот раз пригласили известного московского экономиста Михаила Делягина. Заявленная тема лекции – «Русский народ в глобальной конкуренции» – слишком необъятна, чтобы пересказать её в газете. По Делягину, специфика российского менталитета слишком велика, чтобы её не учитывать, думая о судьбах страны. А думать необходимо, поскольку при неблагоприятном исходе тот же Делягин прогнозирует системный кризис в стране.

Вопросы, которые волновали пермяков, заполнивших до отказа зал ДК студентов Пермского госуниверситета, были не менее судьбоносными. Вот только некоторые из них.

– Вы говорили, что у России должны быть сверхзадачи, а были ли они в прошлом?
– Конечно, были. Помощь славянским народам, освоение Сибири, оцивилизовывание людей, а ещё – развитие земского самоуправления. В послевоенные годы сверхзадачей было заявленное повышение благосостояния советских людей. Мало кто знает, но ещё в 1949 году стране, прошедшей войну и голод, уровень милитаризации экономики был выше, чем в 1945-м: мы всерьёз готовились к третьей мировой войне. И когда в семьях стали появляться, например, холодильники, когда люди стали переезжать из подвалов в «хрущобы» – это был прорыв в светлое будущее.

– Возможен ли с экономической точки зрения тесный союз нескольких бывших республик, например, России, Украины и Белоруссии?
– С экономической точки зрения Российская Федерация без Украины, Белоруссии и Казахстана не существует, нормально развиваться без них мы не сможем. К примеру, где заканчивается казахская экономика и начинается российская, не знает никто – так всё переплетено. Так что более тесное объединение – это вопрос политический, а не экономический.

– В вашей лекции часто звучало понятие «плутократия», то есть, очевидно, власть воров. А может быть, ввести в законодательство о государственных служащих дополнительные ограничения?
– Закон о госслужбе, конечно, нужно менять и корректировать, ограничения в нём – смехотворны. Достаточно сказать, что у нас вообще нет декларирования расходов чиновников, а декларирование доходов осуществляется только в отношении жён и несовершеннолетних детей: можно подумать, семейным предприятием могут владеть несовершеннолетние.
В нашей стране, например, можно было бы предложить, чтобы любой чиновник, который когда бы то ни было занимал пост выше определённого уровня, должен объяснить, откуда у его семьи имущество стоимостью более такой-то суммы. Если он не может объяснить, то он не принимается на госслужбу, не может участвовать в выборах, лишается права заниматься руководящей, юридической и преподавательской деятельностью как потенциальный коррупционер.

Маленькая проблема: если законы не выполняются, совершенствовать их не имеет смысла.

– Можно ли у нас в стране вообще победить коррупцию?
– Скорей всего, она будет искореняться через систему кризиса. Когда значительная часть руководства сядет в персональные самолёты и улетит в свои виллы в фешенебельных странах – то, что будет с ними происходить дальше, будет напоминать замечательный голливудский фильм «Пираньи», потому что как только они лишатся власти, они лишатся и защиты своей собственности. Останутся люди относительно молодые и злые, занимающие средние позиции, которые будут решать вопрос сохранения себя у власти. А для этого нужно будет ограничить масштабы воровства.

– А как это сделать?
– Технологии достаточно просты. Есть опыт Италии, где взяткодателя стали освобождать от ответственности, если он сотрудничал со следствием. Человеку, допустим, говорили: по нашим данным, вы давали взятки двадцати чиновникам, «сдавайте» четверых из них, свидетельствуйте на суде – и вы свободны. Правда, за это время в Италии сменилось шесть правительств, зато мафия перестала быть политической силой везде, кроме юга.
Кроме того, имеется опыт США. Если член мафии не сотрудничает со следствием – а коррупция приравнивается к организованной преступности – то у его семьи конфискуются все активы, включая добросовестно приобретённые, и оставляется социальный минимум средств для очень скромной жизни. Этот механизм выбил в течение семи-восьми лет из-под американской мафии экономический фундамент, и она перестала быть значительной политической силой.

– Вы говорите про системный кризис, который может грозить России в ближайшее время, а в чём все-таки причины глобального кризиса, который не так давно разразился?
– Случившийся мировой финансовый кризис – это ситуация, когда в мире накопилось такое количество долгов, которые нельзя оплатить. Как Америка победила Советский Союз в сугубо экономической сфере? На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов во всём мире были глубокие экономические проблемы. У нас в 1979 году был второй потребительский кризис, когда треть населения страны жила по карточкам. За рубежом была так называемая стагфляция, когда высокий рост цен сочетался с торможением производства.

И американцы нашли замечательный выход из положения: они резко интенсифицировали кредитование. До этого кредит обычно давался из расчёта, что его могут вернуть. С 1981 года кредиты стали давать так, чтобы вы могли обслуживать проценты. А когда приходило время возвращать кредит – вам давали новый кредит. За счёт резкого увеличения объемов кредитования экономика завертелась быстро, и США обогнали Советский Союз и победили в итоге. Но прошло больше тридцати лет, и наращивать объём долга стало дальше невозможно, потому что нет никаких ресурсов, даже в виде спекулятивных ценных бумаг, чтобы создать надежду на возврат этих долгов.

– Что вы можете сказать про нового губернатора Пермского края?
– Басаргину года на два хватит простых дел, которые не делались. Например, таких плохих дорог я давно не видел. Думаю, вы почувствуете улучшения.

– А через два года что будет?
– Через два года в России может случиться системный кризис, и тогда уже будет не до губернатора.

– А могло бы стать выходом для России устранение алкоголя из русской культуры?..
– При Николае II был полный сухой закон – все знают, чем это кончилось. Из всех кампаний, которые проводила советская власть, самой успешной была та, которая на самом деле называлась «за повышение культурного уровня советских граждан» и проводилась в конце пятидесятых годов – когда стало очевидным, что во многих регионах люди живут просто диким образом и нужно как-то прививать им цивилизованные виды досуга… В Швеции был повальный алкоголизм. И теперь, если вы в магазине там покупаете крепкий напиток, вам на работу приходит сообщение об этом. Но мы проходили при Горбачёве: если нам запрещают пить, мы начинаем курить и нюхать. Потому что алкоголизм – это форма самоубийства, связанного с утратой смысла жизни.

Значит, вы должны вернуть людям смысл жизни и обязательно – возможность культурного проведения досуга. Если вы вернёте просто смысл жизни без досуга, то будут пить за этот смысл жизни с большим энтузиазмом.Михаил Геннадьевич Делягин – создатель и директор Института проблем глобализации, член Совета по внешней и оборонной политике РФ. Один из наиболее авторитетных отечественных экономистов, автор более тысячи работ, изданных в России и за рубежом, в том числе таких известных книг, как «Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция?» (2005), «Драйв человечества» (2008), «Кризис человечества. Выживет ли Россия в нерусской смуте?» (2010), «Новая опричнина, или Почему не надо валить из России прямо сейчас» (2011) и др.ДЕЛЯГИН О ПЕРМИ
После поездки в наш город экономист поделился впечатлениями на своём сайте delyagin.ru. Приводим некоторые высказывания (с сокращениями).

– Первое, что бросается в глаза в Перми, – разбитые дороги. Таким был Воронеж до Гордеева. Таким было шоссе из новосибирского аэропорта Толмачёво в город в начале 2000-х. А здесь «тучных нулевых» будто не было.

…С одной стороны, построены важные трассы, и даже новый Красавинский мост через Каму. С другой – там и тут торчат, взламывая городской пейзаж, разнообразные вытянутые или приплюснутые стекляшки – жилые дома и офисы или, соответственно, торговые центры.

…А ведь это один из богатейших регионов страны, в котором есть практически всё, включая даже алмазы. А в некоторых местах залежи экспортного сырья напоминают слоёный пирог: нефть залегает поверх калийных солей, и приходится создавать совместные предприятия, чтобы при освоении одного богатства не порушить другое. И при нормальном государственном управлении Пермь, как ни крути, при любых ударах судьбы входила бы как минимум в десятку богатейших и красивейших российских городов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность