Деньги по-прежнему любят тишину

Текст: Алина Черноиванова

«Забавная история: калининградский аэропорт Храброво покупает глава Кабардино-Балкарии Каноков, точнее его холдинг «Синдика», — примерно так сказал мне на прошлой неделе источник, отличающийся хорошим знанием темы и предпочитающий не шутить о деньгах. – У банка «Санкт-Петербург» висят 75% — их и берут. Они в Минводы вкладываются, теперь сюда заходят».

Каноков? «Синдика»?

Арсен Каноков – человек из списка «Форбс». Возглавив Кабардино-Балкарию в 2005 году, он передал «Синдику» в управление. У холдинга, правда, совсем другой бизнес – торгово-развлекательные центры, строительство, гостиницы, банки. И география другая – Москва, юг России, Северный Кавказ. Да, структуры «Синдики» пытались войти в авиацию – купить «Авиалинии Адыгеи» и аэропорт Майкопа, но кризис помешал.

Ладно, Минеральные Воды – от этого аэропорта до Нальчика (в спа-отель «Синдика», например) рукой подать. Связь холдинга «Синдика» с ООО «Кредитинвест», называемым инвестором на условиях долгосрочной аренды имущества аэропорта Минвод, четко не прослеживается. Тем не менее, на рынке уверены, что аэропорт Минвод – за Каноковым.

Но где Кабардино-Балкария и где Калининград?

Сулейман Керимов покупает обанкроченные «Авиалинии Дагестана», чтобы восстановить аэропорт Махачкалы и стабильное сообщение с Москвой. Это понятно. Говорят, Керимов хотел бы стать президентом Дагестана. Значит, надо уже сейчас внести посильный вклад в развитие республики.Но крайне сомнительно, что Арсен Каноков хотел бы перебраться из Кабардино-Балкарии в Калининград.Значит, бизнес. Претензия на место нового игрока в аэропортовом бизнесе. Подвиньтесь, «Ренова» Вексельберга, «Базэл» Дерипаски и «Новапорт» Троценко.

Храброво — лакомый кусочек. Евросоюз рядом, отличное географическое положение для международного хаба, пассажиропоток стремительно растет: в 2011 году перевезли больше 1,2 млн человек. Как раз в рамках стратегии «Реновы». У холдинга уже есть Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, выходит на Ростов. В планах на 5 лет покупка еще двух-трех аэропортов с потенциалом роста пассажиропотока за миллион ежегодно. И как итог: 35-40% регионального рынка. Калининград был бы жемчужиной в этой короне.

У «Базового элемента» – аэропорты Краснодарского края, и с недавних пор – совместное предприятие со Сбербанком и крупнейшей управляющей компанией в сфере аэропортов – сингапурской Changi Airports International, а вместе с ними – планы на аэропорты Уфы, Красноярска, Перми, Иркутска и… Калининграда. У «Новапорта» — 7 аэропортов, но самый крупный из них новосибирский Толмачево. И те же взгляды на Калининград.

И все же «Синдика».

«Ты серьезно думаешь, что какое-то минводское ООО будет реальным игроком? – парировал мою уверенность в источнике собеседник в компании, претендовавшей на Храброво. – Ухахатываюсь. Какие из них управляющие аэропортов?»

Другого ответа от конкурентов, конечно, не стоило ожидать.

Какие из них – неких новых инвесторов, которые до конца июня могут стать владельцами контрольного пакета аэропорта, – управляющие, покажет время. Выбор, кажется, уже не изменить. Хоть и известно о нем стало за неделю до заключения сделки.«Деньги любят тишину. Когда речь идет о подобных непростых процессах, так делается».Это цитата из интервью калининградского министра развития инфраструктуры Александра Рольбинова изданию Rugrad.eu. Так он поясняет, почему покупатель на Храброво стал сюрпризом «для губернатора и для всех нас».

Отличный ответ для коммерсанта, неоднозначный – для чиновника. Губернатор не знал, кто выбран инвестором для стратегически важного для региона транспортного объекта, получается. Ему не сообщили, потому что «деньги любят тишину». Тогда, может, стоит уточнить, о каких именно деньгах идет речь?Есть 2 млрд рублей, которые калининградская дума выделила из бюджета области в капитал «Управляющей компании Храброво». Есть 2,2 млрд рублей, которые уже Госдума выделила в бюджет области на частичное покрытие дефицита из-за инвестиций области в аэропорт Храброво, — кредитные, но под треть ставки рефинансирования. Про эти деньги идет речь?Три четверти аэропорта перешли банку после банкротства авиакомпании «КД Авиа». Еще четверть осталась за ВЭБ. Калининградские власти обещали сделать все, чтобы выкупить его у петербургского кредитора. «Для банка аэропорт – непрофильный актив, — поясняет все тот же Рольбинов. – Банк не будет его дальше развивать». Логично.

Весной аэропорт со всем имуществом и бизнесом был оценен в 3,5 млрд рублей. Деньги на выкуп уже выделены бюджетом. Управляющая компания, куда должен быть передан контрольный пакет, выкупленный у банка, создается. ВЭБ, говорит калининградский министр, предлагал продолжить инвестиции в аэропорт, если в капитале останется только сама госкорпорация и областное правительство.

Но в очередь выстроились «Базэл», «Ренова», «Новапорт». А частные инвестиции работают куда лучше, чем государственные.

Чем опытные игроки не устроили калининградские власти, остается только догадывается. «Мы предложили справедливую цену за аэропорт. Видимо, она оказалась недостаточной», — официальная версия, которую изложил в интервью Евгений Чудновский от «Реновы». Подозреваю, у «Базэл» и «Новапорт» версия та же.«Активы недешевые, и есть основания полагать, что инвестор будет эффективным», считает министр развития калининградской инфраструктуры, рассуждая об инвесторе, который все-таки появился, но, не называя его.«Насчет кабардино-балкарской фирмы я вам вряд ли могу что-то прокомментировать, — за сутки до интервью подчиненного министра сказал губернатор Николай Цуканов – У вас, наверное, более точная информация, я такой информацией не владею» (то есть, все-таки и он не в курсе? – А.Ч.). Но «если появляется, условно говоря, потенциальный инвестор, и он приобретает этот актив, это означает, что правительству Калининградской области, правительству РФ нет необходимости тратить деньги на приобретение этого актива, а есть смысл направить деньги, допустим, на реконструкцию», пояснил калининградский губернатор.Впрочем, Цуканов, кажется, больше удивлен не выбором стратегического партнера, а ажиотажем вокруг него.«Вообще-то журналистов интересуют те вопросы, которые должны волновать стороны сделки (читаем: деньги любят тишину — А.Ч). А жителя Калининградской области, обычного человека, приезжающего в Калининград, волнует качество предоставления услуг (об этом и пишите — А.Ч.) Вот наша задача, правительства области, сделать так, чтобы эта услуга предоставлялась качественно, чтобы аэропорт был европейским, современным, чтобы люди чувствовали себя комфортно (и не надо ставить под сомнение наши решения — А.Ч.)».

Региональные аэропорты – не самая благодатная тема для федерального бизнес-издания. В России не так много действительно крупных аэропортов и десятки совсем маленьких – обо всех не напишешь, за всеми не уследишь. Да и деньги, которые крутятся на этом уровне, в разы и десятки раз меньше тех, что оттягивает на себя московский авиационный узел. И все же, уверена, региональная авиация будет развиваться, а борьба за аэропорты – с использованием каких бы то ни было методов – только усилится. Так что впереди еще много сюрпризов.

История Храброво — одно из веских тому подтверждений.


Источник: Газета.RU
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деньги