Тариф повысить немедленно

Текст: Андрей Матлин

Три года назад, когда последний раз повышались тарифы на проезд в общественном транспорте Перми, нас уверяли: перевозчикам не будет дотаций из бюджета, автобусы станут современными и качественными, в транспорте введут электронные билеты. За прошедшее время мы не увидели ни качества, ни электронного учёта. Дотации тоже остались. А ещё мы увидели бешеные автобус и трамвай. И вот новое повышение. Снова некий «экономически обоснованный тариф», про который никому ничего не известно, снова разговоры о повышении качества и современности подвижного состава, об уровне инфляции и росте цен на ГСМ. Однако никакие вопросы, реально меняющие систему общественного транспорта, в документы пока не вносятся. За что будем платить?

В начале этого года, как водится, частные перевозчики потребовали от мэрии принять «экстренные меры» по увеличению тарифа на проезд. Причём не позднее, чем к маю, пригрозив в противном случае «принять адекватные такому бездействию меры». В качестве «экономически обоснованного тарифа» они назвали сумму в 16 рублей за одну поездку. НИКТО НЕ ХОТЕЛ БАСТОВАТЬ
По сравнению с предыдущими требованиями аппетиты автобусников уменьшились на 2 рубля: ещё в 2010-м – через год после последнего повышения цены за проезд – они просили депутатов о восемнадцати рублях. Народные избранники тогда даже рассматривать вопроса не стали. Обещание перевозчиков обратиться в арбитражный суд также никого не испугало.

Словом, май прошёл, а мы пока продолжаем ездить по прежним тарифам. Обещанных «адекватных мер» со стороны транспортников не последовало. Очевидно, никому не хотелось повторения «автобусных баталий» – с забастовочными лозунгами автобусников, с саботажем провоза льготников, с арестами и приводом в участок водителей и билетёрш.

Со своей стороны, власти также решили пойти на компромисс: городской департамент дорог и транспорта подготовил проект решения о повышении цены проезда в общественном транспорте до четырнадцати рублей. Стоимость льготных проездных для школьников, студентов и пенсионеров также предлагается увеличить на те же 16,7 процента – с 610 до 710 рублей. Аргументы в обоснование приводятся обычные: размер стоимости проезда в общественном транспорте в Перми не пересматривался уже три года. За это время, мол, увеличилась стоимость горюче-смазочных материалов (на 56%), выросли начисления на заработную плату (на 15%), инфляция за этот период составила порядка 30%...

Обо всём этом и доложил заместителю главы администрации Перми Сергею Южакову начальник департамента дорог и транспорта Денис Гвоздев.

– Как выглядит город Пермь по отношению к действующим на общественный транспорт тарифам в Екатеринбурге, Самаре, Казани? – поинтересовался Южаков у дорожника.

– Мы точно выглядим не хуже соседей. В том же Екатеринбурге, Самаре, Казани стоимость проезда составляет 18 рублей. Есть города Челябинск, Нижний Новгород, Уфа – там стоимость составляет 15 рублей.

Замглавы ответом удовлетворился. Проект решения о повышении тарифов до 14 рублей договорились вынести на августовское заседание Пермской городской думы. Если депутаты его утвердят – с 1 октября у нас будут билеты с новой ценой.
Информацию о том, что пассажиры в соседних регионах якобы больше платят за проезд, чем наши, гордо вывесили на официальном сайте администрации Перми. А чиновники от транспорта получили повод похваляться: мол, смотрите, у нас цены ниже, чем у соседей, а транспортная система считается более продвинутой – настолько, что к нам из той же Самары ездят опыт изучать!

НЕПРАВДА ВАША, ДЯДЕНЬКА
Впрочем, сравнивать и «перенимать» – дело не вредное. Может, и нашим транспортникам не грех было бы съездить, например, в ту же Самару? И тогда бы они узнали, что стоят там 18 рублей далеко не все билеты, а только «бумажные». А ими пользуются сейчас почти исключительно гости города – около десяти процентов пассажиров. Сами же самарцы покупают пластиковые транспортные карты. И стоимость проезда по ним – 15 рублей. Такую карточку можно приобрести где угодно – на станции метро, на почте, в банках и т. д. Пенсионеры и инвалиды расплачиваются при поездках социальной картой жителя Самарской области. При этом месячный «электронный проездной» на все виды транспорта стоит для пенсионеров 270 рублей, для школьников – 350, для студентов – 450 рублей. Сравните с нашими 610.

Быть может, подобные «электронные расчёты» внедряют только крутые регионы? Вовсе нет.

Вот в Кирове этой осенью билеты тоже подорожают. Посмотрим, на сколько. «С 1 сентября 2012 года одна поездка в общественном транспорте обойдётся кировчанам в 15 рублей – за наличный расчёт, и 12 – при использовании электронного проездного» – сообщают в транспортном департаменте Кировской области. – Если кировчанин истратил все шестьдесят поездок, то далее он будет платить 15 рублей за каждую поездку». Льготный проездной для пенсионеров на 60 поездок будет стоить 510 рублей, стоимость проезда для льготников составит 9 рублей. Учащиеся начальных классов и инвалиды по зрению первой группы по-прежнему будут ездить бесплатно. Студенты будут покупать электронный проездной стоимостью 600 рублей, также рассчитанный на 60 поездок.

Что сказать? Помимо удобства для пассажиров, такие электронные расчёты делают прозрачными весь пассажиропоток. Например, в Самаре с точностью до человека скажут, сколько и каких льготников воспользовались тем или иным маршрутом. И бесполезно будет перевозчикам судиться с властью и требовать компенсаций убытков под угрозой забастовок. У нас в Прикамье идея электронных транспортных расчётов так и осталась идеей. И величину бюджетных дотаций за льготников по-прежнему рассчитывают «приблизительно-волевым» методом. Перед предыдущим повышением тарифов в 2009-м решили, что тратить на дотации более полумиллиарда рублей – слишком «жирно» будет. И уменьшили объём вдвое – до 220 миллионов в год. При нынешнем предстоящем повышении тарифов сумму бюджетных дотаций предполагается не уменьшать, а увеличить – ориентировочно, на те же 16 процентов.

Я ВАС ПРОШУ, ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?
– Если уж цены повышают – так пусть тогда и качество потребуют улучшить!

Нельзя сказать, что подобная логика нормального обывателя чужда нашим чиновникам. Ещё в 2009-м после повышения тарифов до 12 рублей они пытались «подсластить» пилюлю для пассажиров. В частности, пообещали разыграть автобусные маршруты на конкурсе, а в конкурсные условия «забить» как можно больше «качественных» требований. Вплоть до того, что поначалу планировали отсечь машины «престарелого» возраста. Но заявленные параметры конкурса скукоживались на ходу. Практически осталась только котировка по бюджетным дотациям за маршрут: мол, кто из соискателей на меньший объём компенсаций из казны согласится? В конце концов удалось разыграть лишь несколько лотов-маршрутов, а по другим с перевозчиками заключили обычные договоры.

И вот – попытка номер два. Департамент дорог и транспорта Перми объявил о возобновлении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок. Для начала – по автобусным маршрутам №27, №30, №45 и №50.

«Учитываться будет состояние подвижного состава, квалификация и надёжность перевозчика, а также размер затрат на перевозку пассажиров, возмещаемых в виде субсидий из бюджета. Для оценки участников конкурса введены такие критерии, как экологический класс подвижного состава, наличие систем видеонаблюдения и аудио­информаторов в салоне автобусов, соотношение количества мест для сидения к общей вместимости транспортных средств (для маршрутов, один рейс которых составляет более 40 минут), количество автобусов с низким расположением пола», – пообещали транспортники на своём официальном сайте. Но конкретная ссылка «Порядок проведения конкурса» на нём так и не начала работать. Условия опять будут меняться экспромтом? Или конкурс опять будет фактически отменён? Во всяком случае, один из перевозчиков, депутат городской думы Павел Ширёв полагает, что предложенные конкурсные условия не соответствуют проекту концепции развития транспорта в Перми, которую депутаты только ещё будут обсуждать в ближайшее время.

Ну а пока предлагается и пассажирам, и перевозчикам руководствоваться «Параметрами оценки качества работы перевозчиков на поселенческих маршрутах регулярных перевозок городского сообщения», которые выложены на сайте департамента. В них подробно написано, каким должен быть внешний вид автобуса и его салон, как должны действовать водитель и кондуктор, какая информация и где должна вывешиваться и многое другое.

Правда, пока такой документ выглядит как просьба-пожелание – за его нарушение не предусмотрено ответственности. Вот не так давно, например, транспортный департамент разослал перевозчикам письмо, где глава департамента просит не завешивать окна рекламой, поскольку люди жалуются... Может, кто-то и пошёл навстречу.Недавно пермяки с удивлением обнаружили, что в некоторых автобусах водители стали включать кондиционеры, хотя до этого даже в самые жаркие дни в тех же машинах об их наличии никто даже не догадывался. Что, тоже владельцам автобусов пришла письменная просьба – охладить пермяков перед грядущим повышением цен?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс