Проблема сгоревшей микроволновки
Текст: Андрей Матлин
Уже несколько лет подряд в этом доме сгорает всё: холодильники, кофеварки, телевизоры, компьютеры и прочие приборы. В прежние времена, когда были «жилсервисы», людям возвращали деньги без лишних слов. Теперь приходится побегать по судам. Но и с исполнительным листом на руках компенсации ущерба получить не удаётся.
Сейчас уже многие понимают, что созданная «рыночная» система взаимоотношений жильцов и коммунальщиков в чём-то даёт сбой. Многие ломают голову: в чём? Чтобы найти «прореху», созываются «круглые столы». (На одном из них недавно в Перми эксперты из числа ресурсоснабженцев нашли, например, рецепт: надо просто поднять тарифы – раза в четыре.) При новом губернаторе вот была создана экспертная группа по вопросам благоустройства и ЖКХ… Но можно, наверное, попробовать рассмотреть и конкретную ситуацию – так, как она видится снизу, глазами самих жильцов.
Дом по улице Грузинской, 15 в Перми для «сравнительного анализа» представляется довольно удачным. В этой четырнадцати-этажке на протяжении многих лет повторяется одна и та же история: по какой-то неведомой причине у жителей в массовом порядке сгорают самые разнообразные бытовые приборы. Так было ещё в те времена, когда дом обслуживался Жилсервисом – коммунальной конторой практически советского образца. Так случилось и в середине августа этого года, когда дом уже, понятное дело, обслуживается вполне «рыночной» управляющей компанией.
Интересно сравнить: какой была реакция коммунальщиков тогда и сейчас?
ОСТРОВОК СОЦИАЛИЗМА
Сферу жилищно-коммунального хозяйства критиковали и называли «островком социализма». В самом деле, к примеру, в 2006-м году уже вовсю на дворе бушевал рынок, а многоэтажка по улице Грузинской по-прежнему управлялась старорежимной» муниципальной жилконторой. Эти конторы подвергались справедливой критике. Считалось, например, что муниципальные работники и руководители таких контор не заинтересованы «рублём» в том, чтобы качественно обслуживать дома и рачительно сберегать от разрушения собственность.
В том же 2006-м в этом доме во многих квартирах этого дома сгорели различные приборы – холодильники, телевизоры, стиральные машины… А в подъездах задымились электросчётчкики – да так, что люди вызвали пожарных.
Расстроенные жильцы первым делом побежали в Жилсервис: кто им возместит ущерб? Там их успокоили: мол, найдём возможность оплатить вам убытки. И действительно нашли – коммунальщики договорились с жильцами так: они пройдут по квартирам, составят акты о сгоревшей технике, а потом будут вычитать суммы, пошедшие на её ремонт, из платы
за коммунальные услуги.
«Мы с этим согласились, – говорит сейчас жительница дома Валентина Кобелева. – Конечно, понесённые нами расходы на ремонт вернулись к нам не сразу, а с задержкой, но ведь всё же вернулись, и при этом мы не бегали ни по каким судам».
Любопытно вообразить, что бы можно было написать про этот случай тогда, в 2006-м, когда все жаловались на некачественное коммунальное обслуживание. Разумеется, много чего…
Можно, например, было посетовать, что коммунальщики, скорее всего, не стали разбираться и искать виновных. И значит, убытки попросту «повесили» на муниципальный бюджет. То есть в том числе и на нас с вами как на налогоплательщиков. А ведь в идеале коммунальная структура – как мы все тогда рассуждали – должна была «транзитом» выставить претензии тем, по чьей вине всё и произошло. И уже эта структура была бы «материально»
заинтересована, чтобы раз и навсегда устранить причину – чтобы её не наказывали больше «рублём».
«Тогда, в 2006-м, прибывшие по нашему звонку энергетики нам так и говорили, – вспоминает Валентина Кобелева. – Дескать, с такой проводкой в подъездах вы сидите как на пороховой бочке, так, мол, и до пожара недалеко. Но никто из них, конечно, пожарным не «просигнализировал». И провода нам новые не сделали».
Ну, казалось бы, понятно, почему не сделали – не рыночная была тогда система.
РЫНОЧНЫЙ БАСТИОН
Зато теперь она – рыночная. В ночь с 15 на 16 августа во многих квартирах дома вновь сгорели электроприборы, за три дня до этого также был какой-то скачок напряжения, хотя пострадавших оказалось чуть меньше.
Сейчас жители дома выходят на крыльцо, чтобы пожаловаться корреспонденту на свои беды. Они знакомятся между собой и делятся своими соображениями о том, как попытаться защитить свои права, – дом четырнадцатиэтажный и далеко не все знают друг друга. «Сначала у нас сгорел маленький телевизор на кухне, – рассказывают жильцы из 106-й квартиры, – а потом, несколько дней спустя, 15-го, задымился и большой. Причём так задымился, что мы испугались,
что пожар будет».
«Да, скачки напряжения были и до 15-го, – подтверждает и жительница дома Елена Нелюбина. – Причём, видимо, очень большие. У меня электрическая плита была выключена, но вилка была в розетке. Так вот, разряд был таким, что плита задымилась и вышла из строя».
Люди обращались в «родную» управляющую компанию «Квадрат-Строй Сервис», но это не помогло: вечером 15-го случилась ещё более масштабная авария: в доме заполыхали телевизоры, компьютеры, холодильники. «Мы посмотрели, вроде лампочка в холодильнике горит, – рассказывает Сергей Селиванов. – А утром на полу – огромная лужа».
Теперь жильцы с надеждой смотрят на Сергея Селиванова и расспрашивают его, какие шаги он предпринял, чтобы возместить ущерб. Он один из немногих, кто не «отступился»: другим в управляющей компании ответили, как отрезали: это не наша вина – энергетиков. К ним и обращайтесь. В принципе, такой же отказ получил и Сергей. Но, объясняет правдоискатель, он написал в управляющую компанию заявление о том, чтобы была создана рабочая комиссия. Чтобы та составила акт о том, когда и что у него сгорело. В управляющей компании ему предложили обратиться в Камские районные электрические сети. Он и туда такое же заявление написал. «Но прошло семь дней, и ответа я не получил, – говорит житель. – А на восьмой не выдержали – вызвали мастера-холодильщика, сколько же можно летом всухомятку без холодильника жить?»
Кто и как теперь сможет составить акт о факте выхода техники из строя, раз её уже починили, Сергей не знает.
«Зато теперь у меня хотя бы есть документы для суда, – говорит он. – Они подтверждают, что мне не ответили на предложение создать комиссию…»
«Вообще-то ответ должны дать в месячный срок, а тут прошло семь дней», – робко роняет кто-то. Но, в самом деле, не будешь ведь месяц жить без телевизора, холодильника? Тем более что нет гарантии, что ответят. «А думаете, если даже суд выиграете, сможете ущерб вернуть? – вмешивается в разговор житель многоэтажки Аркадий Мирецкий. – Я вот выиграл. А денег нет до сих пор». Собравшиеся заинтересованно слушают его рассказ.
СУД – НЕ ПАНАЦЕЯ
Выясняется, что, как и у других жильцов, это не первый случай, когда Аркадий Мирецкий «погорел».
В марте у Аркадия сгорели холодильник, две микроволновки, электрическая душевая кабинка. Ремонт всей техники обошёлся в 12 тысяч рублей, что зафиксировано чеками. Упорный житель добился: суд присудил управляющей компании возместить эти убытки жильцу. Дело дошло до судебных исполнителей. «Ну и что? – говорит Аркадий. – Получил я на руки исполнительный лист. Пошёл в «Бин-банк», реквизиты которого нам управляющая компания показывает в своих документах, а там девушка говорит: «Не вы один такой. Но вы все – мелкие кредиторы. А
есть ещё один крупный кредитор, поставщик ресурсов. И денег на счёте всё равно нет». «А может быть, вам стоит не платить за коммунальные счета, пока 12 тысяч не выберутся?» – предлагает кто-то из соседей. «Тогда я рискую получить иск уже от управляющей компании», – опасается правдоискатель.
«Как всё запуталось, никак концов не найти!» – сокрушаются жители многоэтажки по улице Грузинской, 15. И недоумевают: почему ещё шесть лет назад удавалось возвращать деньги за сгоревшую технику, а сейчас нет.
Впрочем, электропроводку у них никто не чинил уже тридцать лет. Ни «тогда», ни сейчас.
А может, и впрямь показателем эффективности ЖКХ сделать проблему сгоревшего холодильника?
Источник: «Пермские новости»
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
коммунальное хозяйство
-
С 1 января вновь выросли тарифы на коммунальные услуги
-
Журналистка из города Чайковский Наталья Балякина приговорена к реальному сроку за работу в управляющей компании
-
С 1 октября 2014 года в Пермском крае введена для населения плата за капитальный ремонт
-
Снегопад, обрушившийся на Березники 8 октября, доставил горожанам массу неприятных впечатлений. Березниковцы эмоций не сдерживали
-
Департамент имущественных отношений г. Перми ответил на обращение общественных юристов о необходимости инвентаризации подвальных помещений, принадлежащих городу
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин