Со скоростью велосипедиста
Текст: Андрей Матлин
Пермские депутаты утвердили в первом чтении «Концепцию развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми». Интересно, какими видятся авторам документа пермские автобусы, трамваи и троллейбусы «образца» 2016-го? Именно к этому году приурочены «контрольные» цифры законопроекта…
Прогнозные показатели выглядят так. Если в 2011 году автобусы, по подсчётам чиновников, двигались по Перми со средней скоростью 18,5 км/час, то к 2016-му они «разгонятся» аж до 20 километров в час. Ускорение трамваев, правда, ожидается чуть шустрее: с 14,5 км/час до 20 километров.
За счёт чего должен произойти такой «рывок»? Согласно концепции, на «развитие транспортной инфраструктуры (строительство трамвайных линий, разворотных площадок, остановочных комплексов, реконструкцию улично-дорожной сети, создание приоритета движения)» будет потрачено 2 миллиарда 130 миллионов рублей. Это за четыре года.
ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО
Импонирует, что в самом начале концепции без утайки называются некоторые болевые точки и проблемы пермского пассажирского транспорта. Например, в преамбуле признаётся факт, правда, почти очевидный: «В отличие от городского центра, до других районов добраться на общественном транспорте бывает непросто». Тут же называется и причина: «Прилегающие к центру и периферийные районы города в основном обслуживаются небольшим количеством автобусных линий».
Казалось бы, что поделаешь: хочешь ездить с комфортом – перебирайся в центр и работу ищи здесь же. Но и для жителей центральных районов не всё так безоблачно: «Движение городского пассажирского транспорта на некоторых участках в центре города осуществляется с недопустимо низкой скоростью – менее 14 километров в час», – констатируется в документе. И опять вроде бы называется одна из причин такой тихоходности: «Большинство маршрутов связывают районы города с центром или проходят через центральную часть города». С другой стороны – а где-то разве иначе?
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ – ПАССАЖИР
А может быть, общественный транспорт уже удел немногих? Да нет, все эти дорожно-транспортные прелести вынуждено испытывать на себе значительное количество пермяков. «Для большой части населения городской транспорт является единственным средством перемещения», – звучит, как приговор, фраза в концепции.
А вот интересно, большая часть – это сколько? На этот счёт в документе приводятся цифры: «Доля числа поездок на городском пассажирском транспорте общего пользования составляет 47%». Очевидно, имеется в виду, что проценты эти высчитаны от числа всех поездок, в том числе и на личном автотранспорте. Если учесть, что на автобусах-троллейбусах народ ездит преимущественно «с работы – на работу», а личный автотранспорт зачастую используется для многократных поездок, связанных, например, с бизнесом, то получается, что явно больше половины потенциальных пассажиров всё же пользуются общественным транспортом, и это факт.
БЕШЕНЫЙ ТРАНСПОРТ? ЭТО К ФЕДЕРАЛАМ…
На что ещё обращаешь внимание при беглом ознакомлении с концепцией?
В ней, как мы уже отметили, много и самокритично говорится о недостаточной организации движения, а вот про качество обслуживания – лишь вскользь, буквально в двух словах. Например, в аналитической части документа читаем: «Пермь характеризуется плотной и развитой улично-дорожной сетью в городском центре и довольно обширной сетью общественного транспорта. Тем не менее система общественного транспорта считается несбалансированной. В городе действует несколько видов общественного транспорта, но маршруты нерациональны, связи между линиями и видами транспорта не налажены. Охват территории сетью общественного транспорта носит неоднородный характер. Некоторые части города страдают от недостаточного обслуживания и вытекающей из этого низкой доступности». Самокритично? Самокритично. Правда, это всего лишь пересказ «умными» словами того, что говорится в преамбуле: «низкая доступность» в «некоторых частях города» и «трудно добраться до отдалённых районов» – это, кажется, одно и то же?
Ну а что же мы узнаём про качество обслуживания со стороны автоперевозчиков?
«Также общественный транспорт в настоящее время отличается недостаточным уровнем качества», – читаем в концепции. И на этом точка. Подробностей никаких нет.
«А почему в числе приоритетов концепции нет ничего про безопасность? – удивился во время обсуждения пермский депутат Андрей Солодников. – Чего мы ждём? Новых бешеных трамваев и автобусов?» Начальник городского департамента дорог и транспорта Денис Гвоздев пообещал, что в дальнейшем, при конкурсном отборе, когда будут разыгрываться между перевозчиками маршруты, кроме цены и качества будут учитывать и безопасность, хотя это вообще-то, по мнению чиновника, зона федеральной ответственности.
СНАЧАЛА – НА СУБСИДИИ, ПОТОМ – НА РАЗВИТИЕ
Зато в число перечисленных приоритетов концепции попала «дифференциация стоимости проезда». Что под этим понимать, не слишком ясно, потому что тут же сообщается о едином билете на все виды транспорта. А вот об электронных билетах в концепции, увы, не говорится ни слова. Выходит, ещё пять лет будем обходиться без них? Даже в соседней Кировской области такие билеты внедряют повсеместно. Они, например, позволяют точно посчитать, сколько в том или ином автобусе или трамвае проехало владельцев льготных электронных проездных билетов. Значит, с точностью до рубля можно высчитать и размер компенсаций тому или иному перевозчику за провоз этих льготников.
У нас же пока концепцией «субсидии перевозчикам на возмещение недополученных доходов от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан» определены приблизительно – в 1 миллиард рублей. А ещё перевозчикам дадут компенсации за «возмещение части затрат, связанных с государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования», оценены в 1 миллиард 800 миллионов рублей. Как видим, всё вместе это много больше тех 2 миллиардов 130 миллионов рублей, которые решено потратить на «развитие транспортной инфраструктуры». Так отчего бы нашему транспорту тогда помчаться быстрей?
Впрочем, проект концепции ещё не окончательный. До 11 сентября будут собираться поправки. А до этого председатель Пермской городской думы Игорь Сапко предложил провести ещё и «круглый стол», как он выразился: «Концепция имеет большую роль, и её обсуждение должно быть максимально публичным и открытым». Хорошее предложение…
ЯЗЫКОМ ЦИФР
(Из текста проекта концепции)
В связи с ростом частного автотранспорта, наблюдается снижение пассажиропотока в общественном транспорте (2009 год – 309,2 миллиона человек, 2011 год – 306,2 миллиона человек).
В пассажирских перевозках в Перми участвуют пятьдесят автобусных перевозчиков, обслуживающих 75 маршрутов, ежедневно на линию выпускаются 804 автобуса (79,2% от общего количества подвижного состава).
Перевозки городским электрическим транспортом осуществляет МУП «Пермгорэлектротранс», ежедневный выпуск на линию составляет 127 трамваев и 84 троллейбуса.
Источник: «Пермские новости»
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
общественный транспорт
-
Реформа отрасли междугородных перевозок откладывается по причине вступившего в силу нового федерального законодательства
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин