ЧП со смертельным исходом

За несколько часов до трагедии.

Текст: Ольга Коновалова

12 сентября в 3.30 утра на третьем провале произошло событие, не прогнозируемое ни учеными, ни специалистами, ведущими мониторинг этого места. Обрушился грунт юго-восточного борта воронки, унеся с собой бульдозер и погрузчик вместе с машинистом. Канула в бездну и вся песчано-гравийная смесь -более трехсот с половиной тысяч тонн. На поверхности воронки осталась лишь спокойная водная гладь.

ХОТЕЛИ ЗАСЫПАТЬ И ЗАБЫТЬ...
В тот же день состоялось экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, по решению которого работы по засыпке на провале приостановлены. 13 сентября состоялось следующее заседание, на котором был намечен ряд необходимых работ.

— Засыпка воронки велась круглосуточно, в ту ночь на смене находилось четыре человека из подрядной организации ЗАО «Со-ликамскспецстрой», — сообщил журналистам городских СМИ Алексей Бородин, начальник ЕДДС, демонстрируя фото места трагедии на мониторе компьютера. — Мастер, машинист ПЛТ, бульдозерист, успевший выскочить из кабины, и машинист погрузчика Геннадий Парфенов, 1960 года рождения, которого утянуло в провал вместе с машиной. Первым о происшествии сообщил диспетчер БКРУ-1.

Обрушение произошло в районе автодороги в сторону железнодорожного вокзала. На том самом месте, где проходили радиальные трещины, о которых специалисты «Галургии» не раз упоминали на заседаниях КЧС. На одном из августовских заседаний председатель комиссии Сергей Дьяков предложил ученым и специалистам «Уралкалия» тщательно понаблюдать за ними. Ведь такие же трещины проходят вдоль окружности провала со стороны здания АБК БШСУ. Калийщиками даже было высказано опасение, что из-за них в провал может утянуть насос для откачки воды. А страшное произошло с противоположной стороны.
В ЕДДС журналистам показали снимки события в хроникальном порядке. На ночных снимках разглядеть что-либо было невозможно: прожекторы, освещавшие место проводимых работ, были направлены прямо в камеру. В 3.46 мы увидели клубы белого пара или дыма над воронкой. По словам Алексея Бородина, возможно, в момент обрушения произошел выброс метана.

На фото до происшествия, вечером 11 сентября, погрузчик как раз стоял на асфальте (в момент обрушения погрузчик не работал, вопрос, почему машинист находился в кабине, пока остается без ответа), где проходили радиальные трещины. На снимке, сделанном ближе к семи утра, здесь уже не было ни дороги, ни техники.

У непострадавших рабочих сотрудники Следственного комитета взяли показания. В настоящее время создана и работает следственная комиссия из представителей «Ростехнадзора», Следственного комитета и прокуратуры Березников, которая оценит последствия произошедшего.

ГЛАВНЫЙ РАЗБОР ЧП ЕЩЁ ВПЕРЕДИ
На заседании КЧС 13 сентября руководитель БФ института «Галургия» Валерий Мараков изложил причины случившегося.

В районе дна третьего провала на глубине 40—60 метров залегает довольно мощный пласт известняков. Этими породами перекрывался, закупоривался канал, который соединял провал и полость в шахте, образовавшуюся в результате деградации целиков и выщелачивания карналлитовых пластов. Когда начали засыпку воронки, породы нагружались, теряя несущую способность, и в ночь на 12 сентября провалились, а вместе с ними песчано-гравийная смесь.

По словам Валерия Маракова, заключение предварительное, и дальнейший анализ картину уточнит. Тем не менее версия событий, предложенная «Галургией», совпала с выводами, которые сделали параллельно специалисты Горного института УрО РАН.

Потенциально опасная зона расширена в сторону железнодорожного вокзала и улицы Де-менева. Выставлено девять круглосуточных постов охраны, над территорией «завис» аэростат, который ведет дополнительное видеонаблюдение. Сергей Дьяков распорядился задействовать также одну из камер видеонаблюдения, установленных на телевышке, полностью направив ее на данный район. Технику, оставленную в зоне провала, эвакуировать запрещено. Но владельцам гаражей, находящихся по соседству, разрешили вывезти личные автомобили и имущество.

Так как вследствие оползня восточная граница провала сдвинулась на десять метров, расстояние от опасной зоны до действующего магистрального газопровода сократилось. Сергей Дьяков поставил перед ОАО «ТГК-9» задачу закончить монтаж новой схемы газоснабжения до конца сентября. Ранее назывался срок — 20 октября.

— Ситуация изменилась. Надо работы ускорить, увеличив количество работающей техники, людей. К концу месяца газопровод должен быть. Я понимаю, о чем говорю. Мы не можем внезапно отключить газ зимой, — решительно заявил председатель КЧС.

Специалистам Горного института было дано задание в кратчайшие сроки построить пространственную модель третьей воронки, что позволит контролировать ситуацию, а калийщикам вместе с МЧС поручено «прострелять» эхолотом дно провала в нескольких плоскостях.

— Мы должны видеть дно провала, как оно сформировалось на сегодняшний день. Посмотреть, есть ли на дне техника. Это приказ.

Семье погибшего будет выплачена материальная помощь в размере трех миллионов рублей, а также предоставлено жилье. Следующее заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям состоится в пятницу. Главный разбор чрезвычайного происшествия еще впереди.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии