Чтец

Это не рецензия на фильм "Чтец". Это попытка вернуться к живым мыслям - нелогичным, путающимся, наивным, к хорошему кино. Это больше для себя. Так что извините, если не оправдала, так сказать)

Если вам когда-нибудь приходилось читать книги вслух, вы наверняка помните это ощущение. Произнося текст для другого, вы создаете особое пространство, в котором и чтец, и слушатель проживают какой-то отрезок времени не параллельно, как обычно, а вместе – идут, крепко взявшись за руки. Слово-текст-художественное произведение становится проводником в мир «другого», дешифруя его. Чтение вслух – это всегда попытка посредством слова приблизиться к другому человеку и дать ему возможность приблизиться к тебе так близко, как ты позволишь. Ведь каково слово, тобой произносимое, таков и ты.

Действие фильма Стивена Долдри, снятого по одноименному роману-бестселлеру немецкого писателя Бернхарда Шлинка, представляет собой ожившее на экране воспоминание главного героя Михаэля Берга (в молодости - замечательный Дэвид Кросс, в зрелости - восхитительный Рэйф Файнс), его путешествие в прошлое и пристальный взгляд в глубину своего душевного колодца.

Добившийся признания юрист, красивый мужчина живет с чувством любви и вины, которым не видит исхода. Его история началась в конце послевоенных годов прошлого века в маленьком городке Западной Германии. Ему было 15 лет, он заболел скарлатиной и возвращался домой. По пути Михаэлю стало плохо, и его до дома довела Ханна (Кейт Уинслет), работающая контролером в трамвае.

Между подростком и 36-летней женщиной возникают отношения, в которых телесная близость становится началом и следствием близости… книжной. Равноценной подменой духовной составляющей любви становятся проживаемые вместе сюжеты художественных произведений. Ханна просит Михаэля читать ей книги, и он в запой и в лицах декламирует ей гомеровскую «Одиссею», Диккенса, стихи на латыни и на греческом. Как папа – маленькой дочке.

Затем Ханна неожиданно уезжает, исчезнув из жизни влюбленного в нее мальчика на 7 лет. Михаэль увидит ее снова лишь в зале суда, куда он вместе с группой придет на практическое занятие по юриспруденции. Выяснится, что молодая женщина работала надзирательницей в Освенциме и в том числе по ее вине однажды в церкви сгорели заживо 300 еврейских женщин.

В ходе допроса становится ясно, что никаких угрызений совести Ханна не испытывает – она просто делала свою работу. Выбирала женщин, вызывала их к себе, просила почитать ей книги, а потом отправляла их в топку. Конечно, Михаэль понимал, что не она написала рапорт «о том, что никто из надзирательниц не слышал воплей умирающих» (поскольку Ханна не умела читать) и не она одна должна сидеть в тюрьме пожизненно, но важно ли это? ОН осудил любимую женщину – за преступление «перед человечеством» и за его единичную искалеченную любовь и жизнь. И с этим концлагерем в душе ему пришлось оставаться на свободе.

Через несколько лет после суда Михаэль начал отправлять Ханне в тюрьму кассеты, на которые начитывал тексты мировой классики. И начал он неслучайно с истории Одиссея – каждый из нас возвращается со своей войны. Возможно, именно эта гомеровская поэма стала той единственной своевременной книгой в жизни главного героя, которой, порой, так не хватает каждому из нас.

Для Ханны такой книгой стала чеховская «Дама с собачкой». Услышав аудиозапись этого произведения, 60-летняя женщина впервые захотела научиться читать самостоятельно. Желание это не было продиктовано необходимостью читать, оно выросло из впервые по-настоящему осознанного видения себя, понимания себя и своих чувств. Вспышка, солнечный удар, после которого прежняя жизнь ведомого глухонемого человека стала невозможной.

- Вспоминаешь ли ты о том, что произошло тогда? – задал Михаэль Ханне вопрос на свидании, которое состоялось через 40 лет после их знакомства.
- О нас? – спросила старая уже женщина.
- Нет, о тех людях, о том, что ты сделала.
- Какой смысл думать о них, если людей уже этим не вернешь!
- Я не думал, что ты научишься.
- Да, я научилась. Я научилась читать!

Понимание «другого» рождается в фильме «Чтец» в традиционных для мировой литературы муках: обретший звуковую оболочку текст будит, преображает - убивая. Фильм о том, насколько немой и безграмотной может быть душа… О том, как важно во времена господства интеллекта воспитывать чувства. О том, что разбудить душу человека никогда не поздно. Да-да, давно известные, но настойчиво забываемые нами истины…

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс