Будущее ПТУ: задача со всеми неизвестными

В середине декабря, а если чуть точнее, то уже на следующей неделе Государственная Дума Российской Федерации будет рассматривать во втором, основном, чтении крайне интересный документ — проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Работа над данным документом шла с 2009 года, и как и многострадальный закон «О полиции», он успел пройти испытания всеми возможными экспертными оценками, включая критику всезнающего Интернет-сообщества.

Новый акт призван заменить сразу два базовых положения — законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые ещё в 1992 и 1995 годах соответственно.

Прежние варианты документов образца девяностых годов авторы и сторонники проекта считают устаревшими и не соответствующими реалиям современной жизни. Так, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин отмечал, что «прежний документ был принят в годы, когда мы жили совсем в другой стране. За пятнадцать лет изменились экономические отношения, изменился рынок труда, известный путь развития прошли и общее образование, и высшая школа. Авторы закона как раз и попытались учесть эти новые реалии. И в основном, нужно признать, попытка удалась». Нужность новой редакции документа подчеркивал и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Закон об образовании 92-го года вышел до принятия всех кодексов: бюджетного, налогового, гражданского, и в связи с этим появились разночтения, а поскольку кодекс выше закона, то многие нормы просто не работали и являлись декларацией».

И всё же такой необходимый новый документ не был принят с распростертыми объятиями. В его тексте, который даже в «сжатом» виде составляет 240 страниц, эксперты нашли немало слабых мест и поводов для дискуссий. Так, уже в начале обсуждения проекта недоверие вызвало отсутствие слова «бесплатное» во фразе «В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». Далее, впрочем, было прописано, что документ гарантирует «общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые».

Обсуждения данной темы не потеряли градуса остроты и за три года — 4 декабря инициатива КПРФ о бесплатности второго высшего образования была отклонена, и всегда легкая на подъем Коммунистическая партия уже объявила о проведении акции протеста против принятия закона об образовании и против проводимых реформ в сфере образования и науки. Эксперты отмечали и положительные, и отрицательные стороны проекта: к плюсам, кроме упомянутой выше необходимости очистить законодательство от взаимоисключающих параграфов, относились привязка стипендий к минимальному размеру оплаты труда, а зарплат — к среднему показателю по экономике; подробное, хотя и не доведенное пока до идеального состояния, описание всех уровней образования, начиная с дошкольного; прописанная возможность студентов обучаться в иностранных вузах за счёт государства. Явным минусом была сочтена плохая проработка вопроса социальных льгот педагогов.

Однако ещё один важный пункт нового закона недавно был выделен заместителем председателя правительства Пермского края по социальной политике Надеждой Кочуровой. Госпожа Кочурова заявила, что к 2014 году в Пермском регионе больше не будет профессиональных технических училищ. «Все профтехучилища постепенно будут сходить на нет. Дети будут учиться в рамках среднего специального образования. Этот процесс планируется провести в течение 2013 года, который является переходным».Для людей заинтересованных эта выдержка из нового закона не стала неожиданностью — об изменении статуса начального профессионального образования было известно почти с момента появления проекта, однако настолько точно сроки ещё не назывались. Чиновники напоминали о близком конце «эпохи ПТУ», хотя каким этот конец будет — рассказывали довольно приблизительно.

Эксперты сходились и сходятся в одном — ничего страшного не произойдёт, профессиональные училища и профессиональные лицеи не уйдут в небытие, они лишь сменят свой статус или присоединятся к колледжам и техникумам. «Начальное профобразование исчезает как уровень, но соответствующие программы подготовки остаются. И никто не мешает реализовывать эти программы в техникумах, на предприятиях и даже в общеобразовательных школах. Для действующих производств это особенно важно: завод сможет обучать будущих сотрудников на том самом оборудовании, на котором им потом предстоит работать», — делится взглядом на возможные нововведения Дмитрий Метелкин.

Как и старые законы, действовавшие по прежним правилам ПТУ перестали отвечать требованиям времени, поэтому необходимо расширить их возможности — вторят другие специалисты. В девяностые годы профтехучилища и вовсе неожиданно превратились в чудовищ, которым мамы пугают нерадивых учеников, а если уж ты, будучи студентом высшего учебного заведения, поддавался лени, то тебе моментально напоминали о продолжении карьеры в армии или ПТУ. Кстати, потерянный престиж рабочих профессий — один из аргументов в пользу перехода ПТУ в иной статус. Так, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета ГД по образованию Надежда Шайденко уверяет: «Всегда считалось, что в училища идут те, от кого школа предпочитает избавиться, и никогда, заметьте, не говорилось, что это те, у кого „золотые руки“.

Вообще, проблема глубже, чем кажется. Нужно менять психологию, повышать престиж рабочих профессий. В Германии, например, сантехник — высокооплачиваемый, востребованный, уважаемый специалист. А у нас все идут в вуз, потому что так принято. Сравните: в Советском Союзе было 2,8 миллиона студентов, а сейчас в России их 7 миллионов. И вот итог — „никакие“ инженеры, слабые учителя, фактически неудачники в профессии и по жизни. Их судьба могла бы сложиться по-другому, если бы они получили хорошее среднее профессиональное образование».

Информагентства, ссылаясь на региональное Министерство образования, также дают успокаивающую информацию. Внедрение нового закона не должно вызвать особых трудностей, поскольку он подразумевает преемственность между действующими и вводимыми нормами. При этом местные учебные заведения порядком устали от неопределенности, ведь информацию приходится собирать по крупицам.

Ирина Николаевна Деменева, директор профессионального лицея № 42, председатель Ассоциации директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Ассоциации «Верхнекамье»: «В том законе, который сейчас принимается и рассматривается, судьба учреждений начального образования не прослеживается. Нам, разумеется, эта судьба не безразлична,
поэтому вопросом мы активно интересуемся. И вот, буквально на днях пришло распоряжение Правительства РФ от 22 ноября. В этом распоряжении 720 страниц, их ещё изучать и изучать, но некоторые отрывки, безусловно, информативны.

... В рамках основного мероприятия «Реализация образовательных программ...» будет обеспечено формирование и реализация государственного задания по предоставлению услуг на реализацию образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе иностранным гражданам...

То есть понятие начального профессионального образования не уйдет, зато оно будет просматриваться в новом виде и с новым содержанием.

... Последовательно будут реализованы меры по переводу ведущих образовательных организаций НПО в статус центров повышения квалификации, по реорганизации остальных образовательных организаций НПО, по разработке и реализации краткосрочных программ повышения квалификации на базе образовательных организаций СПО. В рамках этого мероприятия будет проведено повышение квалификации руководителей образовательных организаций и преподавателей для реализации новых программ СПО и обучения прикладным квалификациям.

То есть это будут некие ресурсные центры, центры прикладных квалификаций. Мы сами пока не очень хорошо ориентируемся в новом постановлении — оно только-только к нам прибыло.

Пожалуй, более чёткой информации о происходящем сегодня никто не даст. Похоже, что сейчас идёт период времени сбора информации, аналитики. Хорошо, что пришло хотя бы это распоряжение, а то вся информация появляется на словах».

Проект нового закона об образовании продолжает изменяться до сих пор, и преображение документа после очередной редакции впечатляет. По словам председателя комитета по образованию Александра Дегтярева, после одного лишь декабрьского заседания в документ было внесено более 600 поправок, что изменило его текст более чем на 60%. Вероятнее всего, новые поправки будут касаться как обширных и спорных вопросов, так и тонких, но важных частностей. Возможно, одним из таких колесиков большого механизма образования будут профтехучилища — ведь как бы они не назывались в будущем и какую бы функцию не исполняли, без них совершенно невозможно обойтись.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс