Из села Благодатное

Текст: Сергей Малышев

Николаю было 17, когда в 1952 году он приехал из села в Краснокамск. Самым крупным предприятием здесь в те годы была ТЭЦ-5, а главным культурным учреждением - ДК «Энергетик». Едва упросил начальника «Уралэлектромонтажа»: «Дяденька, возьмите меня, я буду стараться!» Взяли учеником электрика, а спустя месяц уже и разряд присвоили – паренёк оказался хватким, смышлёным, хотя за плечами было всего 7 классов. Через пару лет его собирались назначить уже бригадиром, но пришёл срок отправляться на службу. Служил в Германии наводчиком танкового орудия, отличился на стрельбах, направили на переподготовку - через месяц вернулся в часть старшиной.

Так бы и служил спокойно, но в части началась подготовка к праздничному концерту. Кто петь, кто плясать, кто на дуде играть - солдат должен уметь всё! Козлов записался в хор, а попал к танцорам.

Николай Козлов: «Вытащили меня на сцену, где шла репетиция: «А ну-ка, сделай вот так» - сделал. «А вприсядку сможешь?» - смог! Словом, на том концерте приметил меня начальник Дома офицеров, затащил в приказном порядке в танцевальный ансамбль: «Вот этого забираю к себе, приказ не обсуждается». В неделю 2-3 раза парадный китель - на себя, пуговицы и сапоги надраил, и три километра пешим ходом до Дома офицеров. Так до конца службы и дотанцевал».

После службы в 1957 году вернулся в Краснокамск, устроился на работу, продолжил учёбу в ШРМ и записался в танцевальный коллектив ДК «Энергетик». Заодно и театром увлёкся - роль Пчёлки сыграл в «Стряпухе» рядом с народной артисткой СССР Лидией Масоловой, а затем и Петрю в «Свадьбе в Малиновке». Тут-то и началось его продвижение по культурной лестнице. Через пару лет руководил танцевальным коллективом, затем стал худруком - и это в 25 лет! В 1964 году поступил в Пермское культпросветучилище и возглавил Дворец культуры. Это и предопределило его дальнейшую судьбу.

В 1968 году по направлению обкома профсоюза Николай Козлов отправился в Березники и возглавил уже здешний ДК энергетиков, где к тому времени уже зародились серьёзные творческие коллективы. Чего стоил только народный театр балета Галины Цыгановой! На всю область гремела и агитбригада «Время» под управлением художественного руководителя Леонида Финкельштейна. Расправлял крылья джаз-оркестр Станислава Алексеева. Ещё не закрылась Березниковская студия телевидения...

Молодой директор в таком вихре песен, музыки и танцев чувствовал себя, как рыба в воде, хотя дел было невпроворот. Везде успевал, всё видел, был и организатором, и помощником. Неслучайно его наградили знаком союзного значения «За отличную работу в культурных учреждениях» и направили на учёбу в высшую школу культуры в Ленинград. Там Николай заочно учился 5 лет, а диплом работника куль туры высшей квалификацииполучил в тот год, когда началось строительство ДК «Металлург». Козлову предложили возглавить новый дворец.

Николай Козлов: «Пришёл, можно сказать, на пустое место, но вовремя. Чуть бы позднее - современного дворца, который стал украшением города, не было бы. Я ознакомился с проектом, посмотрел, как идёт стройка и приуныл… В 1976 году там, где сейчас бассейн, уже была построена клубная часть – три комнаты для кружков и одна для канцелярии - кошмар! Директор комбината Валентин Лобанов меня пригласил, спрашивает: «Почему заявление не пишешь?» А я отвечаю: «В таком дворце мне делать нечего он мне сельский клуб напоминает!»

И привёл свои доводы, с которыми он согласился. В результате проект в корне переделали: добавили 3-этажное здание и бассейн, перепланировали галерею на 2 этаже, расширили клубную часть и библиотеку с читальным залом, по иному сделали благоустройство территории. Нелегко далась смелая новизна конструкции здания, оригинальное внутреннее и внешнее оформление. Стоило немалого труда добиться разрешения на применение дорогостоящих материалов, добыть металл для витражей, необходимое оборудование и мебель. Лобанов - надо отдать ему должное – внимательно выслушивал предложения Козлова и оформителей, ездил в Госстрой, в МЦМ, даже в ЦК КПСС, выбивал лимиты, добивался увеличения денег на строительство.

В перспективе была ещё застройка внутреннего двора, где планировали возвести три этажа под молодёжный клуб с большим танцевальным залом. Не успели - Лобанов перешёл в министерство, а молодёжный клуб позднее обосновался в подвальных помещениях.

Николай Козлов: «Когда меня назначили куратором стройки, я был «подснежником» и числился печевым в ВиДе. О том, как добывали оборудование для дворца, можно рассказывать долго. Приведу только один пример. Самую современную световую и звуковую аппаратуру в те годы выпускал один из заводов в Самарканде. Там же производили отличные кинопроекторы. Я съездил туда, попросил изготовить аппаратуру. А мне в ответ: «Мы вам всё сделаем, только не за деньги, а за вагон пиломатериала, у нас это страшный дефицит!» Так и договорились, а через пару месяцев аппаратура была в Березниках».

В ДК ещё шли отделочные работы, а Николай Филиппович уже объявил о наборе в различные кружки. А 5 ноября 1979 года, накануне годовщины Октябрьской революции, состоялся многолюдный митинг, на котором главный инженер треста «Жилстрой» Эрвин Вильдеман вручил металлургам символический ключ от нового Дворца культуры.

Разрезали красную ленточку у входа, зашли в вестибюль, и... всё - дальше идти некуда, в зале ещё даже кресел не было! Торжественное открытие дворца состоялось спустя месяц, 12 декабря. На вечере было сказано много слов благодарности людям, создавшим такое уникальное сооружение. Появление нового Дворца культуры стало заметным событием в жизни березниковцев, а содружество строителей и металлургов было по-настоящему творческим. Кстати, представители различных цехов комбината в общей сложности отработали на этой стройке более 300 тысяч человеко-часов.

Владимир Червяков, руководитель художественной группы цеха №51: «Николай Филиппович прекрасно разбирался в «дворцовых» тайнах. Знал, какое оборудование необходимо приобрести для сцены, где поставить софиты, как направить свет, как создать хорошую акустику и т.д. Его непосредственное участие в строительстве было, безусловно, полезным. Он тесно сотрудничал с творческой группой оформителей, всегда поддерживал нас, хотя иной раз и спорили до хрипоты. Благодаря его энергии и настойчивости нам удалось создать прекрасный дворец. Даже сегодня, спустя 30 лет, он вполне современен».

В первый торжественный вечер во дворце состоялся большой праздничный концерт, в котором приняли участие артисты ансамбля песни и пляски Уральского военного округа, Пермского академического театра, студенческого ансамбля «Солнечная радуга». С тех пор ДК «Металлург» стал подлинным центром в культурной жизни города, любимым местом отдыха березниковцев. А для Николая Козлова период руководства нашим дворцом стал звёздным часом в его жизни.

В 1989 году руководство города направило Козлова на строительство театра. Хотя коллектив дворца был против - сорок подписей собрали! - пришлось согласиться. Проект драмтеатра выполнила та же организация, которая проектировала наш дворец. Да не простого театра, а музыкально-драматического, со всеми его особенностями и наворотами. Отвели подходящее место - напротив площади Первостроителей, нашли генерального застройщика, но реализовать проект не удалось: наступил 1990 год, который разрушил все планы. Николай Филиппович по существу остался не у дел, хотя уже три года был директором городского драмтеатра. А потому без колебаний вернулся в свой родной дворец на должность художественного руководителя.

Через 10 лет благодатная судьба парня из Благодатного в очередной раз выдвигает его на передний план: в 2002 году Козлов вновь становится директором театра, который размещался тогда в ДК им. Ленина и подвале жилого дома, что мешало созданию творческой атмосферы.

С помощью мэра Игоря Папкова Козлов наконец-то нашёл для театра достойное место в здании КДЦ. Конечно, пришлось проявить настойчивость и капитально перепланировать помещения бывшего ДК энергетиков с расчётом на театральную специфику. И всё вернулось на круги своя, ведь именно здесь Николай Филиппович начинал свою работу в Березниках. Вот такой поворот судьбы.


Источник: газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы