Карданный провал

Текст: Роман Коротаев

Доступ в гаражный кооператив «Кардан» перекрывали уже дважды. Первый раз осенью 2010 года. Второй — нынешней осенью. Кооперативу «повезло» дважды - он находится аккурат между двумя провалами — №2 и №3. Сейчас владельцы гаражных боксов в «Кардане» вывозят имущество и спешно пытаются зарегистрировать гаражи в регистрационной палате. У абсолютного большинства собственников свидетельств о праве собственности нет, а без такого свидетельства гараж продать невозможно. Между тем, скупка проваливающегося имущества уже началась.

5 декабря в «Кардан» уже снова пускали. Один из активистов кооператива Ильгиз Тимербаев по моей просьбе везет нас с фотографом на «экскурсию». Подъезжаем. Вдаль, к железнодорожному вокзалу, уходит стена ограждения из металлического профиля. У входа дежурит красный автомобиль МЧС. Рядом с ним директор МКУ «Управление гражданской защиты» Юрий Скоп. Ильгиз притормаживает, спрашивает можно ли проехать, ему разрешают, но в итоге решаем оставить наш автомобиль у въезда. Дальше идем пешком.

— Меня «шерифовцы» и МЧС-ники уже в лицо знают, — рассказывает по ходу нашего продвижения вглубь гаражных рядов Ильгиз. — Я 12 сентября приехал, а тут проезд заблокирован и охрана. Сначала вообще не пропускали. Без всяких объяснений. Потом стали пропускать, но только тех, чья фамилия есть в специальном списке. Чтобы в этот список попасть, надо было звонить Скопу и согласовывать этот вопрос. А я каждый день в гараж ходил. Что, каждый день звонить? Я ему говорю: «Ты мне выдай пропуск!» А он мне: «Нет, не могу такого сделать». Ну, вот и приходилось охрану обманывать. Я машину у входа оставлю, а сам прохожу. В итоге, они уже и меня в лицо запомнили, и машину мою. Как увидят ее у входа, сразу в мой гараж идут, просят покинуть территорию. Но вытащить меня, правда, не пытались, у них таких полномочий нет.В «Кардане» временное оживление. Срок на вывоз ценных вещей отведен небольшой, поэтому владельцы гаражей стараются успеть забрать все что можно. Снаружи на стенах уже видны трещины толщиной в палец. На одном из боксов, если смотреть под правильным углом зрения, видно, что стена вместе с воротами уже начала заваливаться внутрь.По снежной тропинке подходим к гаражу Ильгиза. Хозяин отпирает калитку. Большая часть вещей уже вывезена. Остался только добротного вида двухкамерный холодильник и автомобильный двигатель, разная мелочь и стеллажи. Все это везти уже просто некуда.

В яму спускаться не стали. По описанию Ильгиза у него не просто яма, а целый подземный бункер, в человеческий рост, по площади почти такой же как гараж, с вентиляцией, с электричеством, с ящиками для хранения овощей. Электричества уже, правда, нет, его «отрезали». Ильгиз считает, чтобы ускорить выезд хозяев.

— Скупщикам наплевать на начинку и устройство гаража. Они за квадратные метры платят, — возмущается собственник. — Вот напротив гараж, по площади такой же как и у меня, но ямы там нет вообще никакой, а выходит, что стоят наши гаражи одинаково. Еще пытаются это компенсацией называть! Компенсация подразумевает оценку имущества. А это просто скупка, причем по мародерской цене, по 4160 рублей за квадратный метр. Выходит, что за мой гараж мне дадут тысяч восемьдесят. За такие деньги я другой гараж не куплю, и тем более не куплю в шаговой доступности от дома. Поэтому продавать свой гараж по мародерской цене я не намерен.

НАДЕЖДА
Для Надежды гараж в кооперативе «Кардан» купил отец. Она не пользуется гаражом с 2010 года и согласна продать хотя бы и за 4160 рублей за квадратный метр.

— В 2010-м, после того случился 3-й провал в районе железнодорожного вокзала, как только представилась возможность, мы вывезли все ценные вещи, — рассказывает Надежда, — развезли их по гаражам друзей и, в принципе, уже смирились с мыслью, что гараж мы потеряли. В том же 2010-м году там перекосило ворота, они перестали открываться, и зайти можно было только через калитку. Так что сейчас продать бы уже, получить хоть что-то и, как говорится, гора с плеч. Тем более, что мы планируем перебраться в Пермь.

Но у Надежды проблема другого плана — на гараж нет свидетельства о праве собственности. Точно такая же проблема у абсолютного большинства остальных членов кооператива. Гаражи покупались и продавались по старинке. Продавец и покупатель гаража приходили к председателю кооператива, сообщали, что у гаража новый владелец, показывали договор купли-продажи, председатель вносил изменения в списки кооператива, и на этом оформление заканчивалось.

БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ...Оформление свидетельства о праве собственности, по сути, дело добровольное. Оно существует главным образом для того, чтобы защитить интересы собственника. Большая часть владельцев гаражей даже не знали, что на гаражные боксы можно оформить такое свидетельство. А те, кто знал, просто не хотели. Дело это хлопотное и слегка затратное. Чтобы получить свидетельство, нужно предварительно обзавестись полным техническим описанием своей постройки.

Получение описания постройки — это отдельная история. За ним нужно обратиться в березников-ский филиал ГУП «Центр технической информации» (по старой памяти известный в народе как «БТИ»). Подготовку документации придется оплатить. Выезд специалиста для того, чтобы произвести обмер помещения, тоже.

Впрочем, скорее всего, люди не оформляли свидетельство не по причине затратности процедуры или нежелания платить копеечный налог на имущество. Не было нужды. Национальная российская привычка не креститься, пока не грянет, по обыкновению сыграла против тех, кто ей следует. Теперь в БФ ГУП «ЦТИ» большой наплыв желающих получить техническую документацию, а количество сотрудников все еще прежнее.

САМИ ВИНОВАТЫ
— У нас ведь есть еще и договорные обязательства, которые мы обязаны выполнять, — объясняет сложившуюся ситуацию директор «ЦТИ» Людмила Елькина. — Люди сами виноваты кругом. Надо было давно все зарегистрировать. Эти гаражи уже двадцать лет назад построили. А теперь сразу 270 желающих! За все предыдущие годы всего примерно 50 гаражей было зарегистрировано! Но мы все равно стараемся сделать что можем, для каждого находим какие-то варианты, решения.

Со слов Надежды, гаража в кооперативе «Кардан», выходит, что на деле все не совсем так. Она утверждает, что специалиста для обмера ее гаража БФ ГУП «ЦТИ» направлять отказалось.

— Специалист спросила, делалась ли инвентаризация нашего гаража. Я говорю, что как раз пришла за тем, чтобы мне ее сделали. Она мне сказала, что делать не будет. Я спрашиваю: «На каком основании отказываете?». Она отвечает: «Идите к начальнице, пусть она вам ответ дает». Мы с еще одним владельцем гаража пошли к начальнице, она нам сказала: «Я своих людей туда отправлять не собираюсь». А потом еще стала нам выговаривать, что, мол, вы десять лет документы не оформляли, налоги не платили, а теперь вам денег пообещали, и вы побежали документы оформлять.

Людмила Елькина разговора с Надеждой не помнит. Посетителей каждый день десятки.
— Я не могу рисковать жизнями своих людей, — комментирует она ситуацию корреспонденту «Вечерки», — зачем в опасную зону лезть! Тем более, у меня и права нет направлять туда людей. У меня есть предписание от «Управления гражданской защиты» о границах опасной зоны и о том, что она закрыта для посещений. Там, где можно делать обмеры, мы делаем. Пусть Надежда подходит к нам, все равно что-нибудь придумаем, все решаемо.

Людмила Ивановна имеет в виду, что приемлемое решение для владельцев гаражей, находящихся в запретной зоне, похоже, найдено. В «ЦТИ» имеется схема гаражного кооператива. На основании справки от председателя и с согласия собственника есть возможность оформить техническую документацию без выезда на место. Размеры гаражных боксов в схеме присутствуют.ПАРОЛИ. ЯВКИ. БЕЗ ИМЁН
Контора по скупке разваливающихся гаражных боксов находится в маленьком административном здании по улице Олега Кошевого, дом 9а. На здании вывески: «Отдел по охране окружающей среды и природопользованию», «Комитет регулирования земельных отношений». И отдел, и комитет, как следует из вывесок, — подразделения администрации города Березники.

На втором этаже, сразу справа от лестницы, крошечный неосвещенный холл. Напротив входа в холл дверь с номером кабинета. На двери прикреплен лист бумаги с написанным от руки расписанием приема. Кто здесь находится и для чего, непосвященному не понять.

Открываю. Малюсенький кабинет. Места ровно столько, чтобы поместилось два стола и четыре стула. Слева от входа женщина, справа мужчина. Мужчина занят разговором по телефону, поэтому обращаюсь к женщине.

Говорю, что хотел бы узнать про выкуп гаражей в кооперативе «Кардан». В нужное ли место я пришел? Сотрудница дружелюбно кивает и предлагает мне пройти предварительную регистрацию. То есть, намерена записать мои данные в какой-то свой журнал. Лишь потом со мной будут разговаривать о выкупе.

Давать свои персональные данные неизвестно кому и неизвестно для чего мне не хочется. Приходится сознаться, что я журналист. Сотрудница, казалось ранее расположенная к общению, меняется в лице, становится немногословной. Показывает жестом на мужчину и предлагает подождать, пока тот закончит разговор.

Жду еще пару минут. Мужчина тоже крайне немногословен. Представиться он отказался. В ответ на просьбу назвать хотя бы свою должность, сказал: «представитель».

— Скажите, вы занимаетесь здесь выкупом гаражей кооператива «Кардан»?
— Можно и так сказать.
— Вы здесь представляете ООО «Сильвинит-Транспорт»?
— Да, «Сильвинит-Транспорт».
— Вы выкупаете гаражи по поручению ОАО «Уралкалий»?
— «Сильвинит-Транспорт» является дочерней компанией ОАО «Уралкалий».
— Ну, то есть, существует какое-то распоряжение или договоренность с «Уралкалием»?
— Ну, да. Руководством было принято решение о выкупе гаражей через нашу компанию.
— Сколько человек на данный момент изъявили желание продать вам свои гаражи?
— Я не могу вам дать такую информацию.
— На основании чего была определена цена выкупа в 4160 рублей за квадратный метр?
— На основании рыночной оценки стоимости.

На том разговор и закончился.

ОФИЦИАЛЬНО
Владимир Пархоменко, председатель кооператива «Кардан», в телефонном разговоре сообщил, что информацию о скупке гаражей до него донес Юрий Скоп, директор МКУ «Управление гражданской защиты г. Березники». При попытке журналиста «Вечерки» пообщаться на эту тему Юрий Давыдович уклонился от личной беседы, поэтому вопросы задавать пришлось через пресс-службу городской администрации. На вопрос, что же все-таки за фирма скупает гаражи в «Кардане», нам ответили, что выкупом гаражей занимается ООО «Сильвинитстрой».

Заодно мы попросили уточнить, действительно ли на объекты ГСЭК «Кардан» не пускают специалистов «Центра технической инвентаризации»? Ответ Юрия Давыдовича стоит привести полностью.

Юрий Скоп, директор МКУ «Управление гражданской защиты г. Березники»:
— В связи с вступлением в действие новых правил регистрации собственности (с 01.12.2012 г.) необходимо провести геодезическое обследование. Центром технической инвентаризации (ЦТИ) было предложено в ноябре 2012 года оформить общий технический паспорт кооператива «Кардан» (для ускорения процесса оформления документов). Согласия от членов гаражного кооператива «Кардан» не получено. В настоящее время, учитывая процесс ускоренных оседаний в этой зоне, проведение работ по оформлению технических документов практически невозможно. Соответственно возникает вопрос: в чем причина того, что владельцы гаражей заблаговременно не оформили все необходимые документы и не зарегистрировали гаражи как свою собственность?

Поскольку во всей этой истории повсеместно фигурирует ОАО «Уралкалий», то, разумеется, просьба разъяснить ситуацию с выкупом была направлена и туда. Но ответа до выхода этого номера газеты мы не дождались.КСТАТИ
5 декабря Ильгиз Тимербаев пришел на заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), чтобы высказать свое несогласие с предлагаемой за его гараж ценой, а также с тем, что обычная скупка, по заниженной на его взгляд цене, выдается за компенсацию. Но на заседание пускали только по спискам, и Ильгиз туда не попал. Однако глава города (он же глава КЧС) Сергей Дьяков, видя ситуацию, решил провести личную аудиенцию для Ильгиза и еще ряда собственников частной застройки, которые тоже «подтянулись» к заседанию. Встреча продлилась около 15 минут. Позже Ильгиз сказал, что глава города в процессе общения с ним признал, что цена выкупа гаражей действительно мародерская. Но вместе с тем посетовал, что город на формирование цены повлиять никак не может, поскольку это частное дело хозяйствующих субьектов. Мэр, по словам Ильгиза, посоветовал задешево свою собственность не отдавать и пытаться договориться о приемлемой цене. Правда, как сделать, чтобы «дочка» «Уралкалия» прислушалась к несогласным с ценой гражданам, мэр не рассказал.
ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ
Уже к концу ноября стало очевидно, что судьбу гаражей ГСЭК «Кардан» разделят гаражи кооперативов «Калиец» и «Техник». Если не все, то часть точно. Поэтому технология и цена выкупа гаражей — вопрос архиважный и, к тому же, обоюдоострый.

С одной стороны, можно позитивно оценить тот факт, что «Уралкалий» хотя бы косвенно принял на себя ответственность за последствия провала и предпринял конкретные шаги к тому, чтобы хоть как-то компенсировать материальный ущерб от аварии на БКПРУ-1 рядовым жителям города.

С другой стороны, весьма очевидно, что скупка гаражей вбивает клин в ряды членов гаражных кооперативов. Кто-то с радостью согласится продать свое имущество, которому, скорее всего, все равно пропасть, по цене 4160 руб. за кв. м. Беглый опрос собственников показал, что абсолютное большинство всерьез опасаются остаться и без гаража, и без денег.

Несогласных же продавать по указанной цене, по самым условным прогнозам, наберется, может быть, десятка полтора-два на все три кооператива. Поэтому о каких-то серьезных коллективных действиях в случае противостояния между собственниками гаражей и администрацией города по поводу отказа в доступе в гаражи говорить не приходится. Судебных способов заставить дочку ОАО «Уралкалий» выкупить гаражи по какой-то более высокой цене тоже не существует. Ведь инициатива со скупкой сугубо добровольная и от нее никогда не поздно вообще отказаться.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Татьяны Чудаковой
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии