Поперёшный Марков

Текст: Сергей Малышев

В нашем городе Юрий Марков был известен, прежде всего, как поэт, хотя природа щедро одарила его и другими талантами. В юности он писал песни и сам исполнял их под гитару. Уже в зрелом возрасте с успехом пробовал себя в изобразительном искусстве, фотографии. Но даже став мастером на все руки, он в первую очередь оставался мастером слова. Его жизнь нельзя назвать простой: воспитывался в Кунгурском детском доме, трудился на БТМК, в шахтах Крайнего Севера, на буровых в нефтеразведке. Но в любых самых сложных перепетиях его не покидала страсть к поиску живой ткани бытия и стремление запечатлеть её в своём творчестве. Его философские стихи и лиричные картины – яркое тому подтверждение. 9 марта исполнился год, как ушёл из жизни этот талантливый человек, оставивший после себя немалое количество поэтических сборников, картин, фотографий, семью и друзей, которых любил он, и которые любили его.

Я знал Юру много лет, имел возможность и поговорить, и поспорить. Именно он привёл меня в литературное объединение в «Березниковском рабочем», а потом и домой к Алексею Решетову.

Сразу признаюсь: при первой встрече с Марковым стихи его мне активно не понравились. Не понимал я его нарочитой размытости, недомолвок, полного отрицания сюжета, отсутствия какой-либо политики. Работаю на вечность - и всё тут!

Пока я сочинял поэмы о войне и революции, он, посмеиваясь в бороду, строчил и строчил свои миниатюры. Пока я терял время, без конца переделывая неудачные строки, чтобы зацепить людей, он завоёвывал всё новые и новые пространства. Пока я кропотливо подбирал слова, как цветы в пышный букет, он рвал эти «цветы» охапками и складывал в стол. Пока я не писал вообще ни строчки, оправдывая себя то занятостью, то творческим кризисом, он творил и творил - в летящем на буровую вертолёте, среди грохота железа на вышке, в больнице и среди семейных забот, в развесёлом кругу друзей и после горького похмелья.

РАЗБЕГ
В 1984 году в Пермском книжном издательстве вышла кассета «Разбег» с первыми сборниками сразу нескольких молодых поэтов, в том числе, Юрия Маркова. Каждый из них давно миновал возраст Христа, но считался молодым, поскольку печатался впервые. Рецензировал сборники Алексей Решетов. Сегодня эта рецензия воспринимается как уникальный документ, где о творчестве Маркова он сказал буквально следующее: «Может быть чуть раньше, может чуть позже песен Булата Окуджавы и хриплого голоса Высоцкого я услышал песни совсем юного тогда Юрия Маркова» Одна песня навсегда запала в душу:

Гусары, бравые гусары -
Вся ваша жизнь -
Похмелие в бою.
Вы видитесь мне
С рыжими усами,
Прожжёнными за Родину мою.

Так поэт отдал дань горестному и лихому прошлому. Но сдаётся мне, что его романсы вполне пригодны и для нашего времени, ибо в них - немеркнущий дух русского терпения и героизма.

Кстати, о романсах Маркова: местные «знатоки-меломаны», позабавившись им, надолго забыли о его существовании. Но это не сбило поэта с толку, у него хватило мужества пересмотреть своё творчество, и главное выработать его объективную оценку. Он раз и навсегда отказался от скороспелого признания, лишь изредка печатаясь в периодических изданиях. А суровый труд бурового мастера нефтеразведки подсказал ему темы для совершенно новых стихотворений. Не желая обидеть автора, скажу, что в одиноком творческом заточении он, бывало, из одной крайности едва не впадал в другую. Из благородной неальбомной старины (но уже почти исчерпанной гусиными перьями) - в ультрасовременность, в темы и образы ещё не настолько отстоявшиеся, чтобы стать предметом истинной лирики.

И вот Марков создаёт стихотворение «Два облака», давшее название и всей его книге, напечатанной в Пермском книжном издательстве. Я отношу это произведение к лучшим образцам современной философской поэзии.

Два облака летели надо мной,
Летели надо мной
два белых тела,
Но эта лёгкость
изнутри кипела
И отдавала грозовой водой.
И я подумал: назревает дождь,
Хотя и лист
не предался дрожанью.
Вот так твоё
глубокое желанье,
С которым ты
ложишься и встаёшь,
В одну выльется и что ж?
И жизнь пойдёт
спокойнее к пределу.
Две тучи надо мной
пролили дождь.
Летели надо мной
два чёрных тела.

Впрочем, рукопись этой книги была «прополота» бдительным редактором так, что от 120 стихов осталось 20 - от пёстрой поляны, поросшей таинственными травами и цветами осталась ровная и безликая лужайка. А читатели всё удивлялись: откуда у нас столько плохих и одинаковых поэтов!

Поэтому тогда, 20 лет назад, я с особым чувством держал в руках первый сборник стихов Юрия Маркова. Подчёркиваю - первый, несмотря на то, что книжица «Два облака» уже существовала. Сборник появился в Березниках благодаря усилиям союза кооператоров, городского общества книголюбов и коллектива березниковской типографии. Её работницы провели много часов, буквально вручную скрепляя страницы будущей книги.

В ней Юрий Марков наконец получил уникальную возможность впервые сказать, что он хочет, и так, как он хочет – без оглядки на редактуру, на время и конъюнктуру. Свободный полёт мысли, ничем не затуманенная чистота источника, возможность остаться наедине с людьми. Что он смог им сказать, поймут ли они его тревоги и надежды, воспримут ли боль поэта, как свою собственную?

Произошло то, чего и следовало ожидать: количество перешло в качество. Постоянный, почти каторжный, труд над словом, не сломил, а подтолкнул Маркова на новую ступень. Говорят, что человек в совершенстве овладевает иностранным языком лишь тогда, когда научится мыслить на этом языке. Так вот, Марков стал мыслить стихами, начал писать глубоко, свободно, уверенно и красиво. А это уже почерк мастера.

ДОРОГА ПОПЕРЁК
В одном из самых первых своих стихотворений Юрий Марков предлагает:
Посмотреть и уйти надолго -
Не в обиду и не в упрёк.
Поперёк - это тоже дорога.
Может, лучшая из дорог.

Марков мог бы давно попасть в обойму известных пермских поэтов, написав хотя бы десяток стихотворений в угоду партии и правительству. Такие «паровозы» позволили бы ему втащить в свои сборники и все другие стихи. Нет, буду писать в стол, но только о вечном. Возможно, из-за своего детдомовского прошлого, или по причине упрямого характера он и в самом деле выбирал далеко не самый лёгкий путь. Марков мог бы легко добиться признания своего поэтического дара и популярности, продолжив своё бардовское творчество - мощный голос, хорошие тексты, гитара - восторг публики обеспечен. Ан, нет, он пошёл поперёк, встав на путь служения Слову. Так и прошёл свой поперёшный путь до конца!

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
9 марта в Центральной библиотеке состоялся литературный вечер, посвящённый годовщине смерти Юрия Маркова. В просторном зале собралось боле ста человек - почитатели его творчества, многочисленные друзья, среди которых - музыканты, артисты, литераторы и художники. Более двух часов они читали стихи, слушали песни, рассказывали о творчестве поэта, делились воспоминаниями.

Всего у поэта издано восемь книг, в том числе книга стихов для детей. В 2007 году Юрий Петрович стал первым лауреатом литературной премии имени Алексея Решетова за поэтическую книгу «Переводы с души». На протяжении многих лет Марков был бессменным членом жюри краевого литературного фестиваля «Решетовские чтения», работал с молодыми авторами, помогая их становлению. Юрий Марков оставил заметный след в культурном наследии города, и всегда служил примером пламенной преданности искусству.


Источник: Газета «Металлург» – издание АВИСМА, г. Березники, Пермский край
Фото из личного архива Ю. Маркова
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы