Белое солнце Прикамья

Восточный колорит можно встретить на любом уральском рынке.

Текст: Владимир Андреев

...Однажды, лет десять тому назад, в редакцию газеты, в которой в то время работал автор этих строк, пришел мужчина восточной внешности. Отрекомендовавшись литератором из Узбекистана, он тепло поздравил журналистов с Днем города, а затем сказал: «А вы знаете, сколько узбеков официально проживает в Березниках? Нас тут уже более трех тысяч!»

«ТОЧИКИСТОН» НА ЗАОСТРОВКЕ
Эта история вспомнилась в связи с новостями из Перми, где совсем недавно была озвучена идея о том, что неплохо бы построить на территории городов и районов Прикамья отдельные таджикские кварталы. Начать предполагалось с Перми, построив дома исключительно для таджиков в районах Култаево и Заостровка. Буквально через несколько дней это заявление было дезавуировано представителями таджикской диаспоры — дескать, пермяки неправильно поняли прозвучавшую информацию. Но пермяки все поняли правильно — идея создания маленького Душанбе посреди интернациональной Перми их абсолютно не устроила. Почему же интернациональный Пермский край, во все времена принимавший на своей земле людей любого вероисповедания (а для многих немцев, татар и башкир навсегда ставший родиной), вдруг увидел угрозу своей межнациональной стабильности со стороны средне-азиатских диаспор?

Пермяки не на шутку были взволнованы известием о возможном появлении таджикских кварталов в Прикамье, ведь только по данным Пермьстата, в 2012 году в Пермский край прибыли 1440 граждан Республики Таджикистан. Поток прибывающих на Урал из республик Средней Азии не иссякает вот уже двадцать лет, но никогда еще проблема межнациональных отношений не возникала в Прикамье так остро. Пермские общественники и журналисты с тревогой говорят и о том, что появление в регионе непонятных национальных анклавов может усугубить и без того тяжелую криминальную обстановку в регионе. Так, по мнению известного правозащитника Романа Юшкова, кварталы «таджиктауна» могут стать колоссальной наркобазой с развесочными и укалывательными — как нынешние цыганские поселки, но на порядок круче. А журналист телекомпании «Рифей» Вячеслав Дегтярников сообщил в интервью интернет-порталу «Русь», что фактически в России таджики попадают в рабство. Они бегут с родины, чтобы заработать у нас денег, а вместо цивилизованного общества попадают в какие-то анклавы, созданные по национальному признаку, в которых действуют не российские законы, а свои. «Ситуация там такая, что наемные рабочие постоянно кому-то должны, и вот в этом состоянии рабства их можно подбить на что угодно», — говорит журналист.

МИГРАНТ МИГРАНТУ РОЗНЬ
Типаж мигранта из республик Средней Азии стремительно меняется. Раньше, придя на рынок, можно было встретить за прилавком радушного восточного человека, который выберет для вас самые вкусные фрукты, с удовольствием поторгуется и скинет цену настолько, что захочется прийти к нему в следующий раз. Однажды автор этих строк разговорился с водителем маршрутной «газели» — немолодой узбек рассказал мне, что приехать на Урал и сесть за руль желтой «шайтан-арбы» его заставила суровая нужда: в Узбекистане этот человек был научным сотрудником, но институты закрыли, пришлось податься на заработки в Россию. Он рассказал, что мечтает накопить денег и открыть здесь небольшой автосервис. Несколько лет назад невероятным спросом у березниковцев пользовался телефонный номер таджика-сантехника, который делал свою работу быстро и с качеством, до которого местным мастерам было, мягко говоря, далековато. Многие березниковцы помнят и времена, когда внезапно вышедшую из строя обувь можно было быстро и недорого починить у восточных мастеров, имевших свою точку в одном из торговых центров.

Одним словом, в прежние времена к нам приезжало немало людей, которые знали, что здесь им придется начать жизнь с чистого листа, а Россия станет для них новой родиной. Старшее поколение трудовых мигрантов было воспитано еще в советской системе координат, поэтому они стремились максимально интегрироваться в нашу жизнь, чего, увы, не скажешь о многих нынешних приезжих из среднеазиатских республик. Беспардонно хватающие прохожих за руку на улицах, гастролирующие по городам и весям навязчивые торговцы китайским одноразовым инструментом; нагловатая смуглая молодежь, распивающая пиво и мусорящая посреди улицы; чернобородые мужчины, так похожие на моджахедов из фильмов о войне в Афганистане; женщины в пестрых одеждах и платках-хиджабах — все они вдруг стали живой реальностью прикамских городов, провоцирующей веротерпимого местного обывателя на вопрос: «Кто все эти люди?»

ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ТОЖЕ ПРОТИВ
Не стоит сбрасывать со счетов и криминальный аспект — значительная часть преступлений, раскрываемых по линии Госнаркоконтроля, совершается выходцами из среднеазиатских республик и, прежде всего, из Таджикистана. Известен случай, когда березниковская семья, сдавшая комнату гастарбайтеру с востока, едва не оказалась в статусе соучастников по очередному наркотическому делу — постоялец тайно превратил свою комнату в героиновый склад, и хозяевам пришлось изрядно понервничать, прежде чем с них были сняты все подозрения. Другой березниковец, возвращавшийся поздним вечером с работы, был остановлен в переулке четырьмя молодыми людьми, которые на ломаном русском языке предложили ему вывернуть карманы. И только боксерские навыки, полученные в далекой спортивной юности, позволили 50-летнему мужчине донести до сведения иностранной молодежи мысль о том, кто хозяин в этом городе, а кто живет тут в качестве незваных гостей.

Возможно, кто-то из читателей заподозрит журналистов и общественников в том, что они напрасно нагнетают страсти вокруг пресловутой проблемы возникновения «таджикских кварталов». Но можно ли упрекнуть в излишней обеспокоенности духовных лидеров мусульман Прикамья?

«Мы прекрасно помним, во что превращаются места этнических поселений. Чайна-тауны, Гарлем, Каирское кладбище, где проживает несколько миллионов человек, куда есть вход, но выхода нет. Люди там ущемлены в правах и находятся годами в этом состоянии. В России, многонациональной стране, резервации — это абсолютно неприемлемо», — заявил муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин.

Свое несогласие с идеей строительства этнических кварталов выразил и имам березниковской мечети Рафагат Сафин:
— В мусульманской вере существуют 73 направления. Многие из них никогда не пересекаются между собой. Но общая принадлежность к исламу сближает всех нас. Вот один наглядный пример: мы, татары и башкиры, являемся представителями суннитского направления. В Березниках существует и шиитская мечеть мусульман азербайджанской диаспоры. Мы с ними никогда не пересекались, но в час скорби, когда умер их главный духовник, они пригласили нас к себе на траурные мероприятия и несколько дней, пока длился траур, березниковские мусульмане-сунниты были рядом с мусульманами-шиитами, у нас была одна печаль на всех.

Татаро-башкирская мечеть открыта для всех, независимо от веры. Когда я узнал о существовании в Березниках так называемой «зеленой мечети» мусульман-таджиков, то решил посетить ее, полагая, что их мечеть и вера столь же открыты, как наша. Но на входе меня строго спросили: «Зачем ты сюда пришел? Что тебе здесь нужно?». Пони-маете, они сами выстраивают вокруг себя высокий забор, и что за этим забором происходит, как и чем они живут, что проповедуют их духовники — никому не известно. К сожалению, история знает немало примеров, когда обособленческие настроения этносов и религиозных групп приводили к катастрофам. Не надо ждать такого пожара, его сложно будет потушить. Поэтому я категорически против того, чтобы в Прикамье строились какие-то моноэтнические и монорелигиозные кварталы. Это неправильно.

МЕСТА ЗДЕСЬ ХВАТАЕТ ВСЕМ
В Березниках проживают сто пятьдесят тысяч человек самых разных национальностей. Русские и татары, башкиры, белорусы, украинцы, азербайджанцы, корейцы не только ходят по одним улицам, но и часто спят под одним одеялом, образуя настоящие интернациональные семьи. Это спокойное отношение к людям другой веры, разреза глаз и цвета кожи складывалось десятилетиями и даже веками. Удастся ли нынешнему и следующим поколениям березниковцев сохранить это равновесие? Это очень важный вопрос.

В отличие от Москвы и многих других городов, березниковцы не выступают против живущих здесь иноверцев. Может быть, потому, что здесь не строят этнические кварталы, а центральные улицы не перекрываются для многотысячного намаза по случаю очередного мусульманского праздника. У нас тут просто веселятся на Сабантуях и Масленицах. Не спрашивая, кто в какого бога верит. И не хотелось бы, чтобы однажды начали спрашивать.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


мигранты