Художник Владимир Глухов: сердце, умноженное на два

Текст: Виталий Челышев

Глухов известен. Можно сказать, знаменит. Но не той знаменитой гламурностью, когда к нему на сеанс записываются в очередь политики и дамы с пекинесами под мышкой (в надежде войти в историю хотя бы через имя модного живописца). Он родился в столице Таджикистана Душанбе 22 апреля 1961 года. Это важно. Не дата (я не астролог), а место. И лица таджиков и таджичек, и в сочном румянце краски фруктов, и яркость лиц, окрашенных то желтизной песков, то степной зеленью, вспыхивающей по весне маками, то серой суровостью высоких гор, которые закат окатывает вдруг солнечным расплавом – всё это в его картинах.

Ну, таджик! На нём привычно смотрится тюбетейка и халат, иногда он отращивает бороду, становясь похожим на моложавого аксакала. Море тепла и любви в его таджикских сюжетах, и краски то ли тонут друг в друге, то ли рождаются друг из друга, выходя мягкими пятнами на поверхность. И тут же – европейский парень в джинсе с озорными глазами, в которых притаилась извечная русская тоска об идеале. Почти авангардная стилистика. И тут же портреты, сделанные в классическом реалистическом стиле. И другие, вовсе импрессионистские. И третьи, формулу к которым не подберу (например, «Борьба Солнца с Луной»). И графика…

А вот – растянутая, словно русская гармошка, звенящая радужными изгибами двуручная пила, нависающая над деревушкой, или каким-то обречённо расползающимся городом, или даже страной. То ли веселье пророчит, то драму… Эта пила является иногда и в таджикских сюжетах, но в отдалении, эдакое НЛО… Но Россия всегда представлена или в жёстких мазках, в стремительности свинцовых облаков, или в сочетании жёсткости и нежности. Добрый мечтательный Вася с неизменным стаканом (который иногда отсутствует, но его присутствие ощутимо). Баба в ватнике, идущая с сенокоса. Баба ли? С сенокоса ли? И что за кроваво красный след на её косе? Последний привет закатного солнца? Будем считать так…

И Икарушка с деревянными краснозвёздными крыльями, пристёгнутыми к рукам, распластавшийся на любимой земле, над которой он всё-таки пролетел немного (хоть без крыльев было бы легче). Думал назвать это вступление к каталогу «Сердце, делённое на 2» (т.е. на Таджикистан и Россию). А потом подумал, что это лишь на первый взгляд – деление. А присмотришься, погреешь руки в жаре одних картин, постудишь в ветреном холоде других, и поймёшь: это умножение. Опыта, знания, манеры письма. И в русской серии нет-нет, да и выглянет таджикский жар, а в таджикских сериях нет-нет – и зазвенит на горизонте знакомая по морозному взвизгиванию пила…

Ну, вот, я сходу начал о работах. А нужно бы об авторе, о том, что его повести и рассказы печатаются в толстых журналах, о том, как он предпринимает тысячекилометровые велосипедные туры, в которых рисует, рисует, рисует. А потом пишет. Или сразу: рисует и пишет. Художники избегают комментариев, часто потому, что не умеют и не любят их давать. Они говорят: вот картина, там всё сказано. Многие так говорят, большинство. Но не Глухов. Иногда картине сопутствует комментарий о героях, или о зрителях, или о впечатлениях. Боль, гротеск, бытовая картинка… Вы загляните сюда http://artnow.ru/ru/gallery/3/4768.html, чтобы я не пересказывал то, что своим замечательным разговорным слогом излагает рядом с некоторыми картинами сам художник. Там и много картин из разных серий, из разных стилей, но написанных одним и тем же Владимиром Глуховым. А мне пришло время сказать, кто же он такой, откуда взялся, где и как прославился, ну, то, что пишут в расширенных визитках.

Живописец Глухов Владимир Иванович, член СХ, на сегодня – 51 год. Окончил Художественное училище им. Олимова г. Душанбе. 1975 -1981г.г., в том же году поступил в МГХИ им. Сурикова г. Москва, из которого выпустился в 1987 году.
Более 30 выставок, из которых основными он считает:
- «Эксперимент» молодежная выставка в залах СХ Таджикистана. Душанбе,1988 г.
- «На Яузе» Выставка в архитектурных мастерских «АКАНТ». Москва, 1994 г.
(это была выставка двух художников, кроме нашего героя участвовал Азам Атахан).
- Выставка во внешнеполитической ассоциации Москва 1994 г. (в предыдущем составе).
- Выставка в головном офисе «IBM» из частного собрания Татьяны Колодзей, 1994 г., Москва.
- Квартирная выставка «На Трубной» из частного собрания Владимира Сычева 1994 г., Москва.
- «АРТ-Подготовка», Москва – 1996 г.
- Выставка АРТМАНЕЖ. Москва, 1996 г.
- «За пределами синтаксиса» – персональная выставка в тюменском музее изо-искусств. 1998 г.
- Выставка «АРТезианский колодец» 2000 г. Тюмень.
- Выставка в рамках рок-фестиваля «Июньский шторм» Тюмень 2000 г.
- Выставка миниатюрной графики в г. Новосибирске – диплом 1-ой степени 1999г.
- 2-я биеннале (международная) графики «Белые ночи» Петербург 2004г. Диплом.
- 3-я биеннале (международная) графики «Белые ночи» Петербург 2006г. Диплом.

Работы Владимира Глухова приобрели: Республиканский музей им. Бехзода г. Душанбе; Тюменский государственный музей изобразительных искусств; Третьяковская галерея, г. Москва. Многое – в частных коллекциях.

Очень рекомендую зайти в ЖЖ Владимира http://gluxov.livejournal.com/. Там и последние из его работ, там и рассказы, и ссылки на публикации в сибирских и федеральных журналах. Я ведь не рекламный текст пишу (честно, поверьте, этот человек в рекламе не нуждается, максимум – в сарафаном радио, оно не врёт, поскольку бескорыстно, и я лишь один из многих дикторов этого «радио», один из тех, кому нравится этот удивительный человек, его творчество, его подход к жизни и прямота). Сами найдёте, что почитать, что посмотреть, куда сходить, если на ЖЖ будете прокручивать время вспять.

Мы познакомились в аэропорту, летели в одном самолёте, поздно ночью ехали вместе в машине, и там, собственно, разговорились. Он сказал, что художник. Ну, многие рисуют. Мы обменялись контактами. А потом он прислал мне свою повесть. И я облез. Решил, что неправильно его понял, что «художник» – образно сказано. Это было цельное литературное произведение, а отдельные куски показались мне гениальными. Оказалось, что его печатают разные литературные журналы. Лишь где-то через полгода я впервые увидел в интернете его картины. И понял: не ослышался, он – художник. Мы дружим. По нынешним меркам – давно. Переписываемся. Иногда разговариваем по скайпу. Но речь ведь не о том, как встретились и подружились Глухов и Челышев. Речь о том, как встретитесь и войдёте в живописный мир этого человека вы.

Пересказывать картины можно. Но глупо. Смотрите. На удивительные, надутые ветром «Тополя в Варзобе», где дальние горы кажутся ближним волшебством, а из теней и штакетника выплывает ослик. Ах, какой же взгляд у женщины, продающей груши и виноград («Осень в Душанбе»), Его «Сон в полуденную ночь» – из тех работ, которые со временем становятся классикой. Если бы я писал для незрячих, то постарался бы передать словами не синеву тени, в которой спит женщина, не блики, не внешнюю яркость лета, а тот покой, ограждённый зеленью от жара. Но лучше смотреть. Вот «Вася и Облако», где мягкость характера персонажа, который иногда лежит пьяным, уткнувшись лицом в землю и так трезвея, так вот – где мягкость и доброта Васи остаётся с ним, несмотря на неугомонную жизнь, и один кулачёк со стаканом у него маленький (из скромности, как объясняет в комментарии Глухов), а второй кулак с луковичкой – большой. Вася не пьёт. Вася так закусывает. У «Икарушки» есть три варианта, выберите сами, какой вам по душе. Простая, извечная для Руси картина о летающем человеке (как лесное озерцо в старой русской живописи). Но что-то говорит о трагедии. Не только то, что мужик с деревянными крыльями разбился. Ведь по многим дорогам сразу идёт страна, будто щепа расколотая. Только бы не на лучины. И самолёты в небе на других картинах Глухова не конкурируют с «Икарушкой». Просто другой путь. И ещё один. И ещё… Рассыпается веник на просяные прутики или ещё можно связать?

Смотрите. Впитывайте. Думайте. Ищите вопросы. Ищите ответы. Вместе с автором. Глубоко верующим и потому бесконечно свободным в поиске Владимиром Ивановичем Глуховым.


Автор – секретарь Союза журналистов России
Источник: Facebook Виталия Челышева
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство