На краю березниковского Провала

Одна из причин, по которой пассажирские поезда в Березники не заходят.

Текст: Евгения Мусихина

Добраться до Березников можно только на автотранспорте. Пассажирские поезда сюда не заходят.

Чуть больше трёх часов на автобусе из Перми. По обе стороны автотрассы – ели и кедры. Север чувствуется и в практически нетронутом снеге, хотя уже и май на подходе.

«На днях метель бушевала, поэтому снег такой чистый», – объясняет попутчица. Она рассказывает, что бывал в Березниках и цветной снег. В городе много предприятий химической промышленности. «Но за экологией здесь сейчас следят строго, и никто из-за неё из города не уезжал. А вот из-за провалов многие переселились в другие места. Вы слышали про наши провалы?» – осведомляется соседка. Признаюсь, что еду на железнодорожную станцию, чтобы узнать, как она работает в аномальных условиях. «Да, – сокрушается женщина. – Как хорошо до этого было. На поезде в Пермь ездили и к родственникам в Екатеринбург без пересадки».

Вот и Березники – второй по величине город Пермского края. На станции – ни снежинки, ни пылинки. Сугробы лежат лишь за тупиковыми упорами, где стоит забор с предупреждающей надписью «Опасная зона». А за ним – широкая, но теперь неглубокая воронка, которая поглотила свыше 1 млн тонн засыпанной в неё песчано-гравийной смеси. Слегка вогнутая в середине поверхность кажется подвижной, дышащей и зыбкой.Из всех березниковских провалов это первый, который засыпали. Как утверждают специалисты Уральского научно-исследовательского и проектного института «Галургия», опыт оказался ценным.«Наша станция из-за провалов лишилась трети путей. Работаем на оставшейся части. Сложно, но всё, что предъявляется для отгрузки, отправляем», – рассказывает заместитель начальника станции Березники по оперативной работе Ирина Шендикова.Идём встречать только что прибывший поезд. «Он пришёл с обходного пути. Мы сейчас работаем только в одной горловине в направлении Соликамска. Принимаем четыре состава с порожняком. Обрабатываем, сортируем и расставляем по фронтам погрузки, – объясняет Ирина. – Из-за того, что часть станции отсутствует, поезд в длину пути вместиться не может. Расцепляем. Около 20 вагонов передаём в сортировочный парк. Остальной вытягиваем, снова осаживаем и только потом предъявляем к техническому осмотру. Задействованы три маневровых тепловоза. Эта работа занимает около полутора часов».

Тут же рядом локомотивное депо. Но оно находится за пределами опасной зоны. Локомотивные бригады вывозят на станцию Пермь-сортировочная поезда со станций Березники, Березники-сортировочные, Заячья Горка и Соликамск. Здесь всё идёт в прежнем режиме.

«Поначалу в связи с прекращением пассажирского сообщения были проблемы с доставкой людей к местам работы, поскольку городской транспорт не подвязан к нашим нуждам. Но сейчас всё в порядке, договорились с автобусниками», – мимоходом рассказывает один из машинистов.Грузов у ОАО «Уралкалий» сейчас не много. Это и понятно, рудник серьёзно пострадал от провалов. Закрыты несколько его шахт. «Филиал «Азот» ОАО «Объединённая химическая компания «УРАЛХИМ» сегодня у нас самый крупный грузоотправитель. В прежних объёмах грузят ООО «Сода-хлорат», корпорация ВСМПО-АВИСМА»,– поясняет начальник станции Березники Павел Шабдаров. Начальник отдела Пермского центра по работе станций Свердловской дирекции управления движением Роман Эйсмонт приводит цифры погрузки. «Условия в Березниках сложные, эмоционально напряжённые. Но если в прошлом году погрузка составляла 104 вагона в сутки, в нынешнем уже 111. Ежесуточный вагонооборот в апреле тоже вырос с 345 до 354», – отмечает он.

Эмоциональное напряжение на станции действительно чувствуется. «Ситуация с подвижкой грунта нестабильная. Учёными окончательных гарантий не дано. Поэтому на первом плане – безопасность людей», – говорит Павел Шабдаров.

Сегодня вся станция окружена системой мониторинга. Реперы повсюду, и они ежеминутно напоминают, что может что-то в любой момент произойти.

Пост электрической централизации – сердце станции – стоит практически на самом краю засыпанной воронки. «Наблюдать за ней можно и из окна, и на экране», – головной дежурный по станции Галина Латынцева показывает на видеомонитор. Такое наблюдение позволяет хронометрировать и отмечать все процессы, происходящие в провале.«Когда засыпали провал, как-то спокойнее стало. Но всё равно ощущения не совсем приятные. Знаете, у нас на станции в одном укромном месте мышка живёт, а уж она-то опасность чувствует. Если не убегает, значит, всё в порядке будет. Как примету её держим. И как талисман», – улыбается Латынцева.Галина – ветеран станции. Пришла в 1981 году. Начинала стрелочницей, была дежурной по пульту. Головным дежурным работает «в одно лицо». Здесь же, на станции, трудятся и две её дочери.

Обеспечить личную безопасность и безопасность станции можно только на учениях. Поэтому здесь они проводятся постоянно и совсем не формально. «Каждый твёрдо знает, как в случае опасности поступать, что делать и куда идти. Если вдруг выключится автоматика, мы перейдём на ручной перевод стрелок. В техкабинете для этого поставили учебный пульт. Так что ко всему готовы. Но лучше, если ничего не случится», – добавляет Галина Латынцева.

Здесь же, на краю воронки, пока и Березниковская дистанция СЦБ. Но идёт большое переселение. Эсцебистам отдано новое помещение на территории вагонного депо. «Уезжать, конечно, не хочется. Здесь всё обжито, – сетует ведущий механик дистанции Владимир Адзянов. – Но надо. Небезопасно на краю-то. На следующей неделе последней перевезём лабораторию контрольно-измерительных приборов».

На станции не любят слово «провал» и стараются избегать его. Конечно, авария в значительной степени осложнила работу. Но не провалила её.

«Работаем в заданном ритме. Выполняем задачу – вывозим предъявляемый груз. От нас участок до Соликамска стал просто веткой. Самый сложный фактор здесь – громоздкий и медленный процесс, которого в наших условиях не избежать. Но станция живёт, к нам приходит молодёжь. Недавно приняли шестерых новых составителей, обучили их», – говорит Павел Шабдаров.

Но задумались железнодорожники и о строительстве новой станции. Опираясь на исследования института «Галургия», сделан вывод, что восстановить станцию в прежде существующих границах невозможно. Расстояние от опасной зоны до жизненно важных объектов инфраструктуры ставит под угрозу организацию эксплуатационной работы на станции Березники. «Ситуация находится под полным контролем. 53-километровый обход от Яйвы до Соликамска и регион обслуживания решают вопросы по доставке пассажиров и грузов», – рассказывает первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. По его словам, обстановка на станции Березники остаётся сложной. Провал на путях сделал невозможным транзит через неё.«Один из вариантов дальнейшего развития мы видим в строительстве новой станции от Заячьей Горки в сторону Березников, где должно быть не менее двух приёмо-отправочных путей. Дополнительно на Заячьей Горке требуется проложить 4–6 путей сортировочного парка. Предстоит определить источники финансирования, потому что затраты на строительство будут значительными. Все предложения будут рассмотрены правительственной комиссией. Важно, чтобы люди не оказались в опасности. Поэтому предварительно надо понять, насколько велик риск техногенных катастроф в регионе. А об этом должны доложить учёные», – подчеркнул Вадим Морозов.


Пермь – Березники
Источник: Гудок
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии