В атаку культуры

Замечательный русский учёный, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета Максим Анисимович Кронгауз, лекцию которого Вашему корреспонденту недавно повезло слушать, таким заголовком, наверное, был бы недоволен. Потому что он, вроде бы, да и не вроде бы, а однозначно не согласуется с грамматикой ВМПС («великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык… Так, кажется, у Тургенева?). «В атаку на культуру» - было бы, вероятно, правильнее. По крайней мере, привычнее.

Тем не менее, это моё грамматическое хулиганство полагаю вполне допустимым. Ведь есть же такая – и в заголовках встречается, и в текстах, и в речах – фраза «в защиту культуры». Последние недели в Перми – на всяческих «круглых столах», в прессе, в публичных выступлениях разнообразных важных людей очень много в неё говорится. В смысле, в защиту. В смысле, культуры. И не только в Перми, а и в Москве, и в Рязани-Березани-Красноярске-Мухос…лавске. Что называется, тренд такой. Уж очень прогремели пермские «Белые ночи» (тут, пожалуй, в значительной степени прав пермский губернатор Виктор Басаргин, сказавший как-то о летнем дефиците новостей) и… Впрочем, хотя бы в этой публикации постараюсь избежать упоминания самой сейчас топовой, догоняющей по топовости и рейтинговости Самого Простого и Любимого, фамилии.

Тем паче, вовсе не собираюсь говорить в защиту… ну, человека с этой фамилией. И без меня многие многое сказали (кстати, опять же – «в защиту культуры» или, по крайней мере, части этой культуры), и высказал я уже то, что думаю про… ну, этого человека (если угодно и не лениво, см. здесь).

Однако этому самому «в защиту культуры» хочу попротиворечить. Поантонимизировать. В общем, высказаться имхо в атаку культуры (в защиту – чего? – культуры; антоним: в атаку – чего? – культуры).

НЕ ПРО ДЕНЬГИ
Где культура, где Кронгауз, а где «Белые ночи» (и, естественно, тот, чью фамилию я усиленно стараюсь не упоминать), спросит уважаемый читатель? Отвечу, даже если уважаемый читатель не спросит. Максим Кронгауз, как учёный и лингвист, и автор многочисленных книг, безусловно имеет прямое отношение к культуре. А лекцию его мне удалось послушать, благодаря Книжному фестивалю, который проходил в Перми в рамках «Белых ночей-2013». Не было бы «Белых ночей» - не послушал бы, к культурному процессу не приобщился бы. Между тем, именно «Белые ночи», в основном, и ругают сейчас те, кто выступает «в защиту культуры».

На самом-то деле, конечно, понятно, что таким образом прицельно бьют по тому… ну, чью фамилию не упоминаю (о других мишенях говорить или, точнее, повторять не стану, там и вовсе политика). И на самом-то деле, полагаю, весь сыр-бор из-за денег, а не из-за культуры (ещё одна причина не упоминать фамилию… ну, ту самую, которая сейчас в топе). Но говорят-то они, пишут, выступают и флагами махают «в защиту культуры», а не денег.

Сказали бы честно: за бабосы сражаемся, отжать хотим в свою пользу (встречный вариант: не отдать), хотим, чтобы денежные потоки и ручейки распределяли «мы», а не «они» (кто «мы, кто «они» - не суть, суть в том, что повар с пальца сыт). И не было бы никаких вопросов, противоречить нечему, пререкаться не с чем. Занятие солидное, вызывающее уважение, вопрос же «почему вы, а не они» - риторический, поскольку дело вкуса и всяк имеет право отстаивать своё право на зарплату. И, разумеется, на большую, чем есть, зарплату. Но, ведь, говорят не об этом, говорят «в защиту культуры». А это нечестно. Некультурно.

ПРО ЗАРПЛАТУ
Сразу – чтобы не возвращаться к этому вопросу – оговорюсь, что искренне солидаризуюсь с работниками культуры. Средний заработок которых, по словам председателя профсоюза работников культуры Пермского края Ирины Становкиной, на 1 мая 2013 года составляла всего 10 тысяч рублей (запомните эту цифирь, её назвала предводительница культурного профсоюза как раз на «круглом столе» с обличениями расходов на «Белые ночи»).

Конечно, тут можно было бы сказать, что свой доход недостаточно высоким считают абсолютно все, даже миллиардеры, для которых 10 тысяч рублей за сникерс – демпинг, ящиками берут. Но не скажу, потому что 10 тысяч рублей это действительно очень мало. Хотя, например, нянечки в детских садах или учительницы младших классов думают иначе.

Или можно было бы возразить: ну да, мало, а при чём тут «Белые ночи»? Тут другой вопрос надо ставить: где борьба этого самого профсоюза за права (прежде всего – достойную зарплату!) трудящихся – членов профсоюза? Забастовки, пикеты, законодательные инициативы, коллективные письма, сбор средств в помощь нуждающимся и пр. – арсенал профсоюзных действий очень широк, но где всё это? Чем занимается профсоюз работников культуры??? Бранит власти за выделение средств на культурное времяпровождение жителей Пермского края - «Белые ночи»? В которых были задействованы 10792 человека (= работники сферы культуры) из одного только Пермского края? Но и тут удивляться не буду, всем понятно, какие они защитники трудящихся, эти профсоюзы.

Не скажу первого и не возражу второго, потому что есть третье, очень уж занимательное. Не знаю, конечно, какие данные у председателя культурного тред-юниона на 1 мая 2013 года (цифирь помните? Всего 10 тысяч рублей!), но вот, что сообщала «Российская газета» 14 февраля 2013 года: «В бюджете края только в 2013 году на повышение фонда оплаты труда работников отрасли предусмотрено 692 миллиона рублей… …По данным министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций края, средняя зарплата работников культуры в краевых учреждениях составила в 2012 году более 24 тысяч рублей. Однако в целом, учитывая муниципальные учреждения, среднемесячная начисленная зарплата в отрасли намного ниже - немногим более 11 тысяч рублей…»

Кто-то врёт? Да, нет? Почему? Или, правильнее: зачем? На этой недоуменной ноте закончим про зарплату, и вернёмся к «защите культуры». То есть, к атаке культуры.

ПРО АРИФМЕТИКУ
На упомянутом «круглом столе» из уст защитников прозвучало много фактов и тезисов. В защиту культуры, которой в Перми мешают чрезмерные расходы на «Белые ночи», главное, надо полагать, препятствие. Вот, к примеру депутат ЗС Вадим Чебыкин (цит. по публикации портала «Новый Компаньон»): «…могу сказать, что 253 млн руб., потраченные на «Белые ночи», – это бюджет театра юного зрителя, театра кукол, музыкального колледжа и Пермской художественной галереи вместе взятых. Эти четыре бюджетных учреждения потребляют столько за год сумму, которая ушла на «Белые ночи» за эти три недели».

В защиту культуры слово сказано, атакую: ну и что? С тем же успехом можно было бы сказать, что это годовой бюджет 10 березниковских музыкальных школ. Или 1/30 стоимости переселения Березников из аварийных домов. Или стоимость строительства 16 километров дороги из щебня в Усольском районе Пермского края. Или чуть более половины годового дохода депутата ЗС Владимира Данилина, но почти четыре годовых дохода депутата ЗС Дмитрия Скриванова и более 83 годовых доходов спикера ЗС Валерия Сухих (или 25 годовых доходов его супруги). Или меньше половины стоимости строительства новой сцены Пермского академического театра оперы и балета им.П.И.Чайковского (согласно бюджету Пермского края на 2013 год). Или немногим больше половины годового содержания ЗС (согласно бюджету на 2013 год).

Сравнить одни цифры с другими можно всегда. А что это доказывает? По-моему, только то, что депутат знаком с арифметикой. К слову, знаком, видимо, не очень. Из 253 миллионов следует сначала вычесть 60 миллионов спонсорских средств «Лукойла» (это не бюджетные деньги, и не депутатам их считать), а, по уму-то, и других спонсоров.

А зато и в прошлом году, и в этом году один только Фестивальный городок «Белых ночей» (не считая другие площадки) посетили более 1 000 000 человек. При том, что в 2012 году (по 2013 году данные отсутствуют) ВСЕ культурные мероприятия (в т.ч. спектакли упомянутых театров) в Пермском крае посетили немногим более 2 000 000 человек. Правда, копаясь в статистике, я так и не понял – 2 миллиона посетителей всех мероприятий 2012 года включают в себя посетителей «Белых ночей» или нет, но что так, что эдак, показатели говорят сами за себя. И в пользу "Белых ночей". И получается, что «Лукойл» потратил на каждого посетителя 60 рублей/месяц, бюджет – ну, будем считать, 190 рублей/месяц. Для защитника культуры, депутата ЗС и члена КПРФ это много? Нужно меньше?

Кстати, не нужно забывать, что театры и галерея берут плату за вход, а училище – плату за обучение, а большинство мероприятий «Белых ночей» были бесплатными. Нет-нет-нет, это не в упрёк театрам или училищу, а всего лишь в доказательство того, что депутат ЗС попросту манипулировал цифрами и занимался демагогией.

ПРО ПЕРМЬ
Идём дальше. Вот депутат Пермской городской думы Александр Филиппов (цит. по «Новый Компаньон»): «Культурной политике необходимы перемены, другими словами нужен культурный слой, а не культурная «накипь» Всё, что происходит за бюджетный счёт, должно оставаться в Перми, всерьёз и надолго».

Иду в атаку. На выбор: всерьёз и надолго оставим в Перми Оливию Горра, Теодора Курентзиса, Владимира Спивакова, Бориса Гребенщикова… Василия Слонова (кстати!), Максима Кронгауза и других, или никогда их в Перми быть не должно. Во всяком случае, за бюджетный счёт. Жителям Пермского края хочется культуры? Ну так пусть едут в столицы и заграницы, или билеты по полной программе оплачивают, население в Прикамье богатое. А бюджетом (который, напомню, состоит из налогов тех же жителей Пермского края) депутаты как-нибудь иначе распорядятся. Например, увеличат-таки расходы на содержание того же ЗС до 510 миллионов рублей (как хотелось аппарату ЗС в 2012 году во время обсуждения проекта бюджета-2013).

ПРО ТО, ЧТО ПОВТОРИЛИ ВСЕ
Ещё слово в защиту культуры против «Белых ночей», которое потом многажды повторили партийные организации Перми в письмах партийным боссам, местные СМИ и т.д. Произнесла это слово в «защиту» упомянутая председательница культурного профсоюза Ирина Становкина там же и тогда же (цит. по публикации портала Properm.ru: «…несмотря на пермскую «культурную революцию», за последние 10 лет в Пермском крае закрылось около 300 библиотек, 220 клубов и досуговых учреждений, 343 киноорганизации… «Я не против проведения фестиваля, не против приглашения коллективов, но не надо подменять одно другим», – подытожила председатель профсоюза».

Атакую. Последние десять лет – это с 2003 года. «Белые ночи» впервые были проведены в 2011 году. Хорошо, не «Белые ночи», «культурная революция» - она с 2010 года. Хорошо, не «культурная революция», Олег Чиркунов – он с 2004 года (исполняющий обязанности, полноценный губернатор – с 2005 года). Ну? И?

Да и то, что «закрылись»… Я, например, связался с Центральной библиотекой города Березники. Там утверждают, что за последние годы ни одна из библиотек ЦБС не закрылась (разве что переезжали в другие помещения, например, библиотека с Нартовки перебралась в микрорайон Усольский-2). Из «клубов и досуговых учреждений», знаю, в Березниках закрылся и был снесён ДК Калийщиков, но причина тут совсем иная, нежели культурная политика. Надеюсь, под «досуговыми учреждениями» председательница профсоюза работников культуры не имела в виду стрип-клубы, которые то открываются, то закрываются, то здесь, то там? Тогда, может быть, речь идёт о библиотеках, клубах и досуговых учреждениях в деревнях и посёлках, в которых осталось по 10-50-100 жителей, а то и вовсе никого? Но, согласитесь, и здесь никакой связи с культурной политикой, а уж тем более с «Белыми ночами» не прослеживается. Не говоря уже о 343 «киноорганизациях». Вы когда-нибудь видели кинотеатр, который показывал бы фильмы бесплатно (как, например, бесплатно – для зрителей – пели в Фестивальном городке Оливия Горра и Борис Гребенщиков)?

Ну почему, скажите, в хищном мире капитала, наживы и чистогана и книжные магазины живут (в Европе один книжный магазин приходится на 6000 жителей, в России – один на 60 000), и библиотеки не бедствуют, а народ туда постоянно ходит (и понаслышке знаю и не понаслышке), и «киноорганизации» срывают миллиардные барыши (иначе не процветал бы Голливуд), почему?

То есть, опять получается подмена понятий и демагогия. Есть общая – хреновая, согласен, - социально-экономическая ситуация в России. Есть неумелое, бестолковое, неграмотное и непрофессиональное управление «культурными учреждениями». А виной всему «Белые ночи в Перми» и человек, фамилию которого я обещал не называть? Вы это всерьёз?

ПРО МЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ
Ну, про широко отпиаренный тезис, мол, «надо делать упор на местные коллективы», «вводить квоту на коллективы из Пермского края», «закрепить квоту законодательно» даже и говорить много не стоит. По словам директора Фестивального городка Владимира Гурфинкелся, сказанным 21 июня на пресс-конференции (Ваш корреспондент присутствовал, так что без ссылки), 83, 77 % участников фестиваля были из Перми и Пермского края, 13,3 % - из других регионов России и 2, 93 % - из-за рубежа (считая Украину и Белоруссию, кстати… тоже мне, иностранцы).

Этот факт настолько очевиден, что даже вечно нападающий на пермские власти и «Белые ночи» Константин Духонин вынужден был признать (цит. по публикации портала URA.ru): «По большому счету практически вся содержательная часть фестиваля, если посмотреть внимательно, и так состоит из мероприятий, подготовленных пермяками».

Так какого, спрашивается, исходя из всего сказанного, рожна? А вот какого.

ВСЁ-ТАКИ ПРО ДЕНЬГИ
Лучше всех - с простодушной откровенностью – высказался, можно сказать, проболтался художник Равиль Исмагилов. Местные (пермские) СМИ называют его «именитым», лично я впервые услышал это имя только в связи со скандалами, как одного из ненавистников «Белых ночей» и того человека, чью фамилию я обещал не упоминать. Впрочем, может быть, дело в моей бескультурности и необразованности - Рембрандта знаю, Айвазовского знаю, Репина знаю, Слонова (теперь) знаю, Валеджо, Соостера, Лапшина, ещё некоторых, а вот Исмагилова, извините, нет, не знаю. Ну да не суть, у каждого своя компания.

Суть в том, что Равиль Исмагилов сказал прямо и честно (единственный из всех защитников культуры, цит. по публикации «Комсомольской правды-Пермь»: «…Наконец-то деньги пойдут на местную культуру, о которой большинство пермяков даже не знает… Не надо нам этих мексиканцев – пускай люди в Мексику едут на них смотреть!».

Собственно, то самое, о чём и было сказано в начале данного текста. Ни о какой «защите культуры» речи не идёт, и никогда не шло (всё-таки неправильный у текста заголовок – если нет «в защиту культуры», то и «в атаку культуры» быть не может). Речь, банально, о деньгах. Причём о деньгах бюджетных (т.е., как правильно все говорят, наших. Деньгах библиотекарей, учителей, врачей, предпринимателей, таксистов, металлургов, авиаторов и т.д.). Речь о том, что эти, наши, деньги должны тратиться на тех людей, которые – по непонятной мне причине – называют себя «местной культурой», хотя большинство местных жителей про них и не знает.

А, может быть, и не желает знать?

И ДАРОМ НЕ НАДЬ, ДА И С ДЕНЬГАМИ…
Сомневаюсь я, что Равиль Исмагилов рисует лучше, чем Оливия Горра поёт. Иначе не выгонял бы он миллион пермяков в Мексику, лишь бы «на местную культуру» налоги этих же самых пермяков тратились. Не выгонял бы, и про наши (ну, бюджетные) деньги не мечтал, а сам бы по Франциям да Мексикам с выставками и пленэрами разъезжал.

Алексей-то, наш, Иванов тоже, чай, не в ладах с пермскими министрами времён Чиркунова был, и с тем, чью фамилию я обещал не упоминать, тоже на ножах. И ничего – знаменитый русский писатель, то в Екатеринбурге, то в Париже, кино, вон, с Хабенским по его книге сняли, Гран-При на «Кинотавре», в драмтеатр (на пьесу по той же книге) билеты не купить… И в ладошки не хлопает от радости, что «Белыми ночами» теперь не его супротивник рулить станет. Причём его, как символ противоборства с … ну с, тем, который …, вспоминают, а сам он молчит. Во всяком случае, я его комментариев по поводу не нашёл. Хотя, казалось бы. А вот. И правда что – ему это зачем? Ему-то ни мексиканцы в Перми не мешают, ни сапоги в танце не жмут.

Так что, если речь идёт о культуре, не в деньгах всё дело. А если всё дело в деньгах, то культура тут ни при чём. И давайте не будем лгать. Это, как минимум, некультурно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюджет

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса