Реактивная тяга березниковца Николая Якимова

Модели стали делом всей его жизни, они подняли в небо не только свое легкое тело, но и многих его учеников, отправившихся из-за верстаков кружка в аудитории авиастроительных вузов.

«К Николаю Георгиевичу? Второй этаж, седьмой кабинет», – объяснила нам вахтер в темном холле ЦНТТ. Тихо, пусто, безлюдно: каникулы. Поднимаемся. Настоящая мастерская. На стенах развешаны модели ракет и самолетов, какие-то детали к ним, материалы, инструменты. Все старенькое, чумазое, видавшее виды. На потертых столах-верстаках кучами и кучками – какие-то винтики, проволока, витки проводов. Не бардак, но очень творческий беспорядок. На полках вдоль стен – неведомые непосвященному приборы, технические штуки-дрюки. На видном, месте тесно сбились в кучку наградные кубки. Много.

– Знаю я вас, напишете-наврете, потом хоть людям в глаза не гляди, – смеется, собирая вокруг глаз лучики-морщинки Николай Якимов, многолетний руководитель кружка ракетостроения.

ПЯТЬ ГРАММОВ ПОБЕДЫ
Николай Георгиевич показывает модели ракет – побольше, поменьше, разной точности копии реально существующих аппаратов. Вот подробная и сложная модель-копия «Востока-1», того самого, на котором летал Гагарин. Ее собирали к пятидесятилетнему юбилею легендарного старта. И торжественно запускали. Есть легкие цветные ракеты спортивного образца. На некоторых написано «Березники-75», «Березники-80». К памятным датам города. Но собственно спортивные ракеты, которые руководитель кружка с учениками запускают на соревнованиях, совсем простые внешне, без надписей. Вес модели очень важен. Возьмешь в руку – будто пушинка на ладони, всего граммов пять. Наклейка с текстом добавляет массы. На соревнованиях это недопустимо, скажется и на скорости, и на высоте. Николай Якимов рассказывает, как эти состязания проходят. Корпуса ракет моделисты мастерят сами. Они бумажные – материал легкий и безопасный. А двигатель готовый, покупной. Раньше, давно, и его собирали сами, сейчас нельзя, таковы требования безопасности. Дорого ли? Один старт – и минимум полсотни рублей улетело в небо. А моторчик для модели самолета в классе «воздушный бой» вообще в 250 долларов обходится. Один. Рассказы Николая Георгиевича о соревнованиях и, особенно, боях моделей, можно слушать бесконечно: как устроены ракеты, как высоко они летают, как боевые самолеты срубают друг с друга винтами «ленты», и что именно за это насчитывают очки. Как сложно, но нужно потом найти упавшую ракету-модель. Не найдешь – не засчитают запуск. Про его победы, про то, как березниковская команда когда-то абсолютно лидировала в областном общем зачете, как выигрывались крупнейшие соревнования. Сейчас дело идет тяжелее – как раз сменилось поколение спортсменов, молодые неопытные мальчишки пока не особо радуют руководителя.

МНЕ БЫ В НЕБО
Строить ракеты и самолеты он мечтал с детства. Всю жизнь к этому тянуло. Очень давно, еще мальчишкой-пятиклассником откопал книгу «Десять моделей». Заинтересовался, узнал, что в городе есть станция юных техников, но сразу в авиамоделисты не попал, слишком много было желающих, в начале года в таких секциях мальчишки буквально друг на друге сидели. Когда приняли, это было такое счастье! В итоге он всю жизнь занимался авиа-ракетомоделизмом, авиамодельным спортом. Сначала, до окончания «восьмилетки» – школьником, потом студентом ПТУ-8, потом, после армии вернулся сюда уже преподавателем. Уговорили. Заочно получил педагогическое образование, стал учителем труда и черчения. Может, и не сложилось бы с ним, да тогдашняя директриса ЦНТТ, строгая дама и бывшая учительница Николая по физике, буквально за шиворот отправила его учиться. Шли годы, одни ребята сменяли других, соревнования, авиамодели, модели ракет. Со строптивыми мальчишками-подростками справляться как-то получалось, мужчина мужчину поймет всегда.

СПАСИБО, УЧИТЕЛЬ!
Как оно с бывшими учениками, навещают ли? Николай Георгиевич отвечает, что обычно – нет, пропадают. Отучатся, поступят в вузы, только их и видели. А ведь многие идут в авиа-и ракетостроение, в МАИ. В прошлом году поступил один, нынче другой. Тем более, что этого другого, Владислава Колмогорова, уже ждут в столице – на соревнованиях по модельному спорту способного парнишку приметила московская профессура. Есть среди его былых мальчишек и очень серьезные авиастроители. Например, бывший первый заместитель генерального директора и технический директор ОКБ Яковлева авиаконструктор Николай Долженков, «папа» новейшего учебно-боевого самолета ЯК-130 и беспилотного летательного аппарата «Пчела». Конечно, учитель гордится знаменитым учеником. Показывает его подарки – фотографии модели самолета, фирменный календарь ОКБ, какие-то открытки и схемы. На обороте многих беглый уверенный росчерк: «Любимому учителю от благодарного ученика». Дата, подпись. Часто ли видятся? Да нет, состоявшийся авиаконструктор теперь живет в Москве, одна надежда на близкую встречу – ближайший Московский авиасалон «МАКС». Даст бог, срастется.

И ДЕТЕЙ ВТЯНУЛ
Семья к увлечению Николая Георгиевича всегда относилась прохладно. Мол, работа не особо благодарная. Много времени отнимает, постоянные выезды на запуски: «Сам ввязался и детей втянул!» Сын и дочь тоже в папином кружке занимались. Впрочем, увлеченный моделист считает, что и слава богу, что втянул: благодаря этому спорту и он сам, и сын объездили всю страну, где только не были. Дочка пошла своей дорогой, теперь трудится юристом в банке. А сын не просто обскакал отца, всего лишь кандидата по авиамодельному спорту, стал мастером в этом виде спорта и закончил МАИ. По профессии не работает, занимается предпринимательством, но увлечение детства не забросил. Недавно рассказывал отцу, что разрабатывает какую-то совершенно новую модель самолета для воздушного боя. Гордый родитель говорит, что вскоре поедет к потомку в Москву, посмотреть на внука. Заодно и на новую летучую конструкцию поглядит.

РОЖДЕННЫЙ КЛЕИТЬ ЛЕТАТЬ НЕ ХОЧЕТ
С армейской службой Николаю Якимову повезло: после законченной с отличием «учебки» сначала хотели оставить при ней, но все же выпустили отдавать долг Родине военным пиротехником в Германию. Провинциальному пареньку крепко запомнились немецкая чистота, порядок, то, насколько лучше жили там люди. Отслужил, привез маме в подарок хитромудрый платок, каких в Союзе не купишь, друзьям и знакомым заграничные сувениры, наклейки, безделушки. После армии он хотел поступать в училище гражданской авиации, но в процессе сдачи экзаменов передумал. Порядки были почти казарменные, военизированные. Не успел демобилизоваться и опять под ружье? Жара, Поволжье, курсанты ходят оборванные, только летными фуражками и отличаются от солдат. Пожил неделю и разочаровался, хотя начальство учебного заведения очень хотело заполучить в свои ряды титулованного моделиста. Вернулся домой, устроился на работу. Родителям надо помогать, сестры еще маленькие.

РУКИ, «КРЫЛЬЯ» И ХВОСТЫ
Николай Якимов в центре технического творчества человек во многих смыслах незаменимый, об этом нам рассказали его коллеги. Со свойственной моделистам настырностью способен разобраться практически в любом устройстве. Так что чинит все, что нужно. От техники, до очков дам из бухгалтерии. Помогал судомоделистам с двигателями, членам клуба любителей авиации «Крылья». Как? Руками. Особых увлечений и прочих хобби у моделиста нет, как и свободного времени. Выбирается иногда с мужиками на рыбалку, но сам признает, что рыбак из него тот еще: так, посидеть с удочкой, да за костром последить. Есть кот, на память оставивший шерсть на хозяйских рабочих брюках. Обычный беспородный зверь, семилетней давности подарок сына на Новый год. Приехал наследник 31 декабря и вручил - вот вам, родители, будет пока вместо внука. Хвостатый «внук» балованный, спит в хозяйской постели, по утрам получает из его рук свою порцию еды и мурчит, как стадо тракторов.

ВЗЛЕТЕЛА ПЕРВАЯ РАКЕТА
Специально для нас Николай Георгиевич устроил запуск модели прямо на площадке у центра. Корпус вздрогнул, стабилизаторы окутались дымом, раздалось громкое шипение и маленькая синяя ракетка рванула в небо. Потерялась в раскаленной июльской синеве, высоко-высоко зависла под вопли «смотри, смотри, вижу!» и медленно спустилась в кусты за ЦНТТ. Мальчишки-зеваки, расталкивая друг друга, побежали, зашебуршились, кубарем прикатились обратно – нашли. Спросили, можно ли себе оставить, или надо вернуть. А можно еще раз запустить? А как такую сделать, где купить? «Да забирайте, она уже больше не полетит», – отвечает руководитель кружка ракетостроения Николай Якимов, довольный интересом к любимому делу. Приглашает случайных зрителей в сентябре записываться в кружок и сетует на вопрос «где купить». Мол, легких путей ищут нынешние пацаны, хотят результата без труда. Лентяй и двоечник никогда не станет хорошим моделистом: не справится, не отыщет в себе усидчивости и упорства. И простого упрямства – пойди-ка побегай, поищи в траве улетевшую ракету. Несколько лет таких забегов, и проблем с физкультурой не будет, как у самого Николая Георгиевича в армии: хоть марш-бросок в полной выкладке, хоть пробежка. А теперешние мальчишки, по его наблюдениям, не только ноги топтать лишний раз не хотят, но и не интересуются всерьез ничем: столько он приносил интересной литературы, деталей настоящих двигателей... Не вникают. Охнут восторженно, и убегают за свои компьютеры. Одно радует – не все такие.

КСТАТИ
Слово «ракета» пришло в русский язык из итальянского. И изначально звучало как rocchetta, что означает «маленькое веретено, веретенце». Историки считают, что первые ракеты появлись в древнем Китае в 206-220гг до нашей эры. Именно в это время жители Поднебесной
империи открыли порох, его свойства и возможность использования этого вещества для феерверков, развлечений и в военном деле. «Огненные стрелы» китайцев, наводившие ужас на врагов императора, по принципу своей работы были именно ракетами. Самой большой и мощной ракетой является американский «Сатурн-5». Летучий беспилотник способен вывести на низкую околоземную орбиту 141 тонну полезного груза. С его помощью была осуществлена знаменитая высадка человека на Луну.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы