Автокредиты подешевеют

Не секрет, что этот рынок переживает не лучшие времена. С начала мая спрос на банковские услуги такого рода неуклонно сокращался. От чего страдают не только финансовые учреждения, но и компании, занимающиеся продажей автомобилей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса российский авторынок только с начала года сократился на четыре процента.

К тому же буквально на днях стало известно, что Евросоюз намерен вчинить России иск через суд ВТО. Причиной разбирательства станет утилизационный сбор со всех ввозимых в страну машин, как новых, так и подержанных. Европейские чиновники считают, что данный сбор должен быть или отменен вовсе, или распространяться и на производимые в России автомобили. Дескать, русские, раз уж вы вступили в ВТО, то играйте по нашим правилам, согласно которым все игроки на рынке равны. Напомним, что отечественный автопром вместо уплаты спорного сбора дает властям гарантию, что в будущем их продукция будет безопасно утилизироваться. В конце весны Госдума рассматривала законопроект, по которому сбор раздора распространялся бы и на производимые в стране авто, но воз, ВТО и российский авторынок — пока и ныне там.

Возможно, в том числе и поэтому, чтобы сгладить конфликт, но не потерять рынок отечественных авто, было решено вернуться к старой проверенной схеме, уже обкатанной в 2009-2012 годах — создать льготные условия для покупки в кредит автомобилей определенного типа и на определенных же условиях. Ранее этот метод уже срабатывал: в конце 2011 и Россия сумела занять второе место в Европе по количеству проданных авто. Нынче собирались выходить на первую ступень пьедестала, да пока, увы, не вышло.

Но вернемся собственно к программе.

Она, по сути, повторение пройденного в те успешные годы. Программу реализует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по поручению Председателя Правительства страны Дмитрия Медведева. Целью мероприятий называют поддержку автомобильной промышленности России через стимулирование спроса на легковые автомобили и легкие авто коммерческого типа.

Суть льготы состоит в том, что государство будет компенсировать две трети ставки рефинансирования на дату выдачи кредита за счет бюджета страны.

Фактически это значит, что кредитные ставки разом снизятся приблизительно на 5,5% годовых выплат.

На программу возлагаются большие ожидания: на сайте Минпромторга указано, что в результате ее реализации авторы нововведения намерены «увеличить и стабилизировать объемы производства и продаж автомобилей в Российской Федерации, сохранить рабочие места и трудовую занятость работников российских автомобилестроительных предприятий и организаций смежных отраслей, обеспечить для населения страны более благоприятные условия для получения кредитов на покупку автомобилей».

Но конечного потребителя, понятно, волнует главное — как это работает и опять же как им воспользоваться?

Кто, как, когда и на каких условиях может получить этот самый льготный кредит?

• Кредиты будут выдаваться только физическим лицам, в российских рублях.
• Кредит может быть выдан на автомобиль, стоимость которого не превышает 750 тысяч рублей, а общая масса — 3,5 тонны. Сумма приемлемая, по данным кредитных организаций, россияне предпочитают брать в кредит даже более дешевые авто — стоимостью до 600650 тысяч рублей.
• Приобретаемое по программе авто должно быть новым. Получить кредитные льготы на машину, ранее принадлежавшую физическому лицу, поставленную на регистрационный учет или произведенную более года назад не получится. Налицо поддержка именно автопрома — если хотите скидку, то покупайте новое.
• Покупатель должен внести за приобретаемый автомобиль предоплату в размере не менее 15 процентов. Вполне гуманно.
• Ставка кредитования, предусмотренная договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации по сопоставимому по
срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредиту, на приобретение автомобиля соответствующего типа, и размером скидки исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита.
• Кредит предоставляется на срок не более тридцати шести месяцев, то есть трех лет.
• Приобрести автомобиль на льготных условиях можно будет до 1 апреля 2014 года.

Соответствующая новость уже опубликована на сайте министерства. В ноябре 2013 года Правительство должно окончательно утвердить общую сумму субсидий, но на данный момент речь идет почти о 13 миллиардах бюджетных рублях. Предполагается, что доля льготных продаж составит порядка 12 процентов и перевалит за 400 тысяч авто, что не может не радовать банки и автосалоны. К сожалению, пока неизвестно, когда будут оформлены первые такие кредиты. На данный момент можно сказать только то, что в самое ближайшее время будет оглашен список участвующих в программе банков и перечень моделей автомобилей, которые попадают под действие программы.

Предполагается, что это будет большая часть линейки «Автоваза», а так же все модели UAZ, ZAZ, относительно недорогие иномарки, преимущественно российской сборки, такие, как Hyundai Solaris, Ford Focus, Nissan Almera, Chevrolet Cruze, Renault Logan, RenaultSandero, Renault Duster, Skoda Octavia, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan — в общей сложности более пятидесяти моделей.

В Березниках старта программы ждут банки, потребители и автосалоны.

Как рассказал «Вечерке» руководитель обособленного подразделения автосалона «ЭКС АВТО» в городе Березники Михаил Кылысов, конечно же, льготные условия кредитования позволят продавать больше автомобилей.

Если раньше процентная ставка по такого рода кредитам колебалась в районе от 14 до 18 процентов у некоторых банков, то сейчас ожидается, что она составит порядка 9 процентов для тех, кто будет покупать машины в рамках зарплатных проектов, и 10 процентов для клиентов, покупающих авто вне привязки к заработной плате. Действительно, рынок продаж за последнее время просел, по мнению Михаила, это связано и с ростом цен на машины и с нововведениями в рамках программы по утилизации старых авто, и с прекращением работы былой программы льготного кредитования. Автосалоны отчасти выкручиваются в рамках своих внутренних кредитных программ, по некоторым из них тоже можно сэкономить заметные суммы в десятки тысяч рублей, но начала работы государственных субсидий ждут, как соловей лета.

В салоны уже обращаются жители города, слышавшие звон о возможном удешевлении кредитов, задают вопросы. В первую очередь, конечно, интересуются тем, когда же обещанный механизм заработает.

Но в этом плане менеджеры автосалонов могут порадовать только тем, что-де «скоро», «в ближайшее время». До 1 сентября кредитные организации смогут подать в Минпромторг заявки на участие, после чего будет утвержден официальный перечень. Субсидии будут предоставляться банкам ежемесячно, при этом министерство намерено проверять то, как банки соблюдают правила, на основании которых участвуют в программе. Кроме того, банки проконтролирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

КСТАТИ
Как сообщили «Вечерке» в пресс-центре Западно-Уральского банка Сбербанка России, специалисты финансово-кредитного учреждения не относят нынешний спад на рынке автокредитования к какой-либо одной конкретной причине. В настоящий момент эта ситуация является общероссийской тенденцией, связанной с конъюнктурой рынка.

В первом полугодии 2013 года Сбербанком России в Пермском крае выдано более 1400 автокредитов на общую сумму более 600 млн рублей. Согласно статистике, в Пермском крае с помощью кредитных ресурсов чаще всего приобретаются иномарки среднего класса, стоимостью до 600 тысяч рублей.

В рамках программы льготного кредитования Сбербанк ожидает роста числа заявок на получение автокредитов ввиду того, что процентные ставки ожидаются на уровне ниже, чем предлагает рынок сейчас. Как показал опыт аналогичной программы, действовавшей в прошлые годы, автокредиты с государственным участием пользовались большим интересом и спросом клиентов.

Но, по состоянию на сегодняшний день, порядок реализации программы не установлен и находится в разработке на федеральном уровне. Как только данный порядок будет утвержден, банк начнет выдачу данных кредитов. Уже сейчас можно констатировать то, что клиенты ждут запуска программы в полную силу.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс