Березниковский Айболит без сантиментов

В детстве он не мечтал стать ни ветеринаром, ни бизнесменом. Однако в жизни взрослой ему нравится быть успешным и получать удовольствие сразу в двух этих несходных областях деятельности. Так получается, что одна профессия подпитывает и помогает состояться в другой.

На классического доктора Айболита, старенького профессора с доброй улыбкой, к которому приводят лечиться «и корову, и волчицу», доктор Иванов мало похож. Он деловит, энергичен, строг.

Мы разговариваем с ним в одном из кабинетов ветеринарной клиники на улице Пятилетки, 25. Время от времени прерываемся: то привели овчарку, которой надо сделать укол, то посмотреть, что с кошкой, то звонят, спрашивают совета. Идет седьмой час вечера буднего дня, позади у Александра Петровича — насыщенный хлопотами иного рода восьмичасовой рабочий день в медсанчасти «Соды», где он директор и учредитель, впереди — еще пара часов ветеринарного приема. Чтобы понять, как это совмещается, наверное, надо начать издалека.

ПОСЕЕШЬ ХАРАКТЕР...
В ветеринары Александр Иванов попал почти случайно: приехал после школы поступать в Казанский медицинский институт, недобрал баллов по конкурсу и решил временно поучиться в Казанской ветеринарной академии. А потом так и остался. В Березники он приехал в 1993-м — на родину жены, с которой поженились еще студентами.

— На работу по специальности в то время устроиться было практически невозможно: в государственных структурах мест не было, колхозы уже развалились, — вспоминает Александр Петрович. — Перспектив никаких. А семью содержать было надо, ребенок уже появился. Пришлось работать в разных коммерческих структурах, мотаться по дальним командировкам. Выживали. В 1998 году, во время дефолта, многие разорились, а я опять остался без работы. Но тут мне повезло, что при ветеринарной станции ввели должность начальника отдела государственного ветеринарного контроля. И меня туда взяли. Пять лет я там проработал, приобрел большой опыт в ветеринарии, квалификацию свою подтвердил. Но я уже поработал в коммерции, хотелось и там попробовать. Приобрел точки товаров для животных, начал раскручивать. Открыл первый в городе ветеринарный кабинет. Работал первое время безвылазно, вызовы были круглосуточно по всему городу. Иногда и ночами приходилось работать... После меня уже пришли другие, стали открывать ветклиники и кабинеты, пермский «Синий крест» приехал.

Организаторские способности пригодились и в другом направлении. В 2008 году Александр Иванов открыл частный медицинский центр «Здоровье», стал директором ООО. И когда предложили возглавить медсанчасть «Соды», которая после перехода в частные руки находилась на грани развала, он подумал и согласился, хотя понимал, сколько сил и труда это потребует. Но увлекала сама задача: поставить на ноги целое немаленькое учреждение, заставить его окупать себя и даже приносить доход.

...ПЛЮС «ОТЕЛЬ ДЛЯ БАРБОСОВ»
— То есть теперь вы больше предприниматель и управленец, чем «Айболит»?
— Теперь уже да. Нравится ли мне заниматься бизнесом? Не думал над этим. Во-первых, это необходимость: если бы я не занимался этим бизнесом, само собой ничего бы не сделалось. Тут надо было выбирать. Были годы, когда я полностью себя отдавал докторскому делу, но сейчас пока эта часть сократилась, потому что приходится постоянно быть на своем рабочем месте, с утра до вечера.

— А вообще ветпомощь — выгодный бизнес?
— Да, если его правильно построить. Мечтаю построить ветеринарную клинику за городом, оборудовать ее полностью, с лабораторией, рентгенографией. И я уже взял большой участок, начал строить. В частном доме мне это проще будет сделать, чем в жилом доме, потому что требования СаНПиНов очень жесткие. И там, при клинике, я хочу организовать гостиницу для животных. У нас никто этим не занимается, а услуга очень востребована. И не только летом, в отпускной сезон, сейчас же за границу летают круглый год. Бывает, что не на кого оставить, пускай всего на 8-10 дней, но это проблема.

— Еще нюанс: когда оказание лечебной помощи становится бизнесом, неизбежны сомнения, насколько необходимы те или иные процедуры и лекарства...
— Буквально вот сейчас позвонила подруга моей дочери, она живет в Москве, посоветоваться. У нее кот заболел, скорей всего, отравился. Банальная ситуация. Пригласила специалистов из клиники — вроде нашего «Синего креста». Заплатили 6 тысяч рублей, муж в шоке. Тут уже не качество, а сплошной коммерческий интерес. И у нас в Березниках бывает, что при банальной проблеме чуть ли не каждого заставляют делать анализы, а они недешевые — 1200-1500 рублей. В реальности, если специалист видит, что идет воспалительный процесс, конечно, анализ покажет увеличенное количество лейкоцитов. Так зачем его делать?

Другое дело, что иногда это просто неквалифицированная помощь. Я очень благодарен своим преподавателям в Казанской ветеринарной академии, они мне дали солидный запас знаний. Пермские выпускники сельхозакадемии намного слабее. И все равно мне много пришлось учиться позднее, у врачей, многому меня научил хирург Владимир Андреевич Чадаев, до того, как уехал в Москву.

А есть у нас в городе ветклиника, в которой люди просто занимаются не своим делом, я считаю. У них, по моему опыту, где-то около 30% брака. Я сейчас мало практикую, ко мне обращаются в экстренных ситуациях, когда всех ветеринаров обегут. Но я иногда отказываю, потому что самое противное — после чужих рук переделывать. Сделали операцию неудачно у кого-то, а потом просят меня исправить. А это возможно примерно в одном случае из пяти, остальные, как правило, не удаются, потому что раньше напортачено. Тут уже я доверяюсь интуиции и могу отказать.

«ДРУГ» НЕ ВСЕМ ДРУГ
— А вам приходилось лечить каких-нибудь экзотических зверей?
— Нет, особых диковин не было. Было, лебедя притащили. Хорьки-хомячки, вся эта живность для нас не экзотична. Змей, слава Богу, не было. Вот редкие породы собак стали появляться, каких раньше в городе не было. Например, джек рассел-терьер, тот, который в фильме «Маска». Раньше за ними до Москвы ездили, а сейчас в городе, пожалуйста.

— Породистые собаки чаще болеют, чем дворняги?
— Ну, как и люди породистые. Что может случиться с дворнягой, например? У нее в генах отбор на выживание произведен. Но в последнее время стали появляться новые мутации болезней — и чумка, и энтерит, как у людей грипп мутирует, точно так же и у животных. И дворняги стали болеть. Хотя я считаю, что большую лепту в распространение болезней вносит наш приют для животных «Друг». Этот приют для безнадзорных животных, я считаю, просто «медвежья услуга» городу.

— Почему?
— Они уже и не отлавливают никого, просто, если попавшая к ним сука ощенилась, щенят подращивают, стерилизуют и отпускают. В итоге сокращения численности безнадзорных собак не происходит. По-моему, их только больше стало. В начале директором приюта был Юрий Михайлович Ломаев, ныне покойный, хороший человек. У него и идеи были такие хорошие. Хотел сделать там клуб, детей привлечь. Но ничего ж не делалось, куда только все девалось. Крышу до сих пор сделать не могут. Свинокомплекс, на базе которого сделан приют, изначально не был вычищен как должно от навоза, там свиньи в свое время болели рожей, чумкой. Все это потом распространилось на собак. Ошибка, что начали вакцинировать собак-дворняг живой вакциной, получилась инкубация, дворняги распространили эти заболевания. Теперь поголовно надо прививать и дворняг, и не дворняг.

— А что делать с безнадзорными животными, по-вашему?
— Создать муниципальную бригаду по отлову и содержанию, содержать 10 дней и не более. Я считаю, нынешнюю программу надо сворачивать. Это просто трата бюджетных денег. Контроль популяции делается по-другому. Зачем такое поголовье собак держать? Не надо эти сопли разводить, «уси-пуси». Собак пожалели — и ушли, а в итоге те распространяются по городу и несут болезни домашним животным. Как распространилось заболевание дерматомикоз. Сейчас по осени и вплоть до нового года будут идти зараженные этим грибковым заболеванием собаки и кошки. Потому что однажды в «Друг» привезли 17 собак, среди которых 14 — почти полностью лысые. Я сразу сказал, что их надо усыплять. «Мы их вылечим». Какое там! Как цепная реакция, заболевание моментально распространилось по всему городу. Это как вирус герпеса у людей. Казалось бы, для ветеринарного врача это прибыльная вещь, потому что теперь всем собакам требуется вакцинация два раза в год, дополнительные анализы и так далее. Но на самом деле ничего хорошего нет в том, что собаки болеют, от этого иммунитет садится.

РАБОТА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ
— А бывало так, что страшно к животному подойти?
— К животному любому страшно подойти. Потому что оно не скажет, и в глазах не прочтешь, что у него болит. Раз было, что собака мне руку прокусила. Но это уже моя вина, признаю. Она здесь на столе лежала, ее машина сбила, и я имел неосторожность протянуть руку и отвернуться. Спешил. А она схватила руку и прокусила насквозь. Иногда даже маленький котенок не знаешь, как себя поведет. У каждого свой мир, как и у людей. Не получается натренироваться и действовать по шаблону, даже определенного направления болезнь и то у всех абсолютно разная идет. Ни одного одинакового случая.

— Тем более что и организмы у разных животных разные.
— Даже если встречаешься с переломами, уж на что все знакомо, а начинаешь оперировать и попадаешь в непредсказуемую ситуацию. Бывало, вместо часа делаешь казалось бы несложную операцию три часа и более. Одинаковых случаев ни разу не попадалось. Сложно и потому, что животное не может про себя рассказать, и чтоб собрать анамнез, спрашиваешь у хозяев. Спрашиваю, чем кормили, куда ходили, были ли на даче, уходили ли из дома, есть ли дома растения, какие. Приходится допрашивать, как следователю. Пытаешься понять, где произошла та маленькая осечка, что случилось с животным. Бывает, хозяева животных ведут себя не очень дружелюбно: «Давай смотри, почему я тебе рассказывать должен». Ну, говорю, тогда смотрите сами, мне и так есть на кого смотреть. Рентгена у меня нет, я не Кашпировский, руками и взглядом лечить не умею. Всякое бывает.

Потом звонят, приходят, говорят: «Вы нас помните?» А я, в основном, животных запоминаю, а не их хозяев. Встречаю: хозяин улыбается, а животное от меня как бы прячется. Помнит, как я его лечил.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы