Киты для березниковских умниц

Текст: 
Яна Агеева

В сентябре независимые эксперты объявили перечень 500 лучших образовательных учреждений России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году, составленный на основе результатов ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников. Березниковский лицей №1 вошел в этот рейтинг.

Мы побеседовали с Эллой Евгеньевной Комаровских, преподавателем истории лицея №1, у которой за ее почти 30-летнюю «школьную жизнь» победителей всероссийских олимпиад десятки. Какой-нибудь всезнайка тут же возразит: мол, это количество легко объяснимо – историки ведь сразу на три олимпиады выставляют детей: по истории, обществознанию и праву. В том-то и дело, что подготовить призеров сразу на три олимпиады – дело неимоверно сложное. Что помогает Элле Комаровских?

КИТ №1. СИСТЕМА
Когда-то в пединституте у нас был предмет «Основы актерского мастерства» (да-да, учителю надо быть немного актером, есть даже масса специиальной литературы по педагогическому артистизму), и мы разучивали упражнение «на колок». Выпрямляешь спину, разворачиваешь плечи, словно надеваешь себя на невидимый каркас-колок. Первое впечатление от Эллы Евгеньевны как раз такое: всегда «на колок» – собранная, подтянутая, готовая отреагировать на любой жизненный посыл. В процессе беседы я поняла, что не ошиблась. У нее действительно есть внутренний каркас – система, которую она создала и по которой размеренно и энергично движется вся работа, что на уроках, что в подготовке детей к многочисленным научным и предметным конкурсам, выступлениям и олимпиадам. Суть этой системы – анализировать возможности, ставить цель, наметать пути ее решения и привлекать для ее достижения все возможные средства. Когда Элла Евгеньевна пришла в уже сложившийся коллектив лицея, а было это в 2006 году, ее система выдержала испытание новыми условиями работы – вписалась. Хотя сама Комаровских признается, что в первый год работы в лицее чувствовала себя молодым специалистом. Это с её-то 23-летним на тот момент стажем!

А что же олимпиадники? Для их подготовки у нее тоже есть система. И родилась она именно из необходимости готовить ребят сразу к трем олимпиадам.

– Занимаемся мы обычно по утрам – с 8 до 9 часов, перед началом уроков, – объясняет мне свою систему Элла Евгеньевна. – Поскольку я не могу продуктивно поработать сразу со всеми группами, то часть подготовки – самостоятельная работа учеников. Я даю им направление, задания, литературу, и они готовятся. Так мы и работаем: я – с одной группой, например, историков, а две другие – «Обществознание» и «Право» – занимаются самостоятельно. При этом старшие ребята в группе становятся тьюторами для младших: проверяют выполнение заданий, направляют их, делятся своими записями, знаниями. Это сотрудничество и дает тот результат, которого я стараюсь добиваться.

Комаровских считает, что останавливаться даже на том, что дает хороший результат, никогда нельзя, надо совершенствоваться, постоянно заниматься самообразованием. Поэтому она из любой поездки – хотя полки в ее кабинете и в книжном шкафу дома ломятся от литературы – в первую очередь привозит книги по истории, праву, обществознанию.

КИТ №2. АМБИЦИИ
– Элла Евгеньевна, как вы находите среди своих учеников будущих олимпиадников?
– Здесь все традиционно. В лицее проходят свои олимпиады, на которые мы приглашаем всех желающих, из победителей этих олимпиад выбираем тех, кто пойдет на город, победители городского этапа готовятся на краевой, а победители краевого – на всероссийский. Даже если ученик не занял призового места в лицее, но очень хочет заниматься, он может сделать бросок. Надо понять, в чем у него пробелы, подтянуть этот базовый уровень, а потом заняться расширением программы. Конечно, проще работать с ребятами, которые уже участвовали в предметных конкурсах, чей уровень уже чуть выше базового, но шанс, я уверена, нужно давать всем. Ведь главное качество олимпиадника – желание знать больше и стремление к победе – здоровые амбиции.

– Буквально в прошлом учебном году ваш ученик Андрей Винокуров стал призером Всероссийской олимпиады поистории. Это ваш общий результат?
– Это мой первый такой высокий результат, конечно, он общий. Одному учителю никогда не справиться. Андрей очень много занимался сам, я его направляла, но нам помогал еще один человек – Андрей Владимирович Сметанин. Он работает в ПГУ и ведет олимпиадников, которые хорошо показали себя на краевом уровне. Он в течение года направляет их работу дистанционно, он знает, на что надо сделать упор, он вращается именно в том круге. Мы общались по Интернету, я писала, какие у Андрея проблемы, а Андрей Владимирович подсказывал, как надо подойти к проблеме и как с ней работать. Он вел троих березниковских парней, не зря на последней Всероссийской олимпиаде по истории пермская команда состояла в основном из березниковцев. Их готовили Ольга Павловна Матлина (школа No 3), Татьяна Яковлевна Музалева (гимназия No 9) и я. Андрей Винокуров оказался единственным призером этой олимпиады.

– Он тоже амбициозный парень?
– Конечно. Он пришел в лицей с неплохой базой – выступал в «Знатоках истории» и изъявил желание готовиться к олимпиаде. В восьмом классе он стал призером на краевом уровне, а в девятом решил, что знаний ему достаточно, прошел на край, но не попал в призеры. Это его как раз и подстегнуло, он начал работать в полную силу. В 10-м классе ему чуть-чуть не хватило баллов до выхода на Россию, тогда он себе цель поставил – все равно сделаю так, как надо. И сделал.

КИТ №3. СТИМУЛЫ
Каждый труд должен быть оплачен, не так ли? И труд учеников, участвующих в олимпиадах, поощряется материально. В лицее, например, есть специальная церемония награждения всех, кто принимал участие в конкурсах, конференциях и олимпиадах: чем выше результат – тем весомее награда. Победителей олимпиад краевого и всероссийского уровней поощряют денежными премиями от городского Комитета по вопросам образования. Самые большие суммы получают на самих Всероссийских олимпиадах. В некоторых случаях сумма средств от умственного труда исчисляется десятками тысяч рублей.

Но не этот стимул, уверена Элла Евгеньевна, стоит на первом месте у ребят, которые участвуют в олимпиадном движении.

– Чаще всего они даже не знают, что их ждет награда. На первом месте для таких ребят стоит желание знать больше, затем доказать, что они знают материал лучше других, и затем – нацеленность на обучение в вузе. Тот факт, что они несколько лет углубленно изучают предмет, дает им уверенность в высокой оценке на ЕГЭ, что обеспечивает поступление в выбранный вуз и чаще всего на бюджет. Андрей, например, сейчас учится в Санкт-Петербургском государственном университете на историка. Это настоящий стимул, а не деньги, которые, несомненно, тоже приятно получать. В лицее почти каждый ученик участвует в предметных олимпиадах, причем ребята предпочитают выходить за рамки городского уровня. Они участвуют во всероссийских Обнинских, Ломоносовских олимпиадах, «Покори Воробьевы горы», в пермских и так далее, их очень много. В «зоопарк» (так шутливо называют цикл олимпиад, которые носят названия животных: «Лис» – по истории, «Кенгуру» – по математике, «Русский медвежонок» – по русскому языку и т. д.) идет огромное количество ребят.

Участие в некоторых из этих олимпиад платное, например, в «зоопарке» или в Обнинской олимпиаде, и значительную часть взноса оплачивает лицей. Это тоже стимулирует ребят, дает им возможность в первую очередь повышать образовательный уровень.

А в том, что олимпиадная работа и стремление к повышению уровня знаний – не выдумка Эллы Евгеньевны и педагогов лицея, я убедилась в разговоре с одной из её учениц:
– Я в этом году буду писать работу на конференцию на английском языке! И выступать на английском!!! – сказано это все с горящим взором, чуть не с припрыгиванием.
– О! Ты так хорошо знаешь язык?
– Как раз наоборот, у меня с английским нелады. Вот начну готовиться, надеюсь, подтяну!


Источник: «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Фото: gorodberezniki.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс