Что с пенсией? Хроники непонятного

Вы что-нибудь знаете о пенсионной реформе в России? Не торопитесь с ответом. Согласно недавнему опросу, устроенному Фондом изучения общественного мнения, лишь 56 процентов россиян заявили о своей информированности о ходе новой пенсионной реформы. 37 процентов опрошенных и вовсе узнали о ней только из уст интервьюера.

При этом из тех, кто заявляет о своей осведомленности, о действительных изменениях наслышаны менее половины, да и они смутно представляют себе суть перемен. Часть опрошенных, якобы бывших «в курсе» новых реформ, рассказали об их сути нечто причудливое: к примеру, предположили, что пенсионный возраст начнет увеличиваться, мужчинам придется работать до 70 лет, а женщинам – до 65, или поведали о простой однократной индексации пенсии. Как нетрудно догадаться, из-за подобных нововведений весь сыр-бор и затевать не стоило.

Впрочем, в подобном незнании нет ничего постыдного. Реформа пенсионной системы идет уже много лет, важные качественные изменения назрели, но инициатив слишком много, а их механизмы сложны. В итоге разговоры об утверждении новой схемы ещё не доведены до конца – к примеру, на этой неделе депутаты Госдумы обсудили пакет законопроектов совместно с лидерами непарламентских партий и большинством голосов решили, что закон хорош, но «сыроват». Что, впрочем, не помешает нам взглянуть на то, что сейчас происходит с данной реформой.

ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ…
Для начала стоит вспомнить о том, каким образом формируется трудовая пенсия граждан.
С 2010 года трудовая пенсии по старости для граждан, родившихся после 1966 года, состоит из двух частей: накопительной и страховой. Любой российский работодатель, платящий «белые» зарплаты, направляет в Пенсионный фонд России 22% средств сверх заработной платы сотрудника. Перечисляемая сумма пропорциональна зарплате – именно заботой о нашей будущей пенсии объяснялась широкая кампания против «зарплаты в конвертах».

Шесть процентов от перечисленного идут в солидарную часть и позже трансформируются в фиксированную пенсию, на сегодняшний день составляющую 3610 рублей с копейками. В страховую часть – это та пенсия, которую государство гарантирует каждому человеку по достижении пенсионного возраста, – направляются 10% от фонда оплаты труда. Эти отчисления фиксируются на лицевом счете гражданина и периодически индексируются государством. Сейчас страховые деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам, но позже, когда человек сам уйдет на заслуженный отдых, набежавшую на его счете сумму поделят на 228 месяцев (примерный срок жизни на пенсии, рассчитанный по демографическим показателям, немного «чернушно» называемый «периодом дожития») и будут ежемесячно выплачивать. У граждан старше 1966 года в страховую часть направляются все 16%.

Вторая часть – накопительная, и именно на этом поле разворачивается немалая часть реформ. Накопительная часть предназначена для инвестирования и возможного получения дополнительных доходов. Кроме того сюда, по желанию, можно направлять дополнительные взносы. Таким образом, теоретически она может пополниться не только благодаря шести процентам от работодателя, но и благодаря удачному вложению средств. Правда, государство настоятельно рекомендует для такой «игры» выбрать посредника в лице негосударственных пенсионных фондов.

В прошлом году отчисления в накопительную часть было предложено снизить до 2 процентов, остальные же средства отправить в страховую часть. Впрочем, составив соответствующее заявление, гражданин мог сохранить шестипроцентное отчисление. Средства же тех, кто частную компанию не выбрал (их довольно невежливо назвали «молчунами»), переданы в управление государственному Внешэкономбанку.

Увы, сейчас стало очевидно, что реформа (то ли чересчур оптимистично рассчитанная, то ли просто разработанная с заложенной внутри ошибкой), увеличила нагрузку на бюджет, и ПФР оказался лицом к лицу с дефицитом. И, как утверждают эксперты Центра макроэкономического анализа, данная проблема сама собой не исчезнет – по крайней мере, с нынешними показателями демографии. Количество пенсионеров в следующие несколько лет будет расти, а экономически активного населения станет меньше – вечно латать прорехи фонда средствами из бюджета просто невозможно. На деле выходов из подобных ситуаций множество и один из них – пусть и крайне непопулярный – это повышение планки возраста выхода на пенсию.

Впрочем, пенсионный возраст в России сейчас значительно меньше, чем в странах Европы, и пока он не вырастет, повышения порога ждать не стоит. И всё же государство решило стимулировать россиян на более поздний срок выхода на пенсию, пусть и не насильно.

С КОРАБЛЯ НА БАЛЛЫ
Что же произойдет, если пакет законопроектов войдет в силу?

Для начала проект предполагает разделение трудовой пенсии на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для лиц старше 1966 года рождения здесь ничего не изменится, для них будет действовать только страховая часть пенсии, зато «молодёжи» предлагается выбор — направлять все шесть процентов либо в накопительную часть, либо в страховую. Срок, отпущенный на выбор тарифа, скорым истечением которого радостно пугали граждан ходившие по квартирам представители НПФ, продлевается при этом до конца 2015 года.

Также, согласно новой пенсионной формуле, на размер пенсии в первую очередь будут влиять три параметра: размер заработной платы, длительность страхового стажа и возраст обращения за назначением трудовой пенсии. Если первый пункт достаточно прост (чем выше зарплата, тем выше пенсия, а «серая зарплата» без взносов в систему пенсионного страхования – это плохо), то второй и третий требуют некоторого разъяснения.

Дело в том, что если проект будет одобрен, то страховую пенсию станут измерять не в цифрах, а в «баллах» или, говоря официальным языком, в «годовых пенсионных коэффициентах».

Годовой коэффициент будет равен отношению суммы страховых взносов, которую работодатель отдает на формирование страховой части пенсии по выбранному тарифу (10 или 16 процентов) к максимальной заработной плате, с которой работодатели по закону уплачивают взносы в систему пенсионного страхования или «предельного годового заработка» (в 2013 году он составил 568 тысяч рублей). Ах, да. Ещё умножьте получившееся число на десять. Таким образом, как отмечается в проекте, значение коэффициента будет выше у тех, кто отказался от формирования накопительной части. К тому же, чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем большее количество пенсионных коэффициентов будет начисляться за каждый год трудовой деятельности, выходить на пенсию станет выгоднее позже, а активную рабочую жизнь продолжать дольше. Добавим, что в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал – к примеру, за каждый год срочной воинской службы начисляется 1,8 балла, а год отпуска по уходу за третьим ребенком оценивается в 5,4 балла.

Постепенно повысится минимальный стаж, необходимый для получения трудовой пенсии — с 5 до 15 лет. Сообщается, что для тех, кто выйдет на пенсию в 2017 году, он должен составить не менее 7 лет; если выход на отдых предполагается к 2020 году — 10 лет минимального стажа. К 2025 году он составит 15 лет. Если не отработать требуемое количество лет, то рассчитывать можно будет лишь на социальную пенсию.

Таким образом, трудовую страховую пенсию нужно будет заработать, выполнив три условия: войти в пенсионный возраст (он, напомним, не изменился), иметь трудовой стаж не менее 15 лет и иметь на счету не менее 30 «проходных баллов» - по данным правительственных экспертов, подобную планку смогут легко перешагнуть не менее 97% будущих пенсионеров.

Что до вызвавшей наибольшие нарекания инициативы – в 2014 году «заморозить» прием новых накоплений в НПФ и перевести эти средства на сглаживание бюджетного дефицита Пенсионного фонда, то Минфин объяснил данное решение в первую очередь не желанием закрыть пробелы в бюджете, а грядущей реформой НПФ, в рамках которой фонды пройдут проверку и позже средства вернутся обладателям. И всё же сейчас данные деньги могут быть пущены на ликвидацию дефицита – несмотря на то, что «дыра» шире «затычки» более чем в два раза.

БУДУЩЕЕ ТУМАННО
Надо заметить, что дебаты вокруг реформы ещё далеки до завершения.

Количество экономических реалий, которые нужно учесть народным избранникам и экспертам, порой приводит к совершенно разным выводам. Так, даже трогательно единые в своих мнениях депутаты Госдумы, 19 ноября обсуждавшие закон в первом чтении, здесь ухитрились разойтись во взглядах – против реформ высказались все «оппозиционные» партии нижней палаты.

Справедливоросс Оксана Дмитриева, опубликовавшая в ходе заседания в Твиттере страшную для большинства гуманитариев общую формулу расчета пенсии, сочла нынешний способ отмены накопительного пенсионного элемента непоследовательным, но верным. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин оказался не впечатлен балльной системой, которая, по его мнению, отделяет привилегированную касту чиновников от остальных граждан и, как сообщает агентство REGNUM, предложил ПФР стать акционером крупных отечественных сырьевых компаний, что позволило бы пенсионерам получать долю от продажи сырьевых ресурсов за рубеж.

Ранее в эффективности пенсионной реформы усомнился бывший министр финансов Алексей Кудрин, который раскритиковал решение о направлении накопительной части пенсии в ПФР. По его мнению, государство не должно менять установленные правила в угоду сиюминутным потребностям. Кроме того, экс-министр заявил, что накопительную часть пенсии нужно сохранить.

Уже упоминавшиеся эксперты Центра макроэкономического анализа тоже не строят радужных предположений. В перспективе возврат к распределительной системе, пишут они, повлечет за собой рост социальных обязательств государства перед населением, а пенсии в этом случае дорого обойдутся бюджету. Ничего не скажешь, оптимистично…

Но у экспертов есть хоть какая-то информация, а на чем основываться оптимизму граждан? Согласно уже упоминавшемуся опросу Фонда изучения общественного мнения, оценить грядущие перемены многие граждане затрудняются, поскольку не понимают их сути, но среди тех, кто взялся дать оценку, преобладают негативные отзывы. Немудрено – информация о реформе нуждается в оформлении и упрощении, ведь разговоры о ней звучат очень долго и очень неясно.

Делать прогнозы о будущем собственной пенсии сложно – в данной ситуации, когда споры власть имущих не утихают, строить предположения о том, какая из стратегий вложений будет выгодна, просто невозможно.

Остается ждать окончательного решения по вопросу пенсионной реформы – но кто знает, сколько ещё таких решений выпадет на наш век?


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


пенсии